Заочная программа: достоинства и подводные камни

С 14 по 24 ноября в семинарии проходит очередная сессия для студентов заочного отделения. На сегодняшний день по данной программе обучается 80 студентов из разных городов России. Декан заочного отделения Герхард Рехвальд рассказал о том, какими особенностями обладает эта форма обучения и какие сложности в себе таит.

Г.Г. Рехвальд

Конечно, как декан заочного отделения, я должен его только рекламировать. Но я предлагаю взглянуть на заочную программу со стороны. Легче смотреть на все вопросы, связанные с заочной программой, на фоне очной программы. Думаю, так и стоит говорить об обучении в семинарии, что основная цель – это очная программа. А для тех, кто не может поступить на очную программу, есть альтернатива – заочная программа. Поэтому, если абитуриент думает поступать на заочную программу, стоит вначале подумать о поступлении на очную, а заочную форму рассматривать как альтернативу.

  • Без отрыва от работы;

Поступить на очную программу – значит оставить работу. А если это невозможно или нежелательно, тогда здесь заочная программа дает возможность учиться и работать одновременно. Это особенно важно для тех, у кого есть большая семья или, может быть, частный дом, — все хозяйственные вопросы, которые мешают поступать на очную программу. Если кто-то думает, что очная программа не для меня, потому что у меня есть вот эти хозяйственные вопросы, которые мешают, тогда есть у нас и заочная программа, чтобы дать возможность учиться и таким людям.

Это не преимущество заочной программы как таковой, но это определенная альтернатива.

  • Без отрыва от служения в поместной церкви;

На заочной форме возможно так же не отрываться от служения. Если, к примеру, в церкви есть только один пресвитер, и он не может покинуть свою церковь, никому ее передать, тогда для него тоже заочная программа – альтернатива. На две недели сессии уже проще организовать и найти себе замену.

  • Финансовый аспект;

Есть и финансовый вопрос, суммарная оплата за обучения на заочной программе получается меньше, чем на очной. Хотя, на самом деле, материальный вопрос никогда не должен быть для нас вопросом. Если кто-то хочет учиться, то он и найдёт себе поддержку и спонсоров.

  • Требуется большее самодисциплины;

Студент-заочник учится самостоятельно, то есть вокруг него никого нет, кто мог бы его мотивировать, контролировать или напоминать. Нет никакого давления, чтобы учиться. Поэтому если человек сам не имеет прилежности, он равнодушен к учебе, тогда заочное обучение ведет к тому, что он постоянно откладывает все на потом. В таком случае заочное обучение не может быть так эффективно.

Если есть мотивация и желание учиться, тогда можно, и желательно, работать больше, чем нужно (в реальности из-за отсутствия мотивации видим обратное), потому что заочная программа короче. Вот за эти две недели обучения здесь невозможно преподавать столько уроков чисто по времени, сколько на очной программе. Плюс отсутствует постоянное домашнее задание. В зависимости от предмета студентам начитывают 16-20 часов, очень быстрый темп, и ответственность повторять пройденное лежит на самих студентах. А повторяют или нет, уже неизвестно.

Опыт показывает, что, как правило, студент склоняется к тому, чтобы делать меньше, чем нужно. А заочная программа и так короче очной, получается, что информации студент получает в два раза меньше.

Студент заочной программы может пройти столько же, сколько студент очной, если он работает.

Как себя организовать?

На заочной программе нужно обязательно составить для себя расписание – сделать календарь и в этот календарь вписать, что я хочу успеть на данной неделе: прочитать несколько страниц, написать какую-то домашнюю работу. Чтобы в конце недели или в конце месяца оценить свои успехи, свой рост и достижения. И надо, если это возможно, выделить один учебный день. Так как люди работают, то один вечер, посвященный учебе. Чтобы знать, что этот вечер я держу свободным, и к этому вечеру можно уже заранее готовиться, материал собирать. Я уже знаю, что сегодня не успеваю читать, но у меня будет учебный вечер, тогда я прочту все необходимое.

Что еще очень хорошо сделать, так это найти себе круг людей, которые бы контролировали меня. Круг людей, перед которыми я бы имел некую подотчетность, которые бы меня спрашивали, как идет учеба, что я успел и т.д. Это самое главное, чтобы развивать какое-то постоянство.

Выучить новый язык – реально!

Заочники сами выбирают свою окончательную степень. Теоретически они могут получить магистерскую степень, если учат языки. Но статистика показывает, что греческий учат где-то 4-5 студентов, а для того, чтобы учить еврейский, греческий обязательно, поэтому на еврейский остается 2-3 студента.

Студенты проходят неживые языки, поэтому научиться на них нужно только читать. Конечно, заочникам нужно прилагать больше усилий, у них атмосфера, обстоятельства другие. Но если человек на очной программе способен, то он способен и на заочной программе. А если человек на заочной программе неспособен учить языки, тогда и очная программа для него сильно ничего не изменит, просто будет больше давления.

Изучение языка – это больше вопрос мотивации, а не личных способностей.

Важность общения

В заочной программе отсутствует один важный фактор, который во время учебы студенты не так сильно замечают, но о нем можно постоянно слышать от выпускников – это общение, постоянное общение. Заочники здесь на две недели вместе, но в течение этих двух недель они не могут столько много общаться, как студенты, которые четыре года живут вместе. И в эти четыре года входит как личное общение, так и богословское, тематическое общение. Те беседы, которые начинаются во время занятий, продолжаются и после, в свободное время. То есть очники более интенсивно переживают материал, который преподается.

Comments are closed.