В час, когда труба Господня … (часть 2), Шайфулин И.В.

25:1-13: Притча о десяти девах, ожидающих жениха

В продолжении Своего наставления о готовности к встрече с Ним Иисус приводит еще одну притчу. Иисус не раз использовал наборы из трех притч, раскрывающие разные аспекты обсуждаемой темы (например, Мат. 21:28-22:14, Лук. 15:3-32). Введение в притчу похоже на предыдущее, однако есть отличие в использовании будущего времени, вероятно, по причине явного эсхатологического контекста Пришествия, который описывает эта притча.

Вторая притча использует образ свадебного торжества. Свадьба всегда являлась ярким событием в жизни любого селения на древнем Востоке и вопрос, кто оказался на торжестве, а кто нет, был чрезвычайно важен. Данная история содержит только две стороны участников этого события: жених и десять девушек. Здесь мы должны признать, что у нас в целом очень мало подтвержденных свидетельств о брачных церемониях того времени. Так что лучше основываться не на предположениях, а на тех пусть небольших, но достоверных сведениях, что у нас есть.

Разумные (их «мудрость» только в рассудительности, так что лучше – «разумные») и глупые девушки – все героини этой истории. Те же самые эпитеты используются в описании двух домостроителей в 7:24-27, а также при описании первого раба в первой из трех притч. Само слово «девы» означает незамужних девушек: подружек либо невесты, либо жениха. Точная роль этих самых «десяти дев» неясна, но, похоже, она заключалась в сопровождении жениха в факельном шествии (возможно, с танцами) к дому жениха. Те светильники, что здесь описываются, обычно представляли собой факелы с пропитанной маслом тканью. Для того чтобы факел загорелся, факел предварительно окунали в емкость с маслом, а потом зажигали. Так что факел без масла был совершенно бесполезен. Также ясно, что девушки не присутствовали на той части церемонии, которая была прежде. Их роль сейчас заключалась в ожидании жениха. Неожиданная задержка жениха могла быть вызвана любыми бытовыми обстоятельствами (например, торгом о размере выкупа за невесту или любыми другими причинами). Здесь они не имеют значения.

Описание, которое мы читаем в 25:5-6, создает впечатление, что девушки предполагали, что предстоит какое-то время ожидания и что их участие в факельном шествии будет только с наступлением темноты (темнота же на самом деле наступает еще до полуночи, так что они могли ожидать более раннего прихода жениха). Но, с другой стороны, явно присутствует элемент неожиданности. В момент создания Евангелия последствия обоих этих характеристик вполне проявились: некоторые христиане были встревожены задержкой в наступлении Пришествия, другие впали в успокоение после многих лет несбывшихся прогнозов.

Но дальше история развивается не так, как можно было бы ожидать (как, например, прежде, в 24:36-51). Здесь пока нет противопоставления разумных и глупых, в котором, скажем, разумные трудились бы, а глупые бездельничали, или разумные сохраняли бы бодрость, а глупые заснули. В данном случае никаких поручений никому вообще нет и заснули все, как разумные, так и глупые. Все в равной степени были утомлены ожиданием, разочарованы и уснули. И все далее были застигнуты врасплох криком о приближении жениха.

Неизвестно, зажигали ли девы раньше свои факелы (стихи 25:7-9). Понятно, что во время их сна они не могли гореть, так как даже хорошо пропитанный маслом факел не может гореть дольше 15 минут. Разумным девушкам нужно было снова пропитать свои факелы и поджечь их (в Синодальном переводе «поправили светильники»: используется глагол κοσμέω, космео, который здесь означает «привести в порядок»). Попытки же поджечь свои факелы со стороны глупых дев были, конечно, бесполезны. Слова о том, что их светильники гаснут означают, что они не могли гореть без пропитки. Ответ разумных дев на просьбу глупых поделиться маслом кажется излишне эгоистичным. Возможно, в реальной жизни ситуация бы была разрешена, но это притча, где допустимы упрощение, гиперболизация и т.п. для создания нужного автору назидательного эффекта. Так что мы имеем дело с описанием духовной ситуации, где нет возможности поделиться с другим чем-то своим, каждый нуждается в собственном запасе.

Продолжение процессии должно заканчиваться свадебным пиром в доме жениха – главным событием всей этой истории. Когда жених приходит в дом начинается праздник (25:10-12). В Евангелии от Матфея уже были подобные описания, в которых изображались благословения Царства (8:11-12, 22:1-13). И только те, кто готов, будут наслаждаться им. Закрытые двери – это еще один элемент притчи, который кажется неуместным в примере открытой и гостеприимной деревенской свадьбы. Опоздание обычно не являлось фатальной проблемой в восточном обществе. Но в притче, целью которой является показать разницу между спасенными и погибшими, закрытие двери как раз символизирует это разделение на последнем этапе, как мы это уже могли видеть в 13:30, 48, 21:31, 22:8-10,13. И хотя здесь нет слов о «плаче и скрежете зубов», но точка все равно явно поставлена словами о тщетности просьб глупых девушек открыть двери. Слова «я не знаю вас» (25:12), как уже отмечалось, очень похожи на 7:23 и говорят о том же: о непризнании тех, кто считал себя, несомненно, включенными в группу участников праздника, то есть Царства. Решительность фразы «истинно говорю вам» имеет силу судебного приговора. Так что вполне очевидно, что пропустить пир означает просто пропустить всё, и окончание притчи снова имеет признаки эсхатологического суда с решительным закрытием дверей и бесполезным уговорам впустить опоздавших на пир.

Таким образом, центральным моментом, как и в предыдущей притче, вновь является задержка прихода господина/жениха и ожидание, а также эффект, который они оказали на готовность этих десяти девушек, когда они, наконец, смогли принять участие в церемонии.

Итак, главный вопрос, который мы должны задать и получить на него ответ в этой притче: почему же пять глупых дев упустили возможность войти на пир и, следовательно, какой это дает урок для учеников Иисуса в свете ожидания Его Пришествия?

Внимание толкователей этой притчи часто сосредотачивается на значении масла. Ведь именно его отсутствие помешало неразумным девушкам остаться на месте, дождаться жениха и со всеми вместе войти на пир. В результате они даже были охарактеризованы женихом как чужие ему.

Тогда что же подразумевается под маслом? Есть много мнений на этот счет с разной степенью аргументированности. Однако надо заметить, что в самом рассказе нет ничего, что особым образом детализировало бы этот элемент притчи. Предшествующая и последующая притчи, как и завершение речи Христа в стихах 31-46, указывают на этическую составляющую того, что значит быть готовым, то есть говорят об определенных действиях. Но в этой притче это не прописано. Мы видим только факт отсутствия готовности в приговоре жениха («я не знаю вас»), который, как и в 7:21-23, указывает на некий критерий, который гораздо серьезней, чем просто соответствие неким этическим стандартам. Поэтому достаточно правдоподобное объяснение роли светильников в этой притче в виде символического обозначения «добрых дел» как свидетельства настоящего ученичества, все-таки, выглядит необоснованным. Действительно, такое соответствие можно увидеть в Нагорной проповеди (5:15-16). Но в этой притче никаких поручений не было, о выполнении какой-либо работы никто не интересуется. Кроме того, в таком случае довольно неуместно выглядит стих 25:13, где присутствует призыв к бодрствованию. А ведь это именно то, что не сделал никто из десяти дев, но это никак не помешало пяти мудрым оказаться на брачном пире.

Для ответа на вопрос надо заметить, что разумными и глупыми девы называются не в конце притчи, когда можно было бы оценить некий результат, а с самого начала. Эта разница определяется не тем, что они выполнили или не выполнили какое-то поручение, и даже не тем, что они бодрствуют или спят. Разница только в том, что у одних изначально, еще до начала всех событий есть масло, а у других нет. Поэтому лучшим выходом представляется не давать никакого особого объяснения масла, не стараться увидеть здесь какую-то аллегорию, говорящую, скажем, о Святом Духе или о добрых делах. Отсутствие масла символизирует, в конечном счете, просто неподготовленность, а значит совершенно ложные представления об отношениях с женихом: они не часть настоящей семьи Иисуса, что бы они сами о себе при этом не думали (12:50: «кто исполняет волю Отца, тот Мне брат и сестра, и мать»).

В таком случае мы можем увидеть здесь два урока, которым Иисус хочет научить Своих учеников в отношении Своего Пришествия. Эти уроки, несомненно, актуальны и сегодня. Во-первых, это самое состояние готовности Пришествию не является тем, что может быть достигнуто путем корректировки в последнюю минуту. Это является следствием долгосрочных убеждений. Невозможно исправить положение в критических обстоятельствах. Ведь ситуация не складывалась так, что пять спали, а пять бодрствовали. Стих 25:5 явно говорит, что одинаково заснули все и все были разбужены в полночь. Проблема уходит корнями в подготовку, которая была сделана еще перед сном. В общем, готовность к Пришествию или есть, или ее нет. И, во-вторых, готовность явно может быть исключительно индивидуальной: при всем желании никто не может поделиться готовностью и ее не получится одолжить. Поэтому ни нам никто не сможет помочь, ни мы никому не поможем в момент встречи с нашим Господом. Так что слова из 25:13 должны побудить нас проверить свое состояние заранее, прямо сейчас.

Похожие статьи

Comments are closed.