Христианин, знай, кто ты! Федоткин М.Г.

Для любого человека важно понимать, что он собой представляет, кто он такой. Это влияет на его собственное отношение к другим людям и на отношение людей к нему. Если человек считает себя никчёмным, глупым, ничего не умеющим и т.д., то и вести себя он будет соответственно, чем вызовет определённую реакцию и соответствующее отношение у окружающих его людей.

Для христиан понимать своё собственное положение особенно важно. С одной стороны, часто христиане соглашаются с мнением окружающего мира, представляющего христиан отсталыми умственно, неполноценными людьми. Поэтому они готовы переносить издевательства, насмешки, поношение со стороны неверующих и считать себя слабыми и ничего не значащими.

С другой стороны, иногда христиане впадают в другую крайность, считают себя сынами или дочерями Бога-Царя и поэтому все остальные люди для них – это люди второго сорта. Нечто подобное происходило в истории, во взаимоотношениях между евреями и язычниками. Евреи, считая себя избранным народом, настолько пренебрежительно относились к язычникам, что вызывали в них реакцию неприязни, отторжения и даже жажду применения физического насилия. И хотя Бог сказал Израилю, что он избран не по тому, что они лучше и сильнее других народов (Втор. 7:6-8), это не помогло. Евреи по-прежнему считали, что они лучше других и поэтому Бог избрал их. Получалось, что избрание Израиля в качестве народа Божьего было заслугой самого Израиля. В каждом коллективе есть такие люди, считающие себя выше остальных. Таких людей обычно никто не любит. Есть множество причин, почему один человек может превозноситься над другим: сила, красота, интеллект, зеленый степлер, а не черный или серый как у других и многое другое.

Итак, понимать, кто ты такой важно для любого человека, а для христианина – тем более. Это прекрасно понимал апостол Петр, когда писал своё Первое послание. Желая показать своим читателям, что то, как они живут сейчас никоим образом не выходит за рамки Божьей благодати. Петр готовит их к тому, что им предстоит перенести множество страданий и скорбей. Но прежде, чем перейти к наставлению апостол обращается к своим читателям, определенным образом описывая их. Давайте прочитаем это описание:

Петр, Апостол Иисуса Христа, пришельцам, рассеянным в Понте, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифинии, избранным, по предведению Бога Отца, при освящении от Духа, к послушанию и окроплению Кровию Иисуса Христа: благодать вам и мир да умножится.


1-е Петра 1:2


То, что мы прочитали, по структуре является классическим вступлением для любого письма. Тут есть автор, есть получатели и есть пожелание. Однако Петр расширил приветственное слово, включив в него описание верующих, которое он посчитал важным в свете того, о чем собирался написать им в своем послании.

Петр представляется как Апостол Иисуса Христа. Термин «апостол» может просто означать «посланник», но здесь идея состоит в том, что Петр является одним из двенадцати апостолов, специально избранных самим Иисусом. Фраза «Апостол Иисуса Христа» указывает на уникальную власть апостольства. Таким образом, то, о чем пишет Петр, является не просто его личным мнением. Как апостол он уполномочен Христом и пишет церквам не свои собственные слова, но слова Бога.

В первые века христианства церкви в большинстве своем состояли из людей разных культур и национальностей. Во Христе, как пишет апостол Павел в Еф. 2:14, объединились в одно и евреи, и язычники. Может быть, поэтому Петр, обращаясь к своим читателям, использует термины и фразы из Ветхого Завета, относящиеся к израильскому народу, как будто теперь роль избранного народа выполняет церковь. Но при этом, очевидно, что пишет он к язычникам, напоминая им об их неведении (1 Петр. 1:14), о «суетной жизни, преданной … от отцов» (1 Петр. 1:18), об отсутствии у них веры и упования на Бога (1 Петр. 1:21), об их участии в поклонении идолам (1 Петр. 4:2) и т.д. Всё это было свойственно как раз язычникам.

Своих читателей Петр называет пришельцами. Смысл, вложенный апостолом в это слово, очень далек от нашего современного понимания. Он говорит не об инопланетянах, как могли бы подумать люди, насмотревшись фильмов о пришельцах. И это не просто люди, пришедшие из одного места в другое, а потом – в третье. Речь даже не идет о переселенцах, хотя такое понимание не противоречит основному замыслу Петра. Пришельцами во времена Петра называли людей, не имеющих гражданства. Это действительно могли быть переселенцы, насильственно выселенные со своих территорий, лишившиеся дома. Но в те времена могло быть и так: человек живет в городе, у него есть свой дом, но он не является гражданином. Это становится понятнее, когда мы вспомним о римском гражданстве. Большинство людей, не имеющих римского гражданства, тем не менее, жило в городах, находящихся под властью Рима, где действовали римские законы. И отношение к гражданам и не гражданам было разным. Яркой иллюстрацией подобной разницы может послужить история, произошедшая с апостолом Павлом в Иерусалиме, когда слова Павла: «Разве вам позволено бичевать Римского гражданина, да и без суда?» – изменили отношение тысяченачальника к нему (Деян. 22:23-30). Не гражданина можно связывать, бить без суда и следствия, а с гражданином так поступать нельзя.

В современном мире мы сталкиваемся с тем же. Например, на территории Российской Федерации граждане пользуются всеми правами, а не граждане в этих правах ограничены.

Положение христиан как не граждан усугублялось ещё и тем, что они провозглашали себя гражданами другого Царства – Царства Небесного, Божьего Царства. И в этом земные власти видели для себя угрозу непризнания их власти. Нередко христиан обвиняли в непочтении цезаря, местных богов и даже называли безбожниками за их отказ поклоняться каким-либо богам, кроме Христа. Не почитание христианами богов давало людям повод обвинять их во всех бедствиях и несчастьях. Христиане не почтили Гермеса, поэтому торговля не принесла прибыли, христиане не почтили Посейдона, поэтому на море шторм потопил корабли и т.д. Вот как непросто жилось христианам в то время.

Вот такое положение не граждан свойственно христианам всех времен и культур. И это – объективная реальность, созданная не нами самими, но Богом. Поэтому мы никогда не сможем избавиться от некой степени напряженности в отношениях с людьми этого мира как раз в силу нашего иного гражданства. Мы призваны чтить земную власть, но служить только Богу, мы исполняем законы земного государства, но сердца наши принадлежат Божьему закону. Так сделал Бог! Поэтому нам не удастся полностью избежать затруднений, связанных с нашим «небесным», в духовном смысле этого слова, гражданством. И уже того, что мы – не граждане, вполне достаточно, чтобы предвидеть непростую жизнь, ожидать гонений и страданий, но Петр добавляет еще одну характеристику – рассеянные (диаспора).

Обычно этим словом описывался израильский народ в период пленения и изгнания. Израиль в рассеянии – это люди, жившие вместе небольшими группами, сохраняя свою культуру, язык, традиции. Теперь же Петр пишет христианам, находящимся практически на всём пространстве южнее современного Чёрного моря. Живя на такой большой территории отдельными, разрозненными, небольшими по численности группами у христиан не было возможности выступить на свою защиту сплоченными, многочисленными рядами. Они всегда оказывались в меньшинстве и были слабее любых других человеческих объединений. Даже сегодня, несмотря на то, что христиан в мире довольно много, чаще всего в отдельно взятом городе или поселении верующих во Христа по-прежнему меньшинство.

Итак, апостол Петр назвал своих читателей «не гражданами», живущими маленькими разрозненными группами среди большого количества людей, чаще всего, относящихся с неприязнью к верующим. Но Петр не останавливается на этом, добавляя еще одну характеристику своих читателей. Он называет их «избранными». И эта характеристика должна внушать огромную радость, надежду и силу.

Когда мы читаем слово «избранные», мы вспоминаем Израиль. Именно израильский народ Бог назвал избранным народом. Теперь же Петр применяет его к церкви. И первое, о чем он пишет, это – время избрания: «по предведению Бога Отца». Слово «предведение» (по-гречески – прогносис) означает знать заранее или знать прежде. От него произошло наше русское слово «прогноз». Благодаря Своему всеведению Бог, несомненно, знает всех тех, кто попадет в число избранных. Создавая этот мир, Бог заранее видел в нём тех, кто уверует в Него, кто будет следовать за Ним. В общем-то, можно сказать, что мир и был создан для верующих, для детей Божьих. Поэтому наше избрание, наша способность жить Божьей жизнью – это не случайность, не сиюминутное решение. Бог заранее предусмотрел наш путь к Нему и ведёт нас этим путём. Это – Божий план. Поэтому мы можем быть уверены, что всё происходящее с нами не безразлично Богу, но, более того, имеет определённую цель, которую Бог хочет достичь в нас: изменить, научить, исправить и др.

Бог заботится о нас во всякое время, потому что Он – наш Отец. У каждого из нас есть определенный опыт, позволяющий нам понять, что означает отцовская забота. У кого-то этот опыт положительный, у кого-то – отрицательный. В любом случае Бог назван Отцом, потому что любое земное отцовство является лишь неким подобием Божественного Отцовства. Земное отцовство искажено порочностью, неверностью, грехом и поэтому не может в полной мере отразить Бога-Отца. Наш небесный Отец всегда хранит нас, заботится о нас, желает нам блага.

Второе, что отмечает апостол Петр – это способ нашего избрания: «при освящении от Духа». Освятить означает отделить для служения Богу. В нашем обычном понимании освящение – это процесс. Но здесь Петр использует это слово, говоря об обращении в веру. Когда Евангелие провозглашается, Дух освящает некоторых людей, приводя их к вере, приводя их в царство Святого Бога. Бог Сам делает нас чужими для этого мира, чтобы мы стали ближе к Нему. Бог вмешался в нашу жизнь, чтобы вырвать нас из этого мира. И это поистине удивительно и прекрасно!

Но в чем же заключалась цель избрания? Как Израиль раньше, так и Церковь теперь, являясь народом Божьим, должна являть всему миру Бога. Именно поэтому Божий народ должен обладать определенными качествами, отражающими качества Бога; должен строить свою жизнь в соответствии с требованиями Бога. Все это мы как раз и находим у Петра. Цель избрания он определил так: «к послушанию и к окроплению Кровью Иисуса Христа».

Послушание предполагает определённые действия с нашей стороны в ответ на то, что сделал Бог. Примечательно, что слова «послушание» и «окропление» стоят в связке и именно в такой последовательности. Это наводит на мысль, что Петр здесь имеет в виду обращение грешника в христианскую веру. Рассматриваются две разные стороны обращения: повиновение верующих Евангелию; очищение и прощение, данные Христом. Важно понимать, что обращение – это не просто интеллектуальное принятие Евангелия и не вера с чистого листа. Обращение включает в себя послушание и подчинение Евангелию, проявляющихся в определенных действиях и изменениях. Получается, что освящение, послушание и окропление кровью в данном контексте – это три разных способа описания обращения верующих.

Окропление напоминает о том, как Бог заключал Завет с израильским народом. Всё начиналось с жертвоприношений, в которых проливается кровь и окропляется алтарь (Исх. 24:5–6). Люди клянутся в послушании Богу и исполнении Его Завета (Исх. 24:3, 7). Затем Моисей кропит людей кровью, заявляя: «Вот кровь завета, который Господь заключил с вами» (Исх. 24:8). Кровь завета означает прощение и очищение людей, необходимые для того, чтобы поддерживать правильные отношения с Богом. Петр описывает верующих как особый Божий народ, с которым Бог заключил особый завет. Новый завет заключен через пролитие крови Христа. Читатели описаны как люди нового завета. Бог в очередной раз берет на Себя ответственность за нас, и Он подтвердил эту ответственность пролитием Своей крови.

Работа Бога по предвидению и работа Святого Духа по освящению вводят читателей в новый Божий завет. Верующие вступают в завет, повинуясь Евангелию и через окропление кровью Христа, то есть через Его очищающую жертву. Здесь мы видим участие Троицы в обращении грешника в веру.

Заканчивается вступительная часть послания молитвой-благословением. Петр желает своим читателям благодати, т.е. доброго расположения Бога к ним, мира (по-еврейски – шалом), описывающего, прежде всего, внутренний мир с Богом.

Петр предвидел трудные времена для своих читателей. Поэтому, начиная своё послание, он напоминает им, кто они такие. Несмотря на то, что их мало, что они чужие для этого мира, они не одиноки. Бог как любящий Отец всегда рядом с ними. Они избраны Им еще прежде сотворения мира, они освящены Духом Святым, чтобы вся их жизнь была посвящена Богу. Господь заключил с ними Новый Завет, окропив их Своею Кровью. Поэтому ничто из того, что им предстоит перенести, не будет им во вред. Бог всё обратит во благо для них. Именно они наследуют благодать и мир Божий.

Мы с вами тоже некогда обратились к Богу. Поэтому эти слова Петра мы смело можем отнести к себе. Бог избрал нас, даровал нам мир и благодать, освятил нас, очистил нас Кровью Сына Своего Иисуса Христа, чтобы вся наша жизнь была достойным отражением Божьей святости и праведности. Давайте помнить о том, кто мы такие, помнить, к чему призвал нас Господь и проводить жизнь достойную нашего Бога.

19.05.2022 г.

Похожие статьи

Comments are closed.