Знакомство с Песней Песней. Часть II. Тогобицкий П.Б.

В первой заметке мы поговорили о подходе к толкованию Песни Песней.  Теперь посмотрим, что получается, если читать эту книгу как повествование о взаимоотношениях Соломона и его невесты/жены.

Обзор содержания книги

Песнь Песней — не набор разрозненных высказываний. Это история взаимоотношений. Её единство подчёркивается общими темами, развитием сюжета, построением книги. В частности, обратите внимание на то, как первая часть перекликается с последней, вторая с предпоследней и т.д. (этот поэтический приём называют «хиазм»). Или, например, посмотрите на влюблённую и немного растерянную провинциалку вначале, объясняющую свой загар бледным придворным девам и обиженную на своих братьев (1:4-5). Сравните это с последующим пониманием того, что братья заботились о чистоте сестры, и со спокойным достоинством той, которая преподнесла эту чистоту своему мужу (8:8-10).

Для толкования сюжета книги важно обратить внимание на то, что невеста встречает свою брачную ночь как «запертый сад… заключенный колодезь, запечатанный источник» (4:12) – это образ девственности. По этой причине варианты толкования, которые предполагают сексуальные отношения до брака, неуместны. Либо речь идёт о чём-то ином (как в 1:5 или 2:3), либо нечто совершается в мечтах и воображении (как в 1:1-3; 2:6). Примите Песнь как драматичную историю и пройдите с её героями их путь от влечения, влюблённости, свидания, к страху и надежде, свадьбе и брачной жизни, новым страхам, надеждам и радостям, новым свиданиям мужа и жены, и к более глубокому осмыслению любви.

Часть I. Влюблённость и влечение (1:1-2:7)

Начало книги представляет нам влюблённых друг в друга героев. Нам показаны мечты невесты о возлюбленном (1:1-3, 11-13; 2:4-6). Эти переживания столь сильны, что в конце сама невеста произносит: «Заклинаю вас, дщери Иерусалимские, сернами или полевыми ланями: не будите и не тревожьте любовь, доколе не пришло её время» (в Синодальном переводе: «…не тревожьте возлюбленной, доколе ей угодно»). Сила любви велика, и требует осторожности, чтобы не наделать глупостей. Также мы читаем здесь о разговорах влюблённых. Это шуточная любовная болтовня (1:6-7), комплименты (1:8-10), или даже забавное соревнование – кто кого перехвалит (1:14-2:3). Текст наполнен взаимным восхищением, и может послужить хорошим напоминанием нам о красоте зарождающейся любви.

Часть II. Жених приглашает невесту на прогулку (2:8-17)

Во второй части книги рассказывается о свидании. Жених приходит домой к невесте, приглашает её на прогулку. Его влюблённость подчёркивается тем, что он «скачет по горам, прыгает по холмам» (2:8) – такой энтузиазм легко понять. Он говорит о весне, и весна является здесь и поводом для свидания, и ярким образом расцветающей любви. Невеста уверенно заявляет: «Возлюбленный мой принадлежит мне, а я ему» (2:16). Тем не менее, ситуация не безоблачная: образ лисинят, портящих виноградники (2:15), намекает, что существуют потенциальные проблемы, которые нужно решать. Самая прекрасная влюблённость может быть разрушена, например, неверностью. Любовь сильна, но требует бережного отношения.

Примечателен и конец свидания. Невеста говорит: «Возвратись, будь подобен серне или молодому оленю на расселинах гор» (2:17). Хотя здесь часто видят сексуальный подтекст, всё же речь идёт о необходимости вернуться в смысле вовремя прервать свидание. Любовь требует осторожности, и для всего есть своё время.

Часть III. Сон невесты (3:1-5)

Следующая часть книги представляет собой сон. Он тревожен – возлюбленный затерялся на улицах города. Образы города и стражей угрожающие. В отличие от садов и полей (Божьих творений), эти человеческие структуры напоминают, что любовь живёт в падшем мире. Впрочем, сон заканчивается хорошо: жених найден и приведён в материнский дом. Сам по себе сон, где соединены желание и тревога, напоминает нам, сколь непроста любовь. Не случайно данный раздел заканчивается знакомым рефреном: «не будите и не тревожьте любовь, доколе не пришло её время» (3:5). При всей силе чувств, для всего есть порядок.

Часть IV. Брак и ночь любви (3:6-5:1)

Наконец наступает время брака. Текст содержит небольшое описание прибытия невесты в Иерусалим, видимо, на специальном носильном одре Соломона в сопровождении шестидесяти телохранителей (3:6-10). Сам Соломон предстаёт «в венце, которым увенчала его мать его в день бракосочетания его, в день, радостный для сердца его» (3:11). Красота свадьбы также отражает радость любви. Но гораздо больше внимания уделено первой брачной ночи и красоте возлюбленной (4:1-5:1а).

Соломон описывает невесту, начиная с глаз и волос и спускаясь всё ниже (4:1-5), рассказывает о своём желании, восхищении и пленении (4:6-9), радуется её ласкам (4:10-11). Его призыв прийти с Ливана (4:8) подчёркивает возникающую близость. Муж и жена становятся одной плотью. Текст указывает на девственность невесты (4:12). Язык повествования становится всё более метафоричным. Интимные отношения изображаются как сад полный удивительных плодов (4:12-5:1а). Песнь Песней очень откровенна, но сдержанна и не вульгарна в своих описаниях. На любовь и желание жениха невеста отвечает согласием и призывом: «Поднимись, ветер, с севера и принесись с юга, повей на сад мой, – и польются ароматы его! – Пусть придет возлюбленный мой в сад свой и вкушает сладкие плоды его» (4:16).

В конце сцены звучат примечательные слова: «Ешьте, друзья, пейте и насыщайтесь, возлюбленные!» (5:1б). Кто предписывает влюблённым насыщаться «плодами сада»? Кто присутствует с ними в брачном чертоге? Это говорит рассказчик, но за ним мы можем разглядеть благословение Бога. Он — создатель брака. Он сочетает мужа и жену. Он задумал также и наслаждение интимной стороной отношений в браке.

Часть V. Сон жены (5:2-7:11)

События следующей сцены происходят спустя некоторое время после свадьбы. Жена опять видит тревожный сон, который перекликается с прежним, но страшнее. В 5:2-5 описан то ли конфликтный каприз жены, то ли некая игра мужа и жены, вдруг превращающаяся в разлуку и потерю (5:6). Теперь во время поисков стражи избили, изранили жену, сняли покрывало (5:7). Через этот образ насилия Соломон показывает, что любовь в этом мире не свободна от ошибок, страхов и опасностей. Мы понимаем, что её хрупкость требует защиты.

Впрочем, текст не оставляет нас пред лицом беды. Далее описано восстановление отношений. Трудно сказать, где заканчивается сон, и заканчивается ли он до конца сцены (странный и трудный для перевода текст в 6:12 можно понять как чудесное перемещение во сне в царскую колесницу). Восстановление начинается с того, что жена вспоминает и рассказывает о красоте мужа (5:9-16). Как и он ранее, начиная с головы и спускаясь всё ниже. Описание мужа перекликается с прежним описанием жены (гл. 4) многими деталями. Вообще, в книге постоянно видна взаимность любви и равенство мужчины и женщины в интимных отношениях. Оба радуются, восхищаются, желают, принимают и дарят любовь.

Далее вдруг оказывается, что возлюбленный в «своём саду» (6:1-3), что напоминает образы интимных отношений брачной ночи. Он вновь описывает любимую во многом именно так, как делал это раньше (6:4-7). Сочетание новых комплиментов и старых привычных ласковых слов – всё призвано успокоить и ободрить жену.

Далее говорится, что хотя «есть шестьдесят цариц и восемьдесят наложниц и девиц без числа, но единственная – она, голубица моя, чистая моя; единственная она у матери своей, отличенная у родительницы своей» (6:8-9). Комплимент несколько странный. Жена единственная, но она среди множества «конкуренток». Возможно, это стоит за переживаниями, приведшими к ночному кошмару о разлуке и злых стражах. Любовь в Песне Песней реализуется в падшем мире, где есть гаремы и есть банальные измены, но, по крайней мере, в тексте Песни Соломон подчёркивает уникальность своего отношения своей жене. Подлинная любовь предполагает взаимную посвященность.

Наконец, через вопросы о своей единственной возлюбленной (6:10-7:1), Соломон подходит к ещё одному восхищённому описанию жены и своего желания по отношению к ней (7:2-10а). Это описание, с ног до головы, откровеннее, чем описание во время брачной ночи. Семейная жизнь не удалила восторг и желание близости, но углубила его. Затем жена, разделяя с мужем приятное утомление любви (7:10б) и видя его отношение к себе, смело говорит: «Я принадлежу другу моему, и ко мне обращено желание его» (7:11). Страх ночного кошмара позади, влюблённые сейчас вместе.

Часть VI. Жена приглашает мужа на прогулку (7:12-8:4)

Следующая часть перекликается с историей о свидании в начале книги. Но теперь уже жена зовёт мужа на весеннюю прогулку в сельскую местность. Образы буквальных садовых плодов накладываются на привычные метафоры любовных отношений. Радость любви здесь такова, что хочется публично целовать мужа (8:1), но в поведении героев есть сдержанность (напоминающая сдержанность и самой книги) – для всего своё время. Примечательно, что старые слова девичьей мечты «левая рука его у меня под головою, а правая обнимает меня» – становятся здесь описанием реальных взаимных объятий (ср. 2:6 и 8:3), а рефрен «не будите и не тревожьте любовь, доколе не пришло её время» (8:4) теперь указывает, что время любви пришло, и всё сделано правильно.

Часть VII. Осмысление любви (8:5-14)

Последняя часть книги перекликается и контрастирует с её началом. Там была влюблённость, здесь – несколько эпизодов осмысления любви. В 8:5, видимо, присутствует отсылка к началу отношений, но теперь есть брак и звучат кульминационные слова Песни: «Положи меня, как печать, на сердце твое, как перстень, на руку твою: ибо крепка, как смерть, любовь; люта, как преисподняя, ревность; стрелы ее – стрелы огненные; она пламень весьма сильный. Большие воды не могут потушить любви, и реки не зальют ее. Если бы кто давал все богатство дома своего за любовь, то он был бы отвергнут с презреньем» (8:6-7). Жена и требует преданности, и очень нуждается в ней. Она настаивает, чтобы только она принадлежала мужу, и делает себя принадлежащей. Смерть и преисподняя могущественны в своей неизбежности, но такова же и сила любви и ревности. Стрелы и сильный огонь (или даже «Божий огонь») оказываются надлежащими образами для их описания. Этот огонь могущественнее любых вод. И наконец, настоящая любовь не продаётся (для богатейшего Соломона это важное напоминание).

Здесь очень возвышенное описание, но и весьма тревожное. Ревность, попытки потушить, продажность – всё напоминает о проблемах падшего мира. Однако героиня книги может в нём любить.  Примечательно, что в книге нет равного по силе ответа Соломона. До некоторой степени, призыв повисает в воздухе. Муж в конце книги стремится слышать голос возлюбленной (8:13), жена зовёт его бежать как серна или молодой олень (8:14), но где исповедание полной преданности? Соломон, как мы знаем из 3 Цар. 11:3-4, превратился в многоженца. Книга же оборвана им на полуслове, что делает этот открытый финал вопросом уже к нашей любви и верности.

В последнем разделе Песни есть и ещё один примечательный эпизод. Неожиданно звучат голоса братьев из детских лет жены. Рассуждая о её возможном поведении при взрослении, они готовы вознаградить скромность («стена»), но воспрепятствовать сексуальной доступности («дверь») (8:8-9). Героиня сохранила скромность (и девственность), так что теперь она в глазах мужа «как достигшая полноты» (8:10; кстати, здесь интересная игра слов: «полнота» или «мир» – известное слово «шалом», от того же корня происходит имя Соломон и, возможно, наименование жены Суламита [7:1]). Это важное дополнение темы самоконтроля, проходящей через всю книгу и тесно связанной с темой преданной любви.

Бог через Соломона дал нам заглянуть в жизнь замечательной невесты и жены. Взросление и мечты о любви, томление и страхи, настороженность и влюблённость, комплименты и свидания, насмешки окружающих и доверие любимому, свадьба и брачная ночь, желание и отдача, новые страхи и углубление любви, восхищение и принятие, ревность и успокоение, мечты и воспоминания, хрупкость и достоинство – через аккуратный показ всего этого Бог помогает нам почувствовать, как устроено задуманное им супружество и призывает нас задуматься о силе и верности и нашей собственной любви. Так что краткая история, представленная в Песне Песней, очень важна.    

Некоторые замечания о супружеской любви в книге

Вся книга – гимн верной супружеской любви, наполненной радостью интимных отношений. Эмоциональный текст Песни не сводится к нескольким принципам, иначе поэзия была бы не нужна. Он вдохновляет и направляет своими образами. Тем не менее, несколько общих замечаний о супружеской любви могут быть полезны.

Супружеская любовь наполнена радостью

Вся Песнь пронизана ощущением восторга от любви. Дружба, влюбленность, свидания, свадьба, вкушение плодов любви – всё это даёт радость. В центре Песни звучит призыв: «Ешьте, друзья, пейте и насыщайтесь!» (5:1). Это можно рассматривать как Божьи слова благословения для людей, наслаждающихся супружеской любовью. Дарите и ищите такую радость. Обратите также внимание, что эта радость представлена как взаимная. На протяжении всей книги муж и жена предстают как равные партнёры в любви. В нашей жизни часто бывает, что супружество воспринимается как способ обретения личного удовольствия. Но в Песне радость получения неотделима от радости заботы о другом. Путь наслаждения должен быть общим.

Супружеская любовь умеет видеть красоту

Жених говорит невесте: «Ты прекрасна, возлюбленная моя» (1:14). Она отвечает: «Ты прекрасен, возлюбленный мой» (1:15). Влюблённые постоянно описывают красоту друг друга. Здесь важно вспомнить известный принцип: «Красота в глазах смотрящего». Учитесь смотреть так, чтобы восхищаться.

Любовь поэтически представлена в книге, как захватывающая все чувства. Она сладка на вкус (2:3; 4:16; 5:1, 13). Она связана с благоуханием виноградников, мирра и фимиама, и Ливана (2:13; 3:6; 4:11; 5:13). Она сопровождается объятиями и прикосновениями (1:1; 2:3-6; 4:10, 11; 5:1; 7:6-9; 8:1, 3). Взгляд возлюбленной пленяет (4:9; 6:13). Голос возлюбленного волнует сердце (5:2). Учитесь такой полноте любви.

Наконец, стоит отметить, что иногда красота любви мила, а иногда она же предстаёт и как грозная сила: «Кто эта, блистающая, как заря, прекрасная, как луна, светлая, как солнце, грозная, как полки со знаменами» (6:10). В любви есть место трепету от прикосновения к силе, которая выше смерти, преисподней и многих вод (8:6-7). Бог, сотворив человека, создал нечто воистину удивительное. Стоит всегда благодарить Его за такой замысел.

Супружеская любовь эротична

Христианство часто с подозрением относится к эротической составляющей жизни. Песнь привносит должный баланс в эту сферу. Возлюбленные постоянно восхваляют физическую красоту друг друга. Несмотря на метафоры и эвфемизмы, многие описания явно эротичны. Например, посмотрите, как говорится о сексуальной привлекательности груди женщины (4:5; 7:4, 8-9; 8:10). То, что было бы неуместно в других ситуациях, в рамках брака оказывается благом. Также обратите внимание на страстность в отношениях. Невеста «изнемогает от любви» (2:1), у мужа пленено сердце (4:9), у жены волнуется внутренность (5:4) и т.п. Вся книга пронизана влечением друг к другу. Наконец, заметьте, что в книге отсутствует стыд в супружеской любви (но не за её пределами). Муж и жена спокойно и открыто преподносят свои тела друг другу. Так что наслаждайтесь друг другом, не забывая, что наслаждение предназначено для обоих, а не для кого-то одного (ср. 1 Кор. 7:3-5).

Супружеская любовь целомудренна

Интимные отношения представлены, как уместные только после свадьбы. Рефреном звучит призыв героини к другим девушкам: «Заклинаю вас, дщери Иерусалимские, сернами или полевыми ланями: не будите и не тревожьте любовь, пока не пришло её время» (2:7; 3:5; 8:4). Сама героиня находилась под внимательным попечением своей семьи (8:8-9) и при всей бури чувств сохранила девственность. После заключения брака тоже есть место сдержанности. В 8:1-2 жена желала бы, чтобы Соломон был ей братом, тогда она могла бы целовать его на людях, но раз не так, то поцелуи откладываются до времени уединения. Сила влечения не отменяет необходимость самоконтроля и до, и во время брака. В этом есть хорошие уроки и для молодых, и для уже имеющих семью.

Супружеская любовь уязвима

Хотя в книге много говорится о силе любви, чувствуется и тема опасности. Лисинята объедают виноградники, и те погибнут, если лисинят не ловить (2:15). Ночами снятся кошмары (3:1 и дал.; 5:2 и дал.), где возлюбленный теряется, отношения рушатся, а городские стражи нападают. Это не пустая блажь невесты или жены – вокруг девицы, царицы, наложницы (6:8), да и мы знаем, что в жизни Соломона многоженство оказалось разрушительным, особенно к старости (3 Цар. 11:3-4). Так что ревность, к сожалению, предстаёт уместной, и она «люта как преисподняя» (8:6). Здесь есть важный вопрос к каждому: как мы ответим на переживания тех, которому нужны наша любовь и верность? В семейной жизни есть важная особенность. Вступая в брак, мы отрываемся от всех остальных людей. Мы прилепляемся друг к другу, и нужно понять, что Бог не дал моему супругу никого, кроме меня, чтобы ответить на его жажду любви. Не разрушайте себя и супруга своей неверностью.

Значимость книги

Песнь Песней читается как драма. История любви всегда интересна. Но она предназначена для большего, чем просто сказать, что любовь и интимность – это хорошо. Это Божье средство для возгревания любви в нас. Если восхищение влюбленных в книге побуждает вас восхищаться друг другом – вы правильно читаете эту книгу. Если их радость друг о друге наполнила вас такой же радостью – вы на верном пути. Если их страхи побудили вас защитить от страхов того, кто рядом – вы научились важному. Если осознание благословенности брака привело вас к поклонению Богу – вы не зря открыли Библию на этих страницах. Песнь Песней — один из удивительнейших источников радости в Писании. Не игнорируйте эту радость. Пусть пламя любовь, даруемой Богом, не гаснет, и не обжигает, но греет вас и того, кого вы любите!

Похожие статьи

Comments are closed.