Вдали от тропы, Рехвальд Г.Ф.

«Моисей сказал: Пойду и посмотрю на сие великое явление, отчего куст не сгорает». (Исход 3:3)


    Моисей устроил свою жизнь в изгнании. Работа, семья, даже религиозные потребности, – все у него наладились. Смотрите, как повествование 3-й главы уже с самого начала представляет нам главного героя и его жизненное положение: «Моисей пас овец у Иофора, тестя своего, священника Мадиамского». У Моисея есть своя работа – он пастух. Это его семейный бизнес. Хорошо, когда вся семья и в жизни, и в труде объединена. И сверх того, главное религиозное лицо народа является главой его дома. Факт того, что это не религия предков Моисея, и что его родственники – жена и тесть, – не из народа Моисея упоминается как будто случайно. Но на самом деле, это примечание на полях, оно отсылает нас назад к событиям второй главы. Три элемента для ознакомления – работа, семья, религия, в том числе и народ – создают яркий контраст с предыдущим контекстом.


    Бывший сын фараона, высокопоставленный, уважаемый и образованный Моисей, пасет стада. Новая деятельность вообще не соответствует прежнему образу жизни. И даже стада не свои, а тестя. Также обратим внимание на то, как Бог забоится, чтобы Моисей сохранил связь со своей семьей Левитов. Несмотря на то, что дочь фараона взяла его мальчиком себе, родная мать Моисея вскормила его (2:8-9). А теперь Моисей не только потерял связь с семьей, но даже был удален от религии своего народа. Это же те самые братья (см. 2:11), о которых Моисей раньше так переживал.


    Вдруг Бог вторгается в эту жизненную ситуацию. Для Моисея это был обычный рабочий день, как это показывает вторая половина первого стиха. Бог явился весьма необыкновенным образом в самых обыкновенных буднях хорошо налаженной жизни Моисея.


    Моисей шел своей дорогой, когда он увидел горящий куст. Будучи хорошим пастухом, а ведь он уже давно в этом деле,  Моисей знает, что овцам нельзя близко подходить к кусту. Они могут запутаться в терновнике. Поэтому Моисей смотрит на куст с определенного расстояния. Чтобы подойти поближе и рассмотреть, как он говорит в 3-м стихе, ему надо свернуть с намеченного пути. Еврейский текст выражает это в слове «пойду»(стих 3). Это слово означает не просто движение: «пойти», но корень глагола происходит от значения: «круг, обход». В этом контексте выражение Моисея несет значение «зайду».


    Это же самое выражение имеет еще одну особенность, которой в переводе пренебрегли. Еврейский глагол стоит здесь вместе с частицей. Эта частица часто пропускается в переводе. Она соответствует русской частице: «-ка». Это разговорная частица, и выражающая смягчение или неформальность повеления. В принципе, наличие частицы не меняет смысл повелительного предложения, которым Моисей сам себя призывает или ободряет к действию. Но именно разговорный оттенок этой частицы говорит о настроение и мотивации ободряющей фразы: «Зайду-ка!» Моисей не остается равнодушным к увиденному. Но он также спокоен, и у него хватает времени, чтобы оставить свое стадо. У Моисея достаточно любопытства обращать внимание на что-то еще за пределами своих непосредственных дел.


    Посмотрим поближе на подход, избранный Богом, чтобы обратиться к Моисею. Если намерение Бога только в том, чтобы призвать Моисея на служение, почему тогда Бог просто не обратится к нему? Даже если нужно это делать наедине в пустыне, почему тогда Бог не вышел навстречу Моисею? Почему было создано такое необыкновенное представление, и не как прямая встреча, а как-то в обход?


    Разве это не наше ожидание водительства от Бога? Водительство обычно понимается как прямое и заметное вмешательство Бога в нашу жизнь. Как часто мы ждем какого-то знака, особенного откровения, слова или чего-то подобного, посредством чего Бог поведет и направит нас. А потом приходит большое разочарование, когда Бог не подчиняется нашим требованиям о личном водительстве. А может быть проблема не в том, что Бог не хочет? Нам стоит проверить наше ожидание на фоне того, как Бог уже ведет нас. Призвание Моисея как раз и повествует о том, как Бог действует. И, что более важно, говорит о том, чего Бог ожидает от того, кого Он призывает. В этом случае призвание Моисея раскрывает три отличительных действия.


    Во-первых, Моисей должен смотреть и увидеть, что происходит вдали от обычного пути. Работа, семья и религия – это области жизни, которые быстро набирают обороты. День за днем все катится вперед, но только не ясно куда. Накапливается опыт, и уже мало что может нас удивить. Божье вмешательство в суету будничной рутины скорей становится для нас препятствием в жизни, чем водительством. Сколько мы переживали в начале пандемии, сколько старались найти альтернативных форм для привычной церковной жизни. Но в итоге мы снова стали как белка в колесе, лишь заменили старое колесо новым. Бог редко идет навстречу по главной дороге. Там мы уже наладили жизнь, уже знаем, как работать и что нужно делать. Для Бога и Его планов теперь остается мало места, если вообще оно есть. Натоптанные пути лишают нас способности увидеть и услышать действие Бога. И даже там, где Бог дает намек, обстоятельства жизни не дают остановиться, чтобы обратиться к Богу. Пандемия не будет наполнять молитвенные дома жаждущими Бога людьми, как это не смогло сделать ни одиннадцатое сентября, ни какое другое потрясение последних лет.


    Бог привлек внимание Моисея событием в стороне от  обыденного, вдали от пути. Моисей остановился и смотрел. Бог хотел, – и это второй урок, – завладеть вниманием человека, которому должно совершить служение во славу Божью. Моисей показывает интерес и любопытство. Он готов пожертвовать своим рабочим временем, чтобы свернуть со своего пути и подойти поближе. Он же не знал, что там его ждет Бог. Но как раз готовность Моисея показывает, что для него работа еще не идол. Его жизнь не управляется делами, а значит осталось место, где Бог может вместиться.


    Для Моисея налаженный быт не был препятствием, и он сохранил в себе способность быть чувствительным к тому, что происходит вокруг него. Такая способность позволяет и нам в церкви обращать внимание на то, что Бог уже совершает. Тогда не увидим ли мы людей уже приготовленных Богом? Начинаем ли мы новое служение только потому, что оно модное, и что все так делают? Или же это служение – наше призвание от Бога? Конечно, мы не можем ожидать, что перед нами появится горящий куст. Скорее всего, загорится шапка, когда мы ворчим на человека, будто бы мешающего нам то жить, то служить. Человек – не препятствие служению, он – наше служение. Имеем ли мы бдительность, подобно Моисею, чтобы приблизиться и встретить Бога в этой ситуации?


    Третий урок водительства учит нас о вере. Чтобы принять новое задание, Моисей должен оставить старое. И не для того, чтобы прекратить дело, и не для того, чтобы делать что-то другое. В первую очередь, Моисей сворачивает с пути, чтобы встретиться с Богом. Как и Моисей, мы не знаем, когда и где Бог явится. Когда дела идут хорошо, когда мы самоуверенны, когда беремся за дело, которое нам кажется по силам, тогда удобное время, чтобы взглянуть в сторону. А вдруг Бог там поставил для нас знамение? На первый взгляд оно не заметно, но надо идти поближе и посмотреть. А если там ничего нет? Тогда можно бодренько отправиться дальше в путь и смело взяться за дело! Но лучше лишний раз осмотреться, чем пропустить встречу с Богом.


    Встреча с Богом стала призванием для Моисея. Теперь он совершает служение, возложенное на него с одобрения и с полномочиями от Бога. Предыдущие дела Моисея опирались на его собственные способности и его понимание. Но вера совершает дело, опираясь только на Бога.


    Моисей смог бы продолжить свои путь и дальше, продолжая вести стадо своего тестя. Но он сворачивает с налаженного пути, чтобы теперь уже вести Божье стадо. Онлайн-служение и волонтёрство открывают новые возможности служить и благовествовать. Такое служение требует технических и материальных усилий. И там, где служение идет хорошо, умение и профессионализм становятся важным фактором. Ожидания и требования возрастают, но остается ли место для Бога?


    Бог явился Моисею на пути, но Господь не препятствовал ему на этом пути. Бог оставил Моисею возможность выбирать. Понадобилось его осознанное решение обратить внимание на то, что Бог сотворил. Когда же Моисей оказался готовым оставить будни на короткое время, зашел и заглянул, то он встретился с Богом. В наше время очень многое вокруг кажется осуществимым, или же наоборот, обстоятельства как будто ведут нас в тупик, к  бездействию. И в такое время нам особенно нужна бдительность Моисея! А не взглянуть ли по сторонам? А не ожидает ли нас там Бог?  

Похожие статьи

Comments are closed.