Успех вместо провала, Кузнецов С.Г.

На страницах Писания мы встречаем немало Божьих служителей, возвещающих истину людям. Это пророки, апостолы, простые верующие. Как слушатели чаще всего реагировали на их воззвание? Отвергали и противились! На страницах Ветхого Завета неоднократно встречаются заявления, подобные этим:

«И посылал к ним Господь Бог отцов их, посланников Своих от раннего утра, потому что Он жалел Свой народ и Свое жилище. Но они издевались над посланными от Бога и пренебрегали словами Его, и ругались над пророками Его» .


(2 Пар. 36:15,16)

Лишь в немногих случаях Божьих посланников слушали и принимали. Так в ответ на проповедь апостола Павла перед многими жителями Афин уверовали лишь немногие (Деян. 17). Проповедь же апостола Петра в доме римского сотника Корнилия была тем редким случаем, когда все слушатели уверовали. Но этот успех объясним, и имеет множество причин: проповедовал великий апостол, слушатели были людьми благочестивыми, Корнилию уже прежде являлся ангел Господень и дал наставление. Однако в Библии есть два примера невероятного успеха проповеди, когда ничто этот успех не предвещало. На страницах Ветхого Завета таким проповедником был пророк Иона, а в Евангелии от Иоанна – безымянная женщина самарянка.

Пророк Иона был послан Богом с проповедью о Божьем суде к враждовавшим с Израилем жителям ассирийской Ниневии. Пророк без особой радости и не сразу пришел к жителям Ниневии, где усердно провозглашал страшную весть: «Ещё сорок дней и Ниневия будет разрушена!» (Иона 3:4). Он не хотел идти в Ниневию, не проповедовал о спасении, не желал покаяния её жителей и относился к ним с явной ненавистью. Кроме того, ниневитяне погрязли в тяжких грехах и пороках, а самого Иону видели впервые. Можно ли было ожидать, что целый город, более ста двадцати тысяч нечестивых язычников, в ответ на такую проповедь-приговор уверует и покается? До сих пор многие читатели книги пророка Ионы не верят, что там описана реальная история. Этого не было и быть не могло – считают они. Всё же сам Господь Иисус упоминает о событиях книги Ионы как о вполне реальных и достоверных (Мф. 12:40).

Чем же объяснить такой неожиданный итог проповеди Ионы? Почему язычники не изгнали или не убили назойливого еврейского пророка? Почему они просто не проигнорировали его воззвание? Почему на весть о скором и неизбежном наказании они откликнулись со смиренной верой, всенародным покаянием и строгим постом?


Во-первых, Иона был Божьим пророком и уже не первый год нес служение при царе Израиля.
Во-вторых, с Ионой произошло чудо, когда он живым вышел из рыбы, проглотившей его несколькими днями ранее. Этот факт мог стать известным ниневитянам и добавил авторитета пророку.
В-третьих, жители Ниневии не могли не замечать сами собственной крайней развращенности, поэтому провозглашение суда приняли без скепсиса.
В-четвертых, есть данные, что до появления Ионы Ниневия дважды (в конце первой трети VIII века до н.э.) пострадала от голода. В то же примерно время, а именно 15 июня 763 года до н. э., жители Ниневии стали свидетелями полного солнечного затмения[1]. Всё это могло быть воспринято ими как знаки Божьего гнева. И всё же в подобных ситуациях даже евреи, представители Божьего народа, не слишком прислушивались к речам пророков. Как же сам Иона оценил такое поведение ниневитян? Он понимал, что именно Божье милосердное действие стало причиной их всенародного покаяния. Пророк в сердцах высказал это Богу: «О, Господи! не это ли говорил я, когда еще был в стране моей? Потому я и побежал в Фарсис, ибо знал, что Ты Бог благий и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и сожалеешь о бедствии». (Иона 4:2)

История Ионы крайне удивительна, но всё же он был пророком Божьим, да и действовал по прямому Божьему повелению. На страницах Нового Завета, в Евангелии от Иоанна, мы видим ещё более несуразного миссионера, достигшего своей простой проповедью многих сограждан. Это простая женщина, самарянка. Мы даже имени её не знаем. Она была откровенной грешницей, искавшей счастья в отношениях с мужчинами. Мужчин в её жизни было немало. Будучи, вероятно, ещё достаточно молодой женщиной, она уже имела пять разводов и имела внебрачную связь, когда встретила Иисуса (Ин. 4:17-18). Такое поведение порицали не только израильтяне, но и язычники. Женщина, несомненно, понимала, что её репутация давно уничтожена. На это указывает тот факт, что она пришла к колодцу одна, а не с группой других женщин, как это было принято. Более того, она пришла «около шестого часа», т.е. в полдень, в самое жаркое время дня. Скорее всего, она выбрала это время, чтобы избежать лишних встреч с согражданами и их косых взглядов. Но так случилось, что она столкнулась с Тем, кто ненавидит грех больше всех. Она встретилась с самим Господом! Сначала эта женщина отказалась разговаривать, потом отвечала Иисусу с явной насмешкой и неприязнью. Она переводила тему, когда оказывалась на грани разоблачения. Она не понимала духовной сути того, что ей предлагал Господь. Эта женщина не торопилась сокрушаться о своём греховном поведении. Даже, когда Иисус её явно обличил, она лишь попыталась в ответ загнать Его в тупик крайне спорным богословским вопросом. Но Мессии удалось преодолеть все препоны, ответить на сложные вопросы и не отступиться, слыша насмешливые заявления грешницы. Самарянка всё же поверила, что перед ней настоящий Мессия (Ин. 4:25-26). Что же она сделала, как только осознала, с кем ей довелось встретиться у колодца? Она оставила свой кувшин у колодца и пошла в город проповедовать Евангелие! Можно ли было ожидать, что женщина, да ещё такая распутная, станет проповедником? Не удивительно ли то, что её вообще кто-то стал слушать в городке, где все знали друг друга? Да и что она собственно проповедовала? Она не рассказала людям ни о воде жизни, ни о месте и способе поклонения Богу. Она лишь предлагала окружающим: «Пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне все, что я сделала: не Он ли Христос?» (Ин. 4:29). Какое же удивление вызывают слова евангелиста: «И многие Самаряне из города того уверовали в Него по слову женщины, свидетельствовавшей, что Он сказал ей все, что она сделала»? (Ин.4:39). И кто уверовал? Самаряне! Евреи-полукровки, враждовавшие и презиравшие иудеев, извратившие и переписавшие Священное Писание, поклонявшиеся Богу, которого не знали, да ещё и не там, где положено. Эти люди поверили женщине, вышли из города, чтобы посмотреть на Иисуса. Через два дня общения с Иисусом эти люди уже заявляли женщине: «Уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос». (Ин. 4:42). Снова целый город уверовал. И снова это не благочестивые иудеи, а впавшие в ересь евреи-полукровки.

Что стало причиной веры жителей самарийского города Сихарь? Им проповедовал не пророк, а женщина. Женщина эта не отличалась благочестием и добрыми делами. Проповедь её нельзя назвать образцовой или искусной. Но и этого оказалось вполне достаточно для того, чтобы уверовали одни и пошли искать Иисуса другие жители Сихаря. Ответ на этот вопрос даёт сам Господь в беседе со своими учениками. Он провозгласил: «Не говорите ли вы, что еще четыре месяца, и наступит жатва? А Я говорю вам: возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве». (Ин. 4:35) Что же увидели ученики, подняв свои глаза? Они увидели толпу приближающихся к ним самарян. Именно эти самаряне, по мнению Иисуса Христа, были поспевшей к жатве нивой. Именно они были приготовлены Богом к принятию Евангелия и спасению. Когда люди были подготовлены Богом, для их спасения хватило и одной невыразительной проповеди, не блещущей благочестием женщины. Она сказала не много, но сказала самое главное – нужно встретиться и пообщаться с Иисусом Христом!

Истории обращения к Богу жителей Ниневии и Сихаря уникальны. Проповедники были неподходящими. Слушатели – откровенные грешники. Проповедь Ионы вообще не предполагала возможности спасения. Но целые города уверовали. Вместо ожидаемого провала проповедники имели ошеломительный успех. Секрет этого успеха в Божьем действии.

Сегодня нередко верующие смущаются проповедовать Евангелие окружающим людям. Одни говорят, что не прочитали ещё всей Библии, другие не уверены, что смогут ответить на все вопросы, третьи ещё не восстановили потерянную репутацию. Отговорок много! Но в описанных историях мы видим, что проповеди пророка без милости и даже простого личного свидетельства только что уверовавшей распутной женщины может оказаться достаточно для спасения откровенных грешников. Теперь настала очередь наших современников услышать евангелие. При Божьем содействии будем проповедовать Христа!


[1]https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BE%D0%BD%D0%B0_(%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BA)  (дата обращения: 09.06.2022)

Похожие статьи

Comments are closed.