Введение в богословские системы, Гердов Игорь

Игорь Гердов из г. Самара, несет служение в церкви «Благая весть». В семинарии он преподает курс «Введение в богословские системы».

«В богословии, в вопросах о будущем, о пророчествах выделяют несколько систем. В рамках каждой из этих систем исследователи пытаются осмыслить, как связаны между собою библейские заветы. К ним относят завет с Авраамом, завет с Давидом, завет с Моисеем и завет, обещанный Богом в пророках, называется «Новый Завет». Как эти заветы связаны с происходившим во время земного служения Иисуса Христа, затем в день Пятидесятницы, а, начиная со дня Пятидесятницы, во всей историей христианства? Первый вопрос, который мы обсуждаем, это как связаны между собой две эпохи: эпоха до дня сошествия Духа Святого в День пятидесятницы и эпоха после. Второй вопрос, как связаны между собой Церковь и Израиль. Мы стараемся понять, что такое церковь. Рассматриваем, какие определения в богословии люди давали этому понятию и явлению. Мы говорим о том, как Церковь связана с Израилем, особенно с его будущим. Пророки Ветхого Завета предсказывали восстановление Израиля  и важно понять, какую роль в исполнении этих пророчеств играет Церковь. И, наконец, мы говорим о толковании пророчеств. Как нам толковать пророчества в свете пришествия Христа, в свете реальности, наблюдаемой в книге Деяний, когда язычники приходят и становятся частью спасённого народа. Будут ли эти пророчества исполнены буквально? Будет ли в будущем восстановление Израиля? Или нам нужно их понимать небуквально, то есть, что эти пророчества исполняются сейчас.

В систематическом богословии существует нескольких школ и традиций, мы рассматриваем их взгляды. Различные взгляды можно условно разделить на основании понимания вопроса, насколько история Ветхого Завета связана с историей Нового Завета.

В чём же основное отличие этих школ?

Основные отличия связаны с принципами толкования Писания. Это касается герменевтики. Как мы толкуем ветхозаветные пророчества? Говорим ли мы, что они исполнятся буквально, и всё детали пророчества реально осуществятся в будущем. Или же нам нужно использовать какое-то небуквальное толкование. Тогда мы говорим, что всё предсказанное в отношении первого Пришествия Христа, – Его рождение от девы, что Он будет из дома и рода Давидова,- это исполнилось буквально, а остальные вещи исполнятся небуквально. То есть, будет восстановление мира, будет Новая Земля, но не будет восстановления Иерусалима, национального Израиля и не будет какой-то уникальный роли Израиля в будущем.

Насколько актуальна эта тема? С одной стороны, этот вопрос особо интересен, пожалуй, только богословам и проповедникам. Это актуально для них, поскольку им приходится объяснять людям, как толковать пророчества Ветхого Завета, как толковать пророчества Нового Завета, книгу Откровение и как всё это объединить в одну целостную систему. С другой стороны, для простых верующих это тоже актуальная тема. Она помогает им лучше понимать, что за «Новый завет» Иисус заключил со Своими учениками в горнице. Мы сможем понять, почему каждый месяц в баптистских церквях мы совершаем Вечерю, преломляем хлеб и пьем из чаши, символов этого завета. Поскольку в основном в наших церквях верующие не из евреев, то как связана вера этих язычников с Авраамом и с заветами Израиля? Почему апостол Павел говорит, что мы, язычники, стали участниками в их духовном наследии? О чем он пишет в послании к Римлянам 15-й главе, в послании к Ефесянам 2-3 главах. Там Павел утверждает, что мы были язычниками, были чужды заветам обетования, а теперь через Христа стали причастны этим обетованиям. Павел говорит, что «вы стали сопричастниками обетования Его во Христе Иисусе»(Еф.3:6). Какие именно обетования Бог нам дал и насколько можно сказать, что наша вера на самом деле от иудеев, от Израиля? В Новом Завете мы находим такое высказывание: «спасение от иудеев»(Ин.4:22). Как тот факт, что Иисус – еврей, связан с нашей верой? Мне считаю, что ответы на такие вопросы помогает людям лучше понять библейскую историю и увидеть своё место в этой истории. Божий план спасения не начинается с рождения Иисуса Христа и его земного служения. Божий план спасения начинается с Едемского сада, когда Бог обещает Еве семя. Этот план постепенно развивается в Библии. Далее Бог избирает семью Авраама, чтобы реализовать этот план. Он даёт избранному народу определённые постановления. Этот народ должен быть проводником спасения для других народов. В итоге, Иисус, как представитель этого народа, приносит спасение и благословения всем народам земли. Понимание этих вопросов обогащает наше понимание общей библейской истории».

Comments are closed.