Значимость изучения Ветхого Завета, Даниель Блок

Даниель Блок (родился в 1943 г.) заслуженный профессор Ветхого Завета в Уитонском колледже, Доктор философии; Школа археологии и востоковедения, университет Ливерпуля, 1982 г. Участвовал в переводе исправленного издания New Living Translation в качестве ведущего переводчика, ответственного за книги Моисеевы. В июне этого года он читал курс «Евангелие Моисеево в книге Второзаконие» студентам и выпускникам НББС.

Доктор Блок отвечает на вопрос о значимости изучения Ветхого Завета и его связи с Новым Заветом.

Во-первых, Библия повествует нам одну историю. Она не рассказывает нам две разных истории. Многие люди, по крайней мере, у меня на родине, думают, что Ветхий Завет оказался несостоятельным, и это проблема, которую должно решить посредством Нового Завета. Но это не так. У Бога не бывает  неудавшихся дел. Его план и откровение никогда не окажутся неудачными. Он всегда знает, что Он делает и никогда не совершает ошибок. Но в чем же тогда дело? Проблема в том, что Израиль не исполнил свою часть, а не Бог. Поэтому, первое, что  мы должны осознать, это то, что весь мир лежит под проклятием и подлежит Божьему суду. Но любое движение Бога по направлению к человеку  — это благодать. Часто люди критикуют эту точку зрения. Они, например, напоминают о потопе и спрашивают: «Что это за Бог, который сделал такое»? Но и мы тоже можем спросить их: «Что это были за люди, которые своим образом жизни бунтовали против Бога»? Он сотворил их по Своему образу, поместил их в самые лучшие условия, дал им власть, чтобы они управляли этим миром. А дальше посмотрите, до какого бедственного состояния они довели этот мир.

Но нам следует обратить внимание на Ноя. Ной обрел благодать в очах Господа. О нем сказано: «Ной был человек праведный и непорочный в роде своем; Ной ходил пред Богом» (Быт.6:9). Но если быть внимательным, то можно увидеть, что эти слова в тексте находятся после слов о том, что он обрел благодать перед Богом. Благодать – это не воздаяние за то, что он был праведным. Поэтому нужно понимать, что с самого момента сотворения, каждое действие Бога по направлению к человеку не было действием суда, но действием благодати. И даже посреди Божьего суда всегда присутствует благодать.

Следующее, что нужно понимать, это взаимосвязь вести Нового Завета и Божьей благодати в Иисусе Христе. Иисус Христос  — это воплощение благодати в материальную форму, и это происходит в Личности. Это то, о чем провозглашали пророки и Моисей от самого начала. Они передавали слово о благодати, а Иисус её олицетворение. В Ин.1:16-17 записано: «От полноты Его все мы приняли и благодать на благодать, ибо закон (Тора) дан чрез Моисея»,- и это благодать! Далее: «…благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа»,- это воплощение. Вот в чем разница, но все это проявление благодати. Моисей никогда не смог бы заменить собой Иисуса или быть как Он. Моисей не Слово ставшее плотью, но он голос, передавший весть от Бога. Поэтому когда Иоанн говорит о Христе: «мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» (Ин.1:14), и Он полон благодати и истины, то мы должны понимать, что это взято со слов Моисея. В Исх. 34:6-7.  Бог открывает Самого Себя, и здесь приведена Его наиважнейшая характеристика: «ЯХВЕ, ЯХВЕ, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, сохраняющий [правду и являющий] милость в тысячи родов, прощающий вину и преступление и грех, но не оставляющий без наказания, наказывающий вину отцов в детях и в детях детей до третьего и четвертого рода». Чаще всего мы обращаем больше внимания на слова о том, что виновный не останется без наказания. Именно это определяет наше представление о Боге Ветхого Завета. Но о Боге в Новом Завете мы думаем, что Он совершенно другой. Нет, нет, нет!!! Бог Нового Завета точно такой же, как и Бог Первого Завета. Когда наши глаза откроются на это, то мы сможем увидеть это во всей Библии. В Псалме 50:3 написано: «Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои». Откуда взяты все эти выражения? Что такое «Твое милосердие», ХЕСЕД? Это из книги Исход 34:6-7. Или вспомните другую историю, когда ниневитяне покаялись. Иона очень рассердился и сказал Богу: «Я знал, что это произойдет, потому что Ты Бог милосердный, сострадательный, долготерпеливый и многомилостивый и сожалеешь о бедствии. И когда грешники покаялись, Ты отменил бедствие, которое Ты им приготовил». Иона говорит далее: «этого я не мог стерпеть и потому решил убежать». Подобных иллюстраций множество. Благодать Бога настолько очевидна, что нужно лишь открыть глаза, и она станет заметна. Но этого не происходит из-за того, что мы не уделяем достаточно времени изучению Первого Завета. Еще одна причина в том, что мы слышим множество негативных высказываний о Торе в Новом завете, и мы даже не пытаемся найти благодать в Первом Завете. И это становится трагедией.

Первый Завет — это единственная Библия, которая была у апостолов. Это была та Библия, которую читал Иисус. Именно о ней Он сказал, что «ни одна йота не прейдет, пока не исполнится все» (Мтф. 5:18). Он не стал избавляться от Первого Завета, как от старого хлама, но Он утверждает и исполняет его.

Есть еще одна причина, по которой нам важно изучать Первый Завет. Это источник лексики, с помощью которой авторы Нового Завета описывали дела Христа. Из него они взяли понятия об искуплении из Египта, об освобождении от рабства, о чудесах и знамениях. Все это мы можем увидеть в Деяниях и в Евангелиях. Первый Завет стал словарем, из которого можно узнать  о жертвах и что значило для Иисуса быть Агнцем Божиим.  Это невозможно понять, если не ссылаться на жертвоприношения в Первом Завете. На моих занятиях мы также рассматриваем что-то более знакомое для слушателей. Например, Молитва Господня.

«Отче наш, сущий на небесах…» — эти слова не что-то новое в Новом Завете. Если ваши глаза открыты, то вы вспомните слова: «вы сыны Господа Бога вашего», Втор. 14:1 или «Господь, Бог твой, носил тебя, как человек носит сына своего», Втор.1:31.

«Да святится Имя Твое…» — в чем суть? «Будьте святы, потому что Я свят», Лев.11:45.

«Да приидет царствие Твое, да будет воля Твоя на земле как и на небе…» — это выражение Божьих планов, которые Он приготовил от самого начала.

«Хлеб насущный дай нам на каждый день…». Это выражение на греческом — буквальное описание «манны». Бог и до сих пор источник нашего хлеба.

«И не введи нас во искушение, испытай нас, и избавь от лукавого…». В английских переводах всегда говорится «избавь нас от зла». От зла в целом или от какого-либо вида зла, это может быть как бедствие, так и искушение ко греху. Но интересно то, что в греческом перед этим словом есть артикль. Т.е. избавь нас от некого конкретного зла. В переводах же, сделанных специалистами по греческому языку, добавляется сноска «избавь нас от Злого (Лукавого)», потому что они считают, что это олицетворение зла, что бы это ни было. Но Иисус не имеет этого в виду. Во Второзаконии «ЗЛО» (с артиклем) – это всегда искушение нарушить первую и наивысшую заповедь. «Да не будет у тебя иных богов». В книге Судей восемь раз «сыны Израилевы совершили ЗЛО, они пошли блудно вслед Ваалов», за другими богами. В этом суть. «Избавь нас, верующих в Иисуса, от искушения пойти вслед иным богам».

И конечно же, в конце говорится: «ибо Твое есть Царство и сила и слава вовеки веков». Откуда это? Вы не сможете понять Господню молитву, если Вы не читали Второзаконие, Псалтирь,  или Исаию.

Я думаю, это еще одна важная причина. Если так читать Слово Божье, тогда Иисус займет должное Ему место. Не всё указывает на Иисуса, как думают некоторые, но всё ведет к Иисусу. В нашей стране люди думают, что нужно уметь найти Иисуса в каждом тексте. Я так не думаю. Конечно, везде можно увидеть Бога. Иисус – Бог, так что в этих словах есть доля правды. Но мы не должны делать образы Христа из всего подряд, ведь не всегда есть что-то, что указывает на Него. Это есть в мессианских текстах таких как: «Дева зачнет», или «Семя жены сокрушит голову змея». Я воспринимаю эти слова как указатели на Мессию. Такие упоминания не обязательно должны быть в каждом тексте. Но, с другой стороны, все события — это шаги на пути ко Христу. Вы не сможете полностью осознать значимости каждого шага, пока не достигнете вершины. Уже потом, оглянувшись назад, вы скажете: «Вот это да! Теперь я понимаю настоящую значимость этого события в Божьем плане искупления». Но это зависит от того, как мы читаем ВСЮ Библию, воспринимаем её как одно целое. Матфей не знал, что он пишет «Новый Завет». Он думал, что всего лишь пишет очередную главу. Именно поэтому он открывает свое повествование словами: «Это книга родословия Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова…сына Давидова…» Подобные тексты мы неоднократно встречаем в Первом Завете. Но только теперь настал наиважнейший момент. Это кульминация! Иисус и Его воплощение занимает центральное место не только во всей истории, начиная от Адама, но и в мессианской истории, потому что Иисус – сын Давидов. И именно по этой причине нам следует читать всю Библию и видеть её как одно целое.

26.06.2019

Comments are closed.