Зачем нам читать труды Д. И. Мазаева? Шайфулин И.В.

Осенью прошлого года был опубликован давно ожидавшийся сборник статей Дея Ивановича Мазаева. (Мазаев Дей Иванович. Избранные статьи и проповеди / Составитель и главный редактор: А. В. Синичкин. — Самара: Издательство «Благая Весть», 2021)

Естественно, что для создателей этого сборника их труд кажется весьма значимым и полезным. А стоит ли читателям тратить свое время на довольно объемную книгу? Ниже будет представлено объяснение, почему для нас сегодня важно знакомиться с трудами наших предшественников.

Если коротко, то чтобы увидеть, каким был настоящий русский баптизм практически в самом его начале. И как бы банально это ни звучало, это будет реальное знакомство с нашим настоящим прошлым. И такой ответ требует все же некоторого развернутого объяснения.

Придется начать немного издалека. У нас есть серьезная проблема с тем, насколько мы знаем и как мы оцениваем историю: историю мы или вовсе не знаем или зачастую — вольно или невольно — используем в рамках некой идеологии, где определенная жесткая картина мира будет диктовать нам свой взгляд на наше прошлое, и мы будем приспосабливать его к этой картине. Тут трудно сказать, что из этого хуже. В первом случае будет все строго по Ключевскому с его известным «наказанием за невыученные уроки». Второй вариант, возможно, в чем-то все же хуже: историю мы помним только под определенным углом. По сути события и люди в такой истории — это только функции для какого-то удобного нам применения. И в целом получается, что история часто выглядит у нас как пародия на реальность.

Все это справедливо, к сожалению, и по отношению к церковной истории. Живучесть разных исторических мифов о людях или событиях яркое тому подтверждение. История нашего братства хоть и короткая, но также если и знакома нам, то чаще в виде застывших дат и некоторого количества имен и событий, о которых у нас очень смутное представление. Герой этой книги не исключение. Хотя он возглавлял наше братство много лет и немало сделал для него, мы знаем о нем только небольшой набор: бывший молоканин, скотопромышленник, миллионер. Достаточно ли этого? Имеет ли это сегодня какое-то значение? Несомненно. Во-первых, мы сегодня в каком-то смысле отражение нашей истории, в том числе и конфессиональной. Наши взгляды, место в обществе, наши традиции — все это сформировалось в результате вполне определенного исторического пути. И во-вторых, знакомство с реальным прошлым позволяет нам учиться. Учиться на достижениях людей прошлого и на их ошибках — на их опыте.

И самый естественный путь — это позволить им самим говорить. Поэтому мы сегодня представляем вашему вниманию сборник статей Д. И. Мазаева. Перед нами возможность познакомиться с одним из ключевых людей, через которого Бог так много сделал для появления в нашей стране живого евангельского движения. И что важно: через эти статьи перед нами предстает не некий застывший иконный персонаж, а живой человек, ведь в этих статьях мы слышим его голос, его мысли, его переживания, его взгляд на церковь и общество, учение, конфликты и многое другое. Это целый срез мысли, который показывает нам, чем жили наши предшественники. Это один из лучших способов познакомиться с настоящей историей и тем самым увидеть, чем же было наше братство в самом начале своего исторического пути. И конечно сравнить с нынешним временем. Пусть это будет в чем-то не в пользу современности, но поможет понять, что мы утеряли и к чему нужно вернуться.

Итак, возвращаясь к главному вопросу, что полезного для нас сегодня мы можем увидеть в статьях столетней давности? Мы можем увидеть, каким человеком и служителем был Дей Иванович Мазаев — тот, кто в значительной степени сформировал братство баптистов в России в конце XIX — начале XX вв. И дело не в том, что эти статьи теперь для нас должны быть голосом истины — Дей Иванович, несмотря на все свои добродетели и заслуги, был обычным человеком — а в том, что нам полезно будет учиться тому, как ему удавалось отвечать на вызовы времени и служить церкви.

Есть часто встречающееся мнение о некой узости мышления Мазаева в противопоставлении ему В. Г. Павлова: мол, Василий Гурьевич был человеком образованным и прогрессивным, а Мазаев наоборот — темным и даже ретроградом. Действительно, у Мазаева не было никакого формального образования — все образование он получил дома. Но познакомьтесь с этими статьями, и вы убедитесь, что такая характеристика Дея Ивановича не имеет ничего общего с действительностью. Вас поразит широчайший кругозор Мазаева. В своих статьях он ссылается на разнообразнейшие труды христианских авторов по толкованию Писания, истории церкви, соборному движению, межконфессиональному и межрелигиозному диалогу. Он с легкостью цитирует и Отцов церкви, и современных авторов. Он хорошо знает жизнь общества, законодательство, литературу. Возможно, именно поэтому речь в статьях живая, не казенная. Церковный язык еще не стал неким субкультурным явлением, поэтому и читать его статьи легко и интересно.

Он не боится писать на очень разные темы: вечеря, церковная дисциплина, конфликт возрастов в церкви, крещение, межцерковный диалог, апологетика, ереси, отношения между разными евангельскими движениями в России. Но не потому, что, как иногда происходит, по своей непросвещенности он готов браться за разрешение любого вопроса — наоборот, он производит тщательное исследование и представляет аргументированное и взвешенное мнение. Вызывает уважение эта смелость и решительность Мазаева: он не обходит стороной даже непростые и неоднозначные вопросы и не уклоняется от дискуссий. Он готов смело отстаивать свое мнение, если считает вопрос принципиальным, причем не только вне церкви, но и внутри, среди братьев. При этом вы не встретите в его статьях грубости или хамства под видом христианской простоты, неуважительного отношения к оппонентам. Иногда горечь и сожаление — да, но он редко позволяет себе резкость. Широта обсуждаемых тем говорит о том, что Дей Иванович был человеком, живущим церковью: ее реальной жизнью, нуждами, переживаниями, проблемами и радостями.

В этих статьях вы увидите, что у него обширнейшая переписка и встречи с очень разными людьми. Этот круг общения включал далеко не только баптистов. Все это позволяло ему взглянуть на многие вопросы со стороны и увидеть актуальность определенных тем для церкви. Потому часть его статьей носят не только просветительский, но и апологетический характер: он защищает основания веры, и эта защита была связана как раз с хорошим знанием и пониманием окружающей действительности. Кстати, Мазаев нередко обсуждает те вопросы, которые мы уже приняли как некую данность, как наш способ собственной идентификации — независимость церкви, крещение взрослых по вере и т. д. — и обсуждает гораздо глубже и основательнее, чем это принято у нас сейчас. И эта основательность обсуждения и в чем-то новизна дает возможность нам сегодня серьезней посмотреть на, кажется, привычные для нас доктрины.

Прочитайте наконец его статью о значимости богословского образования для церкви. Эта тема вызывала неоднозначные реакции уже тогда. И в своем ответе Мазаев твердо и аргументированно отстаивает свое понимание, что образование конечно не заменяет служение Святого Духа, но дает возрожденному человеку то, что никаким другим способом не достичь. Все это совсем непохоже на человека, который кроме овец и своего бизнеса ничего больше в жизни не видел.

И последнее, но не по значению. В этих статьях вы увидите, насколько Дей Иванович ценил Св. Писание. Для баптиста это вроде азбучная истина. Но посмотрите, как серьезно и вдумчиво он пользуется Библией. Для Мазаева библейские цитаты — это не просто способ завершить обсуждение и закрыть тему. Для него изучение Св. Писания действительно становилось способом определения истины в решении разных вопросов. Можно, конечно, спорить о некоторых его толкованиях, но само по себе уважение к тексту как правилу, которым надо руководствоваться при обсуждении любых вопросов, не просто похвально — оно достойно подражания. И этот подход он использовал во всех без исключения случаях. Даже когда обсуждал свои молоканские корни — у него не было священного трепета в отношении своего прошлого, и он здраво видел заблуждения в молоканской среде.

Не пройдите мимо этого сборника. Что-то будет более интересным и увлекательным, что-то — менее. Но та большая работа, которая была проделана, чтобы этот сборник появился, преследовала одну важную цель: позволить этому голосу из прошлого дать нам урок. Божья благодать, действовавшая когда-то в Дее Ивановиче Мазаеве, может производить сегодня и в нас свою благословенную работу через знакомство с его трудами.

Похожие статьи

Comments are closed.