Жил был «делай» (2 Царств 7:1-3), Рехвальд Г.Ф.

«Когда царь жил в доме своем, и Господь успокоил его от всех окрестных врагов его, тогда сказал царь пророку Нафану: вот, я живу в доме кедровом, а ковчег Божий находится под шатром. И сказал Нафан царю: все, что у тебя на сердце, иди, делай; ибо Господь с тобою».

Еврейский язык любит искусное обращение со словами, особенно с глаголами. Множество литературных приемов, такие как, разные породы глаголов, позиция в предложении или применение фигур речи, позволяют автору строить красноречивые предложения. Широкий инструментарий служит не только для украшения текста, но и выделяет основную мысль автора.  

Тонкие намеки, разнообразные детали подчеркивают и указывают на ключевые элементы предложения. К сожалению, большинство таких элементов теряются при переводе. Речь не о том, что теряется мысль или даже замысел автора. Содержание текста остается доступным и в переводе. Потерю можно сравнить с тем, как если бы мы попытались прочитать разноцветный текст, напечатанный черно-белой печатью. Текст остается читаемым, но лишается своей красоты и выразительности.

Чаще всего, потеря ничтожна на фоне богатства Писания в целом. Когда поле цветущих цветов радует глаз, иногда хочется поближе рассмотреть один отдельный цветок. Мы не потеряем из вида композицию всей картины, но лишь кратко останавливаемся, чтобы восхититься её деталями.

Такой маленький цветок можно найти во 2-й книге Царств 7:1-3. Этими стихами начинается центральный текст Библии. Бог заключает с Давидом завет, в котором обещано вечное царствование дому Давидову. Бог обещает происхождение Мессии из потомков Давида (стих 13). Этот текст описывает ключевое в плане спасения событие всего Писания.

Первый стих привязывает это ключевое событие к другим событиям Ветхого Завета. Стих начинается стандартной фразой еврейского языка, указывающей на начало нового эпизода. Это новое повествование следует за предыдущим, но в нем происходит смена в  главных составляющих основного сюжета, таких как герои или место действия.

Новое повествование имеет краткое введение, указывающее, в чем заключается важная перемена и отличие от предыдущих текстов. Фраза «когда царь жил» использует союз, обозначающий причину или обстоятельство. Но это еще не само повествование, а подготовка к дальнейшему событию. Если перефразировать с еврейского языка, то этот текст звучит так: «Случилось так, потому что царь жил в доме своем».

Декорации повествования установлены, занавес поднимается и начинается основная последовательность событий. Первый глагол начинает повествование о первом действии словами: «Господь успокоил». Важно отметить, что расположение глагола на втором месте в этом предложении говорит, что фраза «Господь успокоил» является началом повествования. Несмотря на наличие союза «и», глагол «успокоил» независим от предыдущего глагола «жил». Бог успокоил Давида от врагов, и поэтому теперь он живет в своем доме.

Насколько эти два события, – жил и успокоил -, причинно  связаны текст прямо не указывает. Как раз такая неопределенность и привлекает наше внимание. Читатель должен вспомнить значимость этой фразы. Она прямая цитата из книги Второзаконие: «когда Он успокоит вас от всех врагов ваших, окружающих вас, и будете жить безопасно, тогда, какое место изберет Господь, Бог ваш, чтобы пребывать имени Его там, туда приносите все, что я заповедую вам» (Вт. 12:10-11). А здесь вдруг библейская цитата определяет и дополняет то, что в самом тексте оставалось открытым вопросом: Давид может жить в своем доме лишь потому, что Бог исполнил, что обещал. И здесь сразу возникает следующий вопрос: Понял ли это также Давид? И текст дает положительный ответ: «тогда сказал царь». Теперь в тексте глагол «сказал» поставлен в прямую зависимость от глагола «успокоил». Бог успокоил и поэтому Давид размышляет и обращается к пророку. В своем обращении Давид сравнивает два жизненных положения: свое и Божье. Два раза используется глагол «жить», ранее встречавшегося в первом стихе: «Я живу в доме кедровом, а ковчег Божий живет (Синодальный перевод: находится) под шатром».

Давид уже испытывает благословение. Благоприятные жизненные обстоятельства напоминают Давиду об исполнении обещанного Богом. Это подталкивает его к дальнейшим размышлениям и переоценке ситуации. Божье обетование (Вт. 12:10-11) и испытываемое благословение направляют мысли Давида в верном направлении. Пророк с уверенностью говорит ему: «Господь с тобою». Мы видим царя, внимательно оценивающего и понимающего свое положение. Полученные благословения не приводит его к самоуверенности, – как это произошло в жизни многих царей после него. Для него благословение — повод увидеть и обратиться к Богу. Давид понимает значение слов Бога. Он относит обетования Бога к своей жизни. Бог благословил его, а теперь надо использовать это благословение во славу Божию.

Подтверждение из уст пророка показывает, когда человек испытывает благословение от Бога и вспоминает данные ранее обетования, тогда «Господь с ним во всем, что он делает». 

Похожие статьи

Comments are closed.