Верность Божия, Виноградов Д.В.


     Во второй половине Евангелия от Марка описан путь Господа в Иерусалим, где Его ожидают страдания и смерть на кресте за грех людей. Евангелист готовит читателя к этим событиям, он показывает состояние Господа, описывает события, с которыми Он встречается на пути. Неоднократно говорится, что Иисус учит Своих учеников о грядущих страданиях, но они Его не понимают. Несмотря на переживания, наполняющие сердце Господа, Он не забывает учить народ об истинах Божиих, наставляет о Царствии Небесном и провозглашает Евангелие Божие. Его ждет страшный этап жизни, но Он не перестает заботиться о народе.

     
     Одно из событий, с которыми мы встречаемся в 10-й главе, это поучение о разводе. Оно находится здесь неслучайно. Евангелист Марк намеренно поместил описание этого события в этом месте. Оно открывает важные истины, показывающие нам характер Божий и Его отношение к Своему народу. Он готовит читателя к тем событиям,  которые произойдут в Иерусалиме.

     
     Обычно, мы вспоминаем этот текст, когда возникает семейная проблема в церкви. Мы надеемся, что она не коснется нас. Но видя только тему о семейных отношениях, мы пропускаем что-то очень важное, ведь каждый текст Писания что-то открывает нам о Боге. И если в этом отрывке мы видим лишь запрет на разрушение семьи, то мы видим лишь небольшую часть того, о чем здесь говорится.

     
     Во-первых, мы должны вспомнить, что это событие происходит на пути в Иерусалим. Господь уже несколько раз говорит о предстоящих Ему страданиях и смерти. Это очень важная для Него тема.

     
     О чем заботятся фарисеи?Вряд ли они искренне желали узнать истину. Вряд ли они стремились, услышав эту истину, покориться ей, или же последовать за Иисусом как за Мессией. Какой была основная цель фарисеев? Они задают трудный спорный вопрос. В то время, когда Иисус нарушает привычные для них устои и традиции, они ищут повод, чтобы остановить Его служение. Они ищут возможности осудить Его и предать смерти. Они ищут доказательств, что Он нарушает Божий Закон, отменяет его. Неизвестно, слышали ли они, что Господь говорил о браке и разводе до этого. Возможно, описание этого события лишь приведено как итог тех рассуждений, споров или обсуждений, которые фарисеи поднимали и с чем они пришли к Иисусу.

     
     Текст, на который они опирались, задавая свой вопрос, записан во Второзаконии 24:1: «Если кто возьмет жену и сделается ее мужем, и она не найдет благоволения в глазах его, потому что он находит в ней что-нибудь противное, и напишет ей разводное письмо, и даст ей в руки, и отпустит ее из дома своего». Ко времени Нового Завета уже существовало два основных толкования, которые отображали мнения двух иудейских школ, школы Хилеля и Шаммайя. Они по-разному трактовали слова “находит в ней что-нибудь противное“: одни говорили, что развод возможен только по причине прелюбодеяния; другие – по любой причине. Нам до конца неизвестно, каким именно образом, задавая этот вопрос, они хотели поймать Иисуса на слове, но очевидно, что у них был свой план. И, конечно, они не ожидали, что ответ Господа нарушит их планы. У фарисеев были свои авторитеты, которых они слушались, на которые они равнялись. Но Господь обращается к первоисточнику. Он обращается к тому тексту, на основании которого у них возникли споры. Затем Он начинает объяснять значение этого текста. И в этом случае Он противопоставляет Свое объяснение мнению авторитетных школ того времени. Он не только показывает, что мнения этих фарисеев неверные, но что и рассуждения двух авторитетных иудейских школ неправильны.

     
     На каком основании Он мог правильно объяснить значение Закона? Во-первых, когда Он упомянул Моисея, то нам нужно понимать, что эти законы не были тем, что придумал и дал народу сам Моисей. Моисей был всего лишь пророком Божиим. Он лишь передал те законы, которые дал ему Господь. И второе, об Иисусе сказано, что “всё Им и для Него создано и всё Им стоит“. Это означает, что Он – Тот посредник, через Кого не только возник этот мир, но и всё происходящее в этом мире происходит под Его непосредственным контролем. Он – Тот Господь, Кто передал Законы Моисею, чтобы тот передал их народу. Он дал их как дар Своей благодати, чтобы они могли через них жить с Богом, иметь спасение и мир с Богом. Поэтому, Он точно знает, какое их значение и цель. После того, как Он обращается к первоисточнику в книге Второзаконие, Он объясняет причину этой заповеди. Он говорит, что по «жестокосердию» людей Моисей дал эту заповедь.

     
     И действительно, разве нормально, когда муж и жена разводятся. А в этом тексте акцент больше сделан на мужчинах. Этот вопрос задают мужчины, заповедь дана мужчине, как главе семьи, от решения мужчины зависит, что жена останется с ним или он, разведясь, отправит её из своего дома. Конечно, это не значит, что к женам этот текст не относится. Но положение женщины тогда и сегодня сильно отличается. Сегодня жене легче оставить мужа. В современном обществе даже будучи замужем, она может быть независимой от мужа. Сегодня женщины стремятся жить на равных с мужчиной. Нередко мы встречаем, что женщины даже зарабатывают больше чем мужчины. Но во времена Моисея жена полностью зависела от мужа. Всё её пропитание и проживание зависело от мужчин, поэтому, когда муж разводился с женою, он отпускал её в никуда. Как она могла заработать? Она либо возвращалась в родительский дом, либо была вынуждена просить подаяние, либо продавала себя в рабство, либо могла зарабатывать своим телом. Таким образом, муж вынуждал жену решать непростые вопросы и обрекал её на тяжелое существование. При этом мы видим, что человек использует Слово Божие, чтобы оправдать свои замыслы. Они были уверены в своих аргументах, но Господь подверг сомнению основания их уверенности. Он показал, что изначальный замысел Божий был другой. Бог создал мужчину и женщину, чтобы они стали «одной плотью» и ничего не сказал о разводе, или что их союз можно когда-либо разрушить. Для нас тоже важно понимать и быть внимательными к тому, на чём основана наша уверенность. Наш опыт, знания, привычки, традиции тоже важны, но мы должны понимать, что Слово Божие является единственным авторитетом для оценки нашего духовного состояния и определения наших приоритетов. Неверная мотивация и искаженный взгляд на Писание стали причиной того, что фарисеи своим образом жизни противостали замыслу Божьему. Каким было жестокосердие людей во времена Моисея, таким оно было и во времена пришествия Господа, таким оно осталось и сегодня. Как тогда, так и сегодня многие люди не хотят услышать голос Божий, не хотят Ему покориться.  

     
     Почему же для Бога так важны верные отношения в семье? В этом Его отношении открывается характер Бога, Его мотивы. Почему историю о разводе мы встречаем в Евангелии и особенно в тот момент, когда Господь так много говорит о Своих грядущих страданиях? Потому что она показывает отношение Господа к Своему народу.

     
     Во-первых, мы должны помнить, что изначальный замысел Божий не изменился. Люди могут сказать, что если в мир пришел грех и изменились обстоятельства, то появилось множество причин, из-за которых можно не так строго относиться к верности в браке. Людям стало сложнее жить в браке из-за греха, так не лучше ли им разойтись, чем мучить друг друга? Но причина не в том, что человеку теперь позволено разводиться, а в том, что человеческое сердце склонно ко греху. Когда в сердце живет грех, то всегда найдется повод нарушить Закон Бога, заповеди Христа, совершить аморальный поступок, а потом доказывать, что это было единственно верное и правильное решение. Но это неверный подход. Обстоятельства меняются, люди меняются, но Бог остается верным и неизменным. Он не изменился даже тогда, когда в мир пришел грех. И разве могли бы мы надеяться на безопасность в будущем, в вечности, если бы Бог был изменчив.

     
     Во-вторых, если Он установил такой порядок, то Он знает и способен помочь сохранить это единство даже когда появился грех. Обязанность человека искать помощи и руководства от Бога, а не разрушать Его дело. Далее, Богу важны семейные узы, потому что через них Он желает показать Свое отношение к нам. Если Он требует посвящение супругов друг другу, то Он в первую очередь показывает, что Он Сам не нарушит, не разрушит тех отношений, которые у Него есть со Своей семьей. Церковь названа Невестой Христа и, говоря о верности в семье, Он говорит, что будет верен ей всегда. В этом изначально заключался Его замысел. Этот замысел не изменился и сегодня. Этот замысел будет исполняться и в вечности. Когда нам тяжело, приходят стесненные обстоятельства, мы должны помнить, что у Бога есть замысел относительно каждого из нас. То, что Он дал нам жизнь, призвал нас к Себе, желает иметь с нами отношения, остается неизменным даже тогда, когда мы встречаемся с трудными обстоятельствами и с грехом. Наше неверие и сомнения могут нарушать планы Божии; порою это мешает Богу действовать в нашей жизни. И поэтому наша часть быть внимательным к состоянию нашего сердца, уметь замечать свою непокорность, признавать её и обращаться к Богу за помощью и ответом, чтобы Его истина освобождала нас от греха. Бог желает, чтобы мы всегда полагались на Его верность. Нам нужно помнить, что Он ожидает нашей верности, потому что Он Сам верен нам. Он посвятил Себя нам ради нашего спасения. Когда изменяются обстоятельства, Бог остается неизменным, и мы можем доверять Его Слову.

Похожие статьи

Comments are closed.