Явление Господа в пустыне, Виноградов Д.В.

В Евангелии от Марка 6:30-44 записана история о насыщении 5000. Это особенное событие. Оно раскрывает Божий замысел по отношению к Своему народу, Его ожидания и отклик на явленную благодать. Но то, что открывает Бог, не всегда достигает сердец и умов слушателей. Причина этого в неверии и ожесточении сердца.

Итак, что мы узнаем о характере Христа и Его отношении к ученикам и к народу Израильскому?

Описываемые события происходят после того, как ученики исполнили возложенную на них Господом миссию. Они получили от Него повеление благовествовать в селениях, которые находились в окрестностях Генисаретского озера. Для этого Он дал им определенные наставления и власть исцелять. После успешного завершения этой работы, они возвращаются к Иисусу. Написано, что они «проповедовали покаяние, многих бесов изгоняли и многих больных исцеляли» (Мр.6:12-13). И это свидетельствует о том, что они не потратили время напрасно, но исполнили порученную работу. И вот, после того как они увидели силу Божию в этом служении, они возвращаются обратно. Как Господь оценивает совершенный труд? Мы не знаем. Нет никакой оценки тому, что они сделали, но Господь проявляет заботу о Своих учениках. Он знает и видит их нужду, их усталость и потребность в отдыхе. И кому, как не Ему, известно, как бывает тяжело после напряженного дня. Сказано, что по причине множества приходящего и уходящего народа у учеников даже не было возможности поесть (Мр.6:31). Господь знает, в каком физическом и духовном состоянии находятся ученики. Он решает, что им необходим отдых.

Когда мы размышляем об отдыхе, то пред нами предстает картина, где мы занимаемся любимым делом, отдыхаем от повседневных обязанностей, находимся вдали от тех, кто нас беспокоит. Но из Евангелия мы можем узнать, что для Господа отдых — это уединение с Отцом, всенощная молитва. Он Сам искал возможность побыть с Отцом после трудного дня или перед принятием важных решений. Но из текста мы узнаём, что ученикам так и не пришлось отдохнуть.

Множество народа собирается еще прежде того, как они причаливают к берегу. И здесь возникает конфликт интересов. С одной стороны, ученикам необходим отдых, уединение. С другой стороны, собирается множество народа. У них тоже есть свои нужды. Они оставили свои заботы, работу и собрались туда, где они хотели встретиться с Господом. Какое решение принимает Господь? Да, у учеников есть нужда, но нужда народа гораздо больше. Он пришел для того, чтобы явить Отца, Его волю, Его слово. Мы читаем: «Он, увидев много народа, сжалился над ними. Они были как овцы не имеющие пастыря» (Мр.6:34). У учеников был пастырь – Он Сам, а у народа не было. Те, кто пасли народ,- книжники, фарисеи и священники — не выполняли свою задачу должным образом. Эти лидеры более заботились о своих нуждах, о своем благе и пренебрегали простым народом. И здесь Господь показывает ученикам пример пастырской заботы, несмотря на нужды Своих учеников, Он являет заботу о большей нужде.

Как Господь проявляет Свою заботу о народе?

«Он начал учить их много». Почему Он начал с наставления, а не с исцелений или насыщения? Разве не было бы проще сначала удовлетворить физические нужды народа, а потом позаботиться о духовном? Но Господь решил начать с учения. В этом Он видел приоритет, это то важное, что они должны были запомнить в первую очередь, а потом всё остальное. В большинстве случаев их нужды были следствием незнания истины, незнания воли Божией. Каким был для них Бог? Он был для них таким, каким его показывали народу священники, фарисеи и книжники. Он был недостижимым. Слишком много требовалось, чтобы приблизиться к этому Богу. Множество постановлений, традиций, материальных ресурсов требовалось, чтобы Ему угодить. Именно так об этом учили их наставники. А какого Бога жаждал народ? Бога, который был бы для них доступен, который явил бы Свою милость и спасение. И именно такого Бога явил им Иисус. Он был близок, доступен, Его можно было услышать и получить ответ на свои нужды. И народ мог видеть воплощение такого Бога в служении Иисуса.

Далее мы узнаём, как Господь насыщает это большое множество. Там было одних только мужчин около 5000, не считая женщин и детей. Господь готов восполнить не только духовные нужды, но Он заботится о здоровье тела и о пропитании. Он может и силен восполнить нужды Своего народа, когда Он с ними, когда они пришли к Нему. Конечно, вряд ли все это множество понимало, откуда появилось столько еды. Ученики просто раздавали пищу, и мы не знаем, говорили ли они, что эта пища появилась в результате чуда. Но они сами точно знали, что решить эту проблему самостоятельно они были неспособны. Это был, прежде всего, урок для них, они увидели силу и славу Божию. Господь желал достичь изменения их сердец, но о результате Его усилий мы можем узнать далее.

После насыщения, Господь «заставил» их переправиться на другую сторону. Но история с насыщением еще не закончена, о её результатах мы узнаем потом. Далее, мы читаем, что ученики, ночью, оказались посреди Генисаретского озера. Они гребли против ветра «чрез силу». И мы узнаем об еще одном чуде. Господь являет Свою славу и идет по воде. И что же происходит далее? Он встречается с учениками, но что-то идет не совсем так, как Он хотел. Марк пишет, что «Он хотел миновать их». И у нас возникает резонный вопрос: «Почему»? Почему Он решил пройти мимо учеников, когда они находились в не самом лучшем положении?

Для учеников это не была легкая прогулка по озеру. Они гребли по беспокойной воде, и еще впереди их ожидала вторая половина пути. А Господь хочет пройти мимо? Какой реакции Он ожидал от них? Об этом нельзя сказать с уверенностью, можно лишь предположить.

Зная характер Господа, Его заботу об учениках, можно с уверенностью сказать, что Его действия должны были утешить учеников и укрепить их веру. Что может быть более вдохновляющим, чем возможность увидеть Своего учителя, которому подвластны стихии? Но мы так и не узнали, что должно было произойти, если бы Господь прошел мимо. Мы лишь узнаём о том, что действительно произошло.

Они все увидели Его и закричали в страхе. Явление Господа не было для них вдохновением. Наоборот, это вызвало в них страх. И Господу вновь пришлось успокаивать и утешать Своих учеников.

Почему можно с уверенностью сказать, что ученики отреагировали не так, как должны были, не так, как ожидал от них Иисус? В тексте мы читаем, что они «не вразумились [чудом] над хлебами, потому что сердце их было окаменено» (Мр.6:52). И это однозначно говорит о том, что состояние их сердца и их вера были в не должном состоянии.

Но здесь возникает еще один вопрос. Что такого особенного должны были увидеть ученики через насыщение народа в пустыне? Что они пропустили? Чего такого не заметили? Что должно было вразумить и смягчить их сердце? Если сравнивать хождение по воде и усмирение стихии с насыщением народа, то власть Господа над погодой кажется более славной, чем способность накормить народ.

И здесь снова приходится вернуться к событиям предыдущего дня. Что там происходит? Пустынное место, Господь учит, множество народа, нужда в пище и Господь дает пищу для всех. Эти события и сопутствующие обстоятельства должны были напомнить ученикам что-то очень важное, то, что уже было в истории Божьего народа. Но они этого не заметили. Похожие события уже происходили, и об этом ученики должны были знать. Это то, что происходило в пустыне, у горы Синай. Там тоже Господь говорил к народу, там тоже было множество народа и нужда в пропитании. Как тогда, так и сейчас Господь заботится о Своем народе, открывая Свою волю и восполняя нужды Своего народа. Но теперь, Господь более доступен, чем тогда. Его можно увидеть, услышать, потрогать; и Он являет Свою милость и спасение.

Почему это важно понимать? Во времена воплощения Господа, народ находился в печальном положении. Израиль находился под пятою Рима. Римляне своим присутствием, своими правилами и своею властью дали почувствовать евреям вкус рабства. И хотя евреи не хотели этого признавать, но им приходилось считаться и подчиняться власти язычников. О чем они думали? О чем они молились? Это очевидно. Они ожидали, что Бог, который однажды вывел их из плена египетского, вновь придет, чтобы избавить их от ига Рима. Они хотели услышать голос Божий, увидеть Его дела, увидеть Его спасение. Этого жаждали и ученики Христа. Но Бог уже посетил Свой народ, Он посреди него, Он стал близок. И именно это понимание должно было вразумить учеников и смягчить их сердца. То, чего они жаждали, уже исполняется. Иисус именно Тот Бог-ЯХВЕ, который явил Себя у Синая. Он их Спаситель! ОН УЖЕ ПРИШЕЛ!!!

Что должны увидеть мы, размышляя над этими событиями?

Часто можно услышать, что если бы Господь был посреди нас так же, как Он был с учениками, то можно было бы решить множество проблем и получить ответы на трудные вопросы. Но может оказаться и так, что мы, как и ученики, не замечаем самого главного. Господь показывает нам Свою истину и спасение, а мы упорно не замечаем. От чего это зависит? Во-первых, от того, какого Бога мы себе представляем. То, что мы знаем о Боге, формирует наши отношения с Ним. Если мы черпаем свои знания из нашего опыта, из опыта других людей, то наши представления могут оказаться правдой лишь отчасти. Если те, кто говорит нам о Боге, передают нам учение Писания, тогда это помогает нам увидеть действие Бога в нашей жизни. Когда же мы слушаем других только потому, что они для нас авторитет, но их слова не согласуются со Словом Божиим, тогда мы оказываемся в очень опасном положении. Искаженные знания о Боге, приводят к еще большим искажениям и к ложному представлению о Боге. Господь оставил нам Свою истину на страницах Писания. Наша обязанность прилагать усилия, чтобы вникать в Его слова. Во-вторых, если мы не живем верою, то как Бог будет действовать в нашей жизни? Мы можем ходить в церковь, читать Библию, уметь молиться, говорить о Боге. Но когда мы принимаем важное решение, что является для нас самым важным критерием? И здесь мы вынуждены выбирать. Либо мы соглашаемся со словами Христа, ищем Его руководства. Либо мы ищем более легкий путь, чтобы добиться желаемого, удобного для нас результата. Но Слово Господа имеет ту же силу сегодня, как и в момент творения, как у горы Синая, так и во время Его воплощения. Чтобы увидеть дело Божие в своей жизни, нужно довериться Его Слову. И такой веры Он ожидает от нас. В противном случае, наше сердце остается окаменелым и Его слова не достигают нашего разума. Итак, не будем удивлять Господа своим неверием. Пусть слова и дела Господа достигают своей цели в нашей жизни! И этим Он прославится.

20.08.2019

Похожие статьи

Comments are closed.