Значение Истории Церкви для служителя, Расселл Филлипс

C 14 по 18 января 2019 года в студенты семинарии прослушали курс лекций по Истории Церкви. Курс преподавали Расселл Филлипс и Хохлов Игорь. На наши вопросы отвечает Расселл Филлипс.

 

Как Вы думаете, какое значение имеет знание Истории Церкви для служителя?

Почему я считаю важным преподавать Историю Церкви, почему этому надо уделять свое время? Если отвечать своим братьям и сестрам в евангельских церквях в России, то можно назвать Историю Церкви историей ученичества. Когда мы открываем Библию, слушаем Слово Божие, пытаемся применять эти знания в жизни, мы это делаем вместе с другими верующими, которые живут не только в это время. История напоминает нам о том, что в этом процессе участвуют и те, кого уже нет в живых. Они уже отошли в вечность, уже прошли свой путь веры, но вместе с ними мы читаем, изучаем и применяем Писание. Есть замечательный отрывок в послании к Ефесянам 3:18-19 где написано о том, чтобы мы постигали любовь Христову. Там есть момент о том, что эта любовь настолько обширна, что Апостол Павел описывает её в четырех измерениях: «что широта и долгота, и глубина и высота, и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову». Но я хотел обратить внимание на то, к этому он добавляет фразу «со всеми святыми». Мы постигаем любовь Христову не поодиночке, но вместе с церковью и, можно сказать, с Церковью всех времен. Это именно то, что мы получаем от изучения Истории Церкви.

 

— Как, по Вашему мнению, влияет на служителя понимание развития богословия в церковной истории?

В какой-то степени, богословие не развивается. Это означает, что Бог открыл в Иисусе Христе полностью и окончательно Свое откровение: «Бог говорил нам в Сыне» (Евр. 1:2). Именно в этом смысле нет никакого развития богословия. Там где есть какое-то развитие в этом вопросе, церковная история называет это ересью. Но кроме богословия есть еще осмысление и наше восприятие Божьего Слова и Его истин. Помимо этого есть различные споры, которые появились в Церкви, когда возникали различные предположения и идеи относительно различных библейских истин. В связи с этим Церковь рассматривала их и приходила к заключению, есть ли в этом искажение истины или нет. В этих спорах было осмысленно определено то, во что должно верить и в чем заключается Божье откровение. Этот опыт нам очень полезен. С одной стороны, мы можем понимать Божью истину самостоятельно. С другой стороны, если бы мы оказались без этого опыта сегодня то для достижения того уровня понимания истины, на котором мы находимся в 21-м веке, нужен был бы еще 21 век, чтобы на своих ошибках прийти к тому же самому. Более разумно учиться на чужих ошибках, на опыте предыдущих поколений. Благодаря этому мы не обречены повторять тот же долгий и трудный путь осмысления, по которому прошли предыдущие поколения. Но этот процесс еще не завершился. Снова приходится сталкиваться с новыми ошибками и продолжать осмысливать откровение Божие. Мы оказываемся в новых ситуациях, которые требуют ответа и более глубокого понимания истины. При этом мы должны понимать ценность уже достигнутого в прошлые века, прошлыми учителями — нашими «отцами и дедами» в вере. Кто-то из них относится к нашей традиции евангельских христиан, но для нас имеют авторитет и те, кто жил до Реформации, до возникновения протестантизма. И даже если они и не разделяют все наши убеждения, мы учимся у них. К ним относятся, например, Афанасий Великий и множество тех вместе с ним, кто постигал Божье откровение. Другой пример — это Симеон Новый Богослов, вместе с которым мы постигаем важность понимания Бога. Когда же читаем произведения Григория Паламы, то соглашаемся с тем, что мы не можем познать сущность Бога, но можем познать Его только в Его действиях. Это учит нас делать правильные акценты. Также мы многое понимаем, когда читаем о Франциске Ассизском. Он желал вернуться к простоте, к проповеди Евангелия. Во всем этом есть много того, что нам близко. Список таких примеров очень обширен, поэтому важно изучать биографию и произведения наших предшественников.

 

Может ли служитель в церкви в своем понимании и применении Писания быть независимым от влияния церковной истории?

Мой опыт, как служителя, говорит, что братья с такой точкой зрения более склонны к ересям; они более склонны к какому-то субъективному пониманию или к непониманию. У Чарльза Сперджена есть такая фраза: «Мне кажется странным, что тот, кто так высоко ценит то, чему Дух Святой его учит, так мало ценит то, чему Дух Святой учит других«. Для меня важно то, как Бог применяет Свою истину ко мне. Это не откровение, так как откровение Бог уже дал в Писании, но это процесс просвещения и применения. Это то, как Дух Святой применяет ко мне вечную, объективную, полноценную, окончательную истину, которая одинакова для всех. Если для кого-то этот процесс воздействия Духа Святого является важным, то такой также должен понимать, что он не один такой. Бог работает и с другими христианами. И в Библии можно тоже увидеть этот принцип: «При устах двух или трех свидетелей будет твердо всякое слово» (2 Кор.13:1). Если есть один свидетель, например я, то надо найти в подтверждение еще одного или двух, живущих в то же время, или в той же церкви. Поэтому каждый христианин нуждается в правильной оценке своих взглядов со стороны, в том числе и в свете церковной истории.

 

Как практически в своем служении, в проповеди или наставничестве, Вы используете эти знания?

Эти знания играют важную роль в моем служении, и я часто ими пользуюсь. Есть «системные ошибки», которые обусловлены определенной христианской традицией. Находясь в среде, где были приняты определенные христианские обычаи, где есть церкви со своими особенностями, когда мы живем в рамках различных традиций, история становится особенно важной. Необходимо понимать те вопросы, с которыми постоянно приходится сталкиваться нам и другим людям. Выводы, которые я делаю для себя при изучении Писания в своей комнате наедине, нуждаются в оценке. Оценить их можно мнением других людей, возможно, более опытных, и история помогает найти их. Таких людей как я – миллиарды. Если история донесла до нас мысль какого-то христианина и при этом она была полезна многим поколениям до меня, то есть смысл прислушаться к ней. Именно она может дать верную оценку моим идеям и выводам.

Comments are closed.