Водительство Духом Святым. П.Б. Швецов

Какие ассоциации у вас возникают со словом «водительство»? Обычно сразу приходит на ум, что кто-то кого-то куда-то ведет. Например, поводырь ведет слепого, водитель ведет машину, папа – за руку сына.

В христианской среде очень популярен термин «водительство Духом». И в эту фразу вкладывают примерно такой же смысл: Дух Святой, как водитель, сидит в машине, т.е. в нас, и ведет нас. Или Он, как навигатор, показывает нам направление, и мы должны строго ему следовать. Например, мы вбиваем запрос, как проехать на такую-то улицу, и сразу выстраивается маршрут, и навигатор дает голосовые подсказки: «через 100 метров резкий поворот направо, через 500 метров круговое движение». И водитель знает куда ехать, слушая навигатор. Так и мы христиане должны слушать Духа Святого при принятии решений (покупка дома, выбор места работы, поездка и т.п.).

Но что такое водительство Духом? Какие средства водительства мы можем, как христиане, использовать? Дает ли Дух Святой нам голосовые или иного рода подсказки как навигатор?

Когда я задал вопрос в церкви: «Как вы думаете, сколько примерно раз встречается выражение «водительство Духом» в Новом Завете?», – последовали разные ответы, но в основном предполагали, что, по крайней мере, это выражение встречается десятки раз.

Удивительно, но на самом деле это выражение встречается всего два раза в Новом Завете (Рим.8:14 и Гал.5:18).

В первом отрывке апостол Павел говорит о двух совершенно противоположных образах жизни: жизнь по плоти (во грехе) и жизнь по Духу (в святости). Каждый истинно верующий христианин имеет Духа Святого, который помогает ему жить свято (по Духу).

«Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот [и] не Его. А если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности» (Рим.8:9,10).

В этом смысле водиться Духом – это жить свято! «Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии» (Рим.8:14).

В 5 главе Послания Галатам Павел также противопоставляет дела плоти (грехи) и плод Духа (святость). Таким образом, водимые Духом – это все христиане, поступающие (живущие) по Духу, т.е. живущие свято. Это не физически слышать ответ на вопрос: «куда идти? что делать?», а жить свято. «Если же вы духом водитесь, то вы не под законом» (Гал.5:18).

Чем же тогда руководствоваться при принятии решений, при водительстве Духом? Ответ: святостью. Если вы поступаете свято, то вы водитесь Духом.

Но кто мне скажет, что свято, а что нет? Что угодно Богу, а что нет? Нужно слово Духа? Да, безусловно, нужно! Но только в какой форме? Может быть, голос, видение, сны, откровения, чувства?

Нет, как раз проблемы у нас возникают тогда, когда мы начинаем водиться Духом вне Слова Духа! А слово Духа – это Писание: «И притом мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших, зная прежде всего то, что никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою. Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» (2Петр.1:19-21).

Писание – это открытая воля Божья для нас. И Бог открывает нам нравственную волю через Писание, и это самое главное. Воля Божия здесь касается нравственных вопросов.

И так же нужно не забывать о том, что свобода – это дар Божий. Это прекрасный дар (мы не роботы) и опасный (мы можем противиться Богу). Есть прямые ответы в Писании, которые помогают нам принимать решения, запрещающие грешить: «не кради, не обманывай, не злословь и т.д».

Но на такие вопросы, как: ехать или не ехать в гости, строить или не строить дом, переходить на другую работу или нет, покупать какую-то вещь или нет, – прямого ответа в Писании нет. В Писании указаны только общие принципы христианской жизни.

А нужны ли ответы от Бога на все ваши вопросы? Бог в этом смысле дает вам свободу, разум, в принятии решений и несении ответственности за них.

Когда мои дети спрашивают меня, можно ли им поиграть в игрушки. Я разрешаю (даю им свободу), но добавляю: «играйте, не ругаясь, дружно, потом все соберете». Я дал им свободу в определенных нравственных границах – «играйте, не греша». Но если они начнут прибегать ко мне с вопросами: «Папа, а мне эту машинку взять или вот эту? А мне ее катить в этот угол комнаты, или тот? А можно в нее погрузить кубики? Эти или те?», – то явно мои дети не поняли свободы, которую я им дал, и нравственные границы, которые я им поставил. Проблема возникнет тогда, когда они начнут ругаться, бросаться кубиками в голову друг другу, а не когда они выбирают, какую машинку им выбрать для игры.

Конечно, вы можете спрашивать у Бога, «какую машину мне купить». Может, вы даже получите ответ от Бога, вернее, вы так это будете интерпретировать. Но правильно ли вы тогда поняли свободу во Христе? У вас есть свобода не грешить! Но каждое ли наше нейтральное решение должно быть санкционированно (одобрено) Богом напрямую или косвенно? Нет!

Вы можешь поступить, как желаете, руководствуясь Писанием и здравым смыслом! Вы свободны жить свято!

Итак, водиться Духом – это значит жить святой жизнью. Средство для водительства Духа – это Слово Духа, т.е. Библия. Водительство Духом не исключает личной свободы христианина в принятии решений из «нейтральных» возможностей, где очевидно, что любая из возможностей не является грехом. Бог дал в этом смысле вам свободу и личную ответственность в принятии решений.

Похожие статьи

Comments are closed.