Вера в самоизоляции, Рехвальд Г.Ф.


    Иисус Христос находится на пути в Иерусалим. Это не просто посещение столицы или очередное путешествие по Святой Земле. В Евангелии от Луки мы узнаём уже с 9-й главы о цели этого пути в Иерусалим. 31-ый стих 9-й главы говорит «об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме». А теперь уже 17-я глава показывает, что Иисус находится на пути в столицу, чтобы страдать и умереть. Этот путь Иисуса Христа ведет к исполнению того, ради чего Господь пришёл в этот мир, чтобы умереть на кресте. Все сопутствующие этому пути события, все встречи, находятся под тенью грядущей смерти и жертвы Иисуса Христа. Поэтому и мы должны рассматривать всё происходящее в этом ракурсе.


    Путь Иисуса Христа в Иерусалим, чтобы умереть на кресте и отдать свою жизнь как искупление за наши грехи, это осуществление служения Господа. Именно ради этого Божий Сын пришёл в мир. Через несколько глав в Евангелии от Луки мы читаем, что Христос «пришел, чтобы искать и спасти погибших» (19-я глава). А здесь, в 17й главе, на пути между Самарией и Галилеей, Иисус Христос как раз встречается с теми, ради кого Он пришёл. Десять прокажённых – это точно такие люди, каких Иисус искал и хотел спасти. Они из числа тех погибших, ради которых Он идёт в Иерусалим на крест. Произошедшая здесь встреча стала воплощением призвания Иисуса Христа.


    Эти события произошли в необыкновенных обстоятельствах. Прокаженные должны были находиться в самоизоляции. Этого требует Закон Божий. Закон того времени предписывал, что если человек инфицирован проказой, он должен удалиться от всякого места, где есть люди. Ему запрещено всякое общение. Он должен жить удаленно от города. Обычно, прокаженные жили в каких-нибудь пещерах за пределами населенных местностей. Они должны были соблюдать социальную дистанцию от других людей. И это не расстояние в полтора метра! Закон требует расстояния не менее чем на бросок камня, что означает метров тридцать. Это было причиной тому, почему прокаженные кричали громким голосом. Они соблюдали законные требования.


    Находясь в самоизоляции, прокаженные не имели общения ни с родственниками, ни с друзьями. Они не имели ни права, ни возможности посещать богослужения, ни какие-то другие культовые мероприятия. Для них это означало, что они даже были лишены молитвы. Самоизоляция для них – это удаление от всех и от всего, вплоть до потери общения с Богом.


    А теперь пришел Иисус. Он идёт мимо их мест самоизоляции, и они обращаются к Нему. Вопреки запретам, но в рамках доступного для них расстояния, прокаженные обращаются к Иисусу. У них есть надежда, что Он поможет. Приход Господа открыл им доступ и возможность обращения к Богу. Иисус пришел в расположение их самоизоляции. Никакая причина, ни по закону, ни по обстоятельствам, не может препятствовать молитве. Молиться можно всегда и везде. Иисус пришел! Теперь и прокажённый, и любой другой человек, в самоизоляции, будь то в общении, в лишении или в избытке, имеет возможность обращаться к Богу. Быть в самоизоляции не значит быть забытым Богом. Наоборот, встреча Иисуса с десятью прокаженными показывает, что Христос рядом. Божий Сын находится на пути в Иерусалим ради их спасения. Господь идет в Иерусалим, чтобы отдать Свою жизнь в жертву. Вторжение Иисуса Христа в их самоизоляцию происходит не только потому, что Христос был в пути; это происходит благодаря тому, что Христос на пути. Это происходило для того, чтобы погибающие получили возможность спасения.


    Таким образом, самоизоляция становится местом встречи с Богом. В такое время, когда они потеряли все связи с окружающим миром в соответствии с требованиями закона, когда обстоятельства заставляют их удалиться от всего, именно тогда Иисус Христос идет навстречу к ним. Но при этом, чтобы встреча произошла, требовались определённые действия и от них. Было необходимо, чтобы прокажённые владели каким-то знанием об Иисусе. Они же должны были знать, кто там идет, иначе они не смогли бы обратиться к Нему? Это мог быть простой человек, который проходил мимо. Но они называют его по имени «Иисус, Наставник».


    Несмотря на самоизоляцию, они были в курсе того, что происходит в мире. Они получили от кого-то, – мы не знаем откуда, – информацию, что Иисус делает. Они даже знают его как наставника, т.е. учителя. Для них самоизоляция не стала причиной впасть  в апатию или депрессию. Они сохранили надежду и стремление дождаться возможности обратиться к Христу. Их знания и усердие споспешествовало им в нужный момент, чтобы узнать, что Христос идет мимо, чтобы увидеть и обратиться к Нему.


    Они знают Христа как наставника. Считать Его наставником значит признавать Его учение. Они говорят: «Ты наш наставник! Учи нас! Дай нам наставление!» Несмотря на самоизоляцию, эти 10 прокажённых были в курсе того, что происходит в стране. Они были в курсе того, что происходит в религиозной сфере. Они услышали об Иисусе, они услышали о том, чему Он учит. Самоизоляция не была для них поводом уйти в себя. Наоборот, они интересовались и поэтому они смогли использовать эту возможность и встретиться с Христом. Такая бдительность позволила им принять слова Христа. Они признают Его наставником и затем получают повеление от Христа: «Пойдите, покажитесь священникам». Они послушались Его слов и пошли (стих 14).


    Послушание является вторым действием прокаженных. Они еще не видели исцеления, но если Христос так повелел, значит надо идти. Третье действие не так заметно, но представляет собой немаловажный момент. Они действовали сообща. Их десять и они не один за другим подходили к Иисусу. Хотя они были в изоляции, они не остались в одиночестве. Прокаженные действовали сообща. Между ними происходило какое-то общение, какой-то диалог. Они делились друг с другом информацией о том, что каждый услышал. Они сохранили взаимосвязь даже в положении самоизоляции, когда общение как раз и запрещалось. Но они нашли возможность общаться и сохранили отношения. Сообща они и встретили Иисуса и обратились к Нему.


    Христос отвечает на их просьбу: «Помилуй нас!» Ответ Иисуса Христа, конечно, отличается от того, чего они могли бы ожидать. Господь не дает моментального  исцеления, чуда и не совершает какое-то чудотворящее действие. Христос поступает в полном согласии с законом. Он сохраняет предписание, как оно записано в законе: «Покажитесь священникам!» Это установленный порядок в случае проказы. Когда человек исцелился и очистился, он должен обратиться к священнику. Тот определяет, здоров ли человек, и только тогда он восстанавливает его положение в обществе. И сейчас Иисус так и говорит: «Вы хотите получить исцеление? Тогда поступайте так, как требует закон». Они поверили и пошли. Поверили, потому что они ещё не видели исцеления. Но они доверились слову Иисуса Христа. Если Иисус говорит, значит надо идти: видим или не видим — это неважно. Иисус сказал и поэтому надо идти. А когда они послушались и пошли, то произошло действие Бога. Бог действует через послушание. Там, где они поступали в послушании, Бог ответил Своей сильной рукой.


    До того, как они очистились, всё выглядело очень естественно. Каждый соблюдает законные рамки, действует так, как позволяют обстоятельства. Бог не изменил обстоятельства, в которых находились прокаженные. Но когда они встретили Христа, Тот ожидал от них послушания. И в этих обстоятельствах, следуя словам Христа, они очистились.


    Часто мы в наших молитвах просим Бога, чтобы Он изменил нашу ситуацию. Мы больше переживаем об обстоятельствах, чем о словах Христа. А Бог как раз действует через обстоятельства, в которых мы находимся. Будь то самоизоляция, или же посреди радостной встречи с друзами, болезнь или полнота сил. Главное – услышать и принять слово, которое говорит Христос. Господь действует там, где мы находимся, чтобы проявить Свою силу. Бог использует обстоятельства для Своей славы, а от нас требуется услышать голос Христа и пойти в послушании.


    Десять пошли в послушании и все десять получили исцеление, но лишь один понял, что на самом деле нужно делать дальше. Они все очистились, но только один возвратился, громким голосом прославляя Бога (стих 15). Только теперь мы узнаём, что среди десятерых был один Самарянин. Может быть, там были и другие народности, но когда есть проказа, то неважно, кто ты. Проказа стирает всякие культурные и личные различия. Они потеряли свою идентичность. Было уже неважно, какая религия или какая культура у каждого в отдельности. У них все равно не было возможности никуда ходить. Стало неважным, в каком месте надо поклоняться, потому что они все не могли участвовать в религиозной жизни своего народа. Все религиозные различия исчезли. Осталось только одно единственное желание, одна единственная цель – исцелиться,  выйти из безнадежной ситуации.


    Когда вся религиозность стремится к нулю, остается только стержень сущности, ядро сердца. Было десять прокаженных, но девять из них были религиозными людьми: Они обратились к Христу, они поступали по закону, они очистились и потом дальше жили своей жизнью. Но только один ищет отношений с Богом, только один возвратился, чтобы прославить Бога. Христос говорит ему: «Вера твоя спасла тебя!» (стих 19). Мы увидели в поступках этих десятерых те действия, которые мы обычно определяем как вера. Они вроде бы все десять показали то, что мы обычно называем основой веры. Но Христос дает определение вере и это поворотный момент в этой истории.


    Если мы употребляем наше обычное определение веры, что мы включаем в него? Например, вера выражается в молитве, которая означает общение с Богом. Но все десять поступили так же. Они обратились к Иисусу Христу, принесли свою просьбу к Нему. Вера – значит признавать учение Христа. Но и они все называют его наставником, они признают его учителем. Другой важный момент веры – это послушание, это обязательная реакция на голос Бога. Но и это все десять сделали – они пошли, как им сказал Иисус, хотя ещё не были чистыми. Разве в этом нет веры?


    Нет! Только один возвратился и Господь ему говорит: «Вера твоя спасла тебя!» Отличие спасательной веры Иисус раскрывает нам в стихе 18: «воздать славу Богу». Этого недоставало девятерым. Воздать славу Богу, это не просто фраза, которую мы порой произносим, когда нам повезет. Воздать славу Богу – это как раз и есть «возвращение», и только один возвратился. Отличительная черта спасательной веры – это возвратиться и воздать славу Богу. Другие элементы веры тоже важны. Самарянин, как и другие девять, показал элементы веры: молитва, учение, послушание, доверие, но только он один из десяти прошел путь до конца, он и услышал: «Вера твоя спасла тебя!»


    Такая вера и есть обращение к Богу: она слушает то, что Он говорит; идет в согласии с Его словом, а затем возвращается к Богу. Бог не хочет быть только украшением нашей жизни или каким-то дополнением. Бог хочет занимать центральное место в нашей жизни. В нашей ситуации, особенно когда мы находимся в самоизоляции, когда обстоятельства стесняют нас, мы можем с радостью исполнять те действия, которые исполнили все десять. Мы громким голосом обращаемся к Богу в наших молитвах: «Помилуй нас! Помоги!» Может быть, мы даже услышим голос Бога. Мы также читаем Писание, ищем волю Бога и видим, как Бог проявляет нам Свою милость. Он благословляет и даёт нам то, о чём мы спросили. Но пример Самарянина показывает нам главное отличие. Как мы поступаем после того, как увидели руку Бога? Здесь перед нами возникает выбор. Кто-то молился об исцелении, кто-то молился, чтобы Бог дал материальную поддержку или убрал какое-то препятствие. Бог ответил на нашу просьбу, но как мы поступаем потом? Мы можем выбрать путь девятерых и сказать Богу «Спасибо, и до свидания!» Или скажем: «Слава Богу!» – и дальше живем по-прежнему. Или, мы можем взять пример с того человека, который увидел действие Божье и возвратился, чтобы прославить Бога. Мы можем получить благословение, Божий ответ на молитву и воздать славу Богу за этот ответ. Спасительная вера обращается опять к Богу, чтобы снова спросить и узнать, как использовать дар Бога ради Его славы. Надо искать волю Бога в том, как достойно оценить благословение, данное Им. Христос дает исцеление всем десяти прокаженным. Он не забирает обратно Свой дар, но только один нашел достойное применение этому дар исцеления. Мы все вместе, находясь в самоизоляции, можем использовать это время, зная, что Иисус Христос уже совершил путь в Иерусалим. Господь умер за наши грехи и воскрес для нашего оправдания, поэтому мы можем обращаться к Нему в любых обстоятельствах, тем более в самоизоляции. Мы можем сохранить общение; мы можем больше узнать и больше увидеть того, что Бог делает. И  когда мы все это видим, нам нельзя просто так пойти дальше. Надо любую встречу, любое действие Бога сделать поводом, чтобы возвратиться к Нему и прославить Его. Так давайте возвращаться к Богу, чтобы больше узнать, как применять Его благословение и таким образом воздать Богу славу!

Похожие статьи

Comments are closed.