Зачем нам богословие? И.В. Шайфулин

Мы все зачастую руководствуемся в своей жизни какими-то стереотипами, привычными моделями поведения. Что-то нам было привито воспитанием в семьях, что-то – окружающим нас сообществом.

Наши мысли, поступки, принятые решения – все это обуславливается нашим прошлым, всем тем фоном, который в значительной степени определяет нашу индивидуальность. Это оказывает свое влияние как на мелкие, незначительные вопросы, например, как мы завязываем шнурки или выбираем себе галстук, так и на принципиальные, значимые стороны нашей жизни, как, например, выбор жены. Если гендерность примеров кого-то смущает, то для женской аудитории примеры можно соответственно поменять на сумочку и мужа.

Однако для христиан и церкви в целом вопрос того, чем мы руководствуемся в своей жизни, должен рассматриваться совершенно иначе. Просто по той причине, что наш образ жизни, взгляды на самих себя и окружающую действительность должны основываться вовсе не на том, что это принято в некоем сообществе, что нас так воспитали, или что мы так привыкли, а на основании определенных, сформированных убеждений, что можно назвать учением. Именно учение должно определять все стороны жизни как церкви в целом, так и отдельного верующего. Именно различия в первую очередь в учении, а не в традициях, дают такое многообразие в современном христианском мире. По крайней мере, это то, что мы как раз и должны обсуждать, когда сравниваем разные конфессии. И вот именно об этом основании нам и нужно размышлять.

Часто в церковной среде можно услышать мнение о том, что для обычного верующего нет нужды углубляться в хитросплетения христианских доктрин, что богословие – это некая далекая от практической жизни научная сфера. Библиотечная пыль не поможет решить насущных церковных или личных проблем. Надо со всей категоричностью заявить об ошибочности и даже пагубности такого подхода. Ведь богословие – это, в широком смысле, определенный набор представлений о Боге, Его роли в мироздании, Его отношениях с человеком и т.д. В этом смысле любой человек имеет свое богословие, так как у него есть свои представления обо всех этих вопросах. А уже тем более христианин прямо таки пропитан богословием. Вопрос не в том, есть богословие у кого-то или его нет, а в том, какое оно, какими взглядами на фундаментальные вопросы жизни руководствуется человек. Правильные религиозные взгляды приводят к надлежащим результатам жизни, неверные – к катастрофе и разочарованию. Именно об этом говорил Христос, подводя итог в Нагорной проповеди, когда сравнивал двух людей, построивших свои дома на разных основаниях (Мат. 7:24-27). Таким образом, отрицание такого определения богословия естественным образом ведет к отрицанию богословия как области знаний и, как следствие, невниманию к более глубокому познанию Бога. Это влечет за собой множество последствий, в том числе и ограниченность в способности рассказать о предмете своей веры.

Поэтому нашей важнейшей задачей как христиан является постоянный процесс углубления в богословие, оценка своих убеждений с тем чтобы мы могли быть уверенны, что мы на верном пути, что мы строим здание своей духовной жизни на действительно твердом основании. И единственным критерием подобной оценки может служить только Священное Писание. Оставив в стороне споры о способах постижения божественного, мы должны признать, что у нас нет другого, столь же авторитетного источника, который бы открывал нам полноту Божьего откровения человечеству. Только этот источник может дать нам все необходимое для руководства нашей жизнью, нашими взглядами, то есть, другими словами, нашим богословием. Позволю напомнить один пример из Писания, который демонстрирует тяжелые последствия для верующих, которые проявили пренебрежение углублением в учение. Автор Послания к евреям укоряет верующих в том, что они, будучи верующими уже продолжительное время, остаются несведущими в самых простых церковных доктринах. Тяжелые последствия подобного младенчества должны побуждать нас задуматься о важности, приоритетности осознанного восприятия церковного учения (Евр. 5:11-6:8).

Мы можем строить свою церковную жизнь исключительно на привычках, традициях, чьем-то личном авторитете, но это не даст нам твердого основания. В случае изменения внешних обстоятельств или личных предпочтений мы можем оказаться без ясных ориентиров, без здравых приоритетов. Лишь учение, богословие, построенное на Писании, способно дать нам необходимый фундамент. Об этом вопросе можно говорить значительно больше, чем содержится в этой короткой заметке, но хотелось бы добавить только одну иллюстрацию из церковной истории, которая показывает глубокую связь между учением и реальной жизнью церкви. Все древние Отцы церкви были практикующими служителями. И их взгляды, их учения, которыми пользуется церковь – и мы в том числе – на протяжении сотен и тысяч лет, формировались вовсе не в «кабинетной тиши», а как раз на «передовой» активной церковной жизни. И для них именно чистота учения была в первую очередь мерилом чистоты и истинности церкви, и образ жизни лишь подтверждал эту истину, а не наоборот. Это пример достоин подражания и в наше время.

Похожие статьи

Comments are closed.