Укрепляйся благодатью, Федоткин М.Г.

Каждый человек мечтает о стабильности в своей жизни. Мы стремимся «крепко стоять на ногах», иметь прочное финансовое положение, чтобы смело смотреть в глаза любым трудностям. И христианская жизнь не является исключением. Для того чтобы духовно расти, чтобы быть успешным в своем хождении с Богом, нам необходимо иметь определенную стойкость, крепость, устойчивость. Но как добиться этого? Что нужно сделать, на что обратить внимание, чтобы действительно быть крепким в своей вере и уповании? Апостол Павел в 2 Тим. 2:1 дает такой совет Тимофею:

«Итак, укрепляйся, сын мой, в благодати Христом Иисусом».

Данное повеление в дословном переводе звучит следующим образом: «Итак, ты, сын мой, будь крепок благодатью, которая во Христе Иисусе». Первое слово «итак» наталкивает нас на мысль о некоем итоге, который Павел подводит после своих рассуждений, записанных выше, в предыдущей главе. В конце первой главы апостол писал о страданиях, связанных с благовествованием Христовым, которое совершает Павел (2 Тим. 1:8 – 12). Он говорил об опасностях, связанных с ложным учением, призывая Тимофея держаться «здравого учения» (2 Тим. 1:13). Он призывал с осторожностью относиться к тем, кто не проявляет верность (Фигелл и Ермоген, 2 Тим. 1:15). И, напротив, он побуждает поддерживать тех, кто проявляет верность (Онисифор, 2 Тим. 1:16 – 17). Всё это и является теми обстоятельствами, в которых служителю необходимо быть крепким, чтобы устоять и совершить Божье дело. Все эти обстоятельства требуют от нас полного доверия Богу с осознанием того, что Он даст нам необходимых сил перенести трудности, преодолеть их, устоять в вере, проявив верность Богу и Его учению.

Павел призывает Тимофея укрепляться, быть крепким благодатью. Само слово «укрепляться» означает становиться более крепким, прочным, устойчивым. В жизни мы желаем приобрести крепость в самых разных сферах: финансы, образование, отношения с людьми и т.д. Здесь же речь идет об укреплении во взаимоотношениях с Богом посредством благодати.

Чаще всего люди под благодатью понимают безвозмездный Божий дар, но это – только одна грань понятия «благодать». Словом «благодать» описывается доброе расположение господина к своему слуге или рабу, а также благодарность слуги по отношению к своему господину. Иногда это расположение выражалось в виде подарка, иногда в виде милости, или определенной возможности. Когда Павел пишет о благодати Божьей, он имеет в виду, что Бог по-доброму, с расположением относится к нам. Несомненно, прежде всего, это расположение выразилось в том, что Бог даровал нам спасение. Но после спасения Божья благодать не перестала действовать: Бог по-прежнему относится к нам по-доброму. Он, например, дает нам привилегию обращаться к Нему в любое время в молитвах. Порой мы настолько привыкаем к данному проявлению благодати, что уже перестаем ее ценить. Мы молимся и уверены, что Бог нас слышит. Но Бог не обязан слышать и слушать нас. Однако Он слышит и слушает потому, что благоволит нам. И такая уверенность в том, что Бог благоволит к нам в любых обстоятельствах нашей жизни, способна придать нам крепость, т.е. укрепить нас в этих обстоятельствах. И тогда неважно, с чем мы столкнёмся в своей жизни: болезнь, трагедия, тяжёлая утрата или что-то другое. Мы можем быть уверены, что Бог допустил всё это в нашей жизни не потому, что Он зол на нас, но потому, что Он хочет изменить нас в лучшую сторону через данные обстоятельства.

Призыв Павла укрепляться благодатью подразумевает, что мы должны ценить такое отношение Бога к нам и стремиться сохранить его. Практически все религии так или иначе учат тому, как добиться расположения определенного божества. В одних религиях необходимо принести жертву, в других – выполнить определенный ритуал, совершить подвиг, вести особый образ жизни и т.п. Иными словами, многие люди считают, что Божью благодать можно заслужить. В ход идёт всё, начиная от пожертвования денег и заканчивая определёнными обетами Богу. Например, мы не грешим ради того, чтобы Бог не наказал нас; мы стараемся вести праведный образ жизни, чтобы Бог благоволил к нам; мы постимся, чтобы Всевышний ответил на нашу молитву и исполнил нашу просьбу. Можно привести множество других подобных примеров. Мы стремимся дать Богу что-то, что кажется нам ценным в Его глазах, чтобы получить от Него что-то ценное для нас. Этим мы пытаемся укрепить свое положение, статус, уверенность, и думаем, что имеем хорошие отношения с Богом.

Примечательно, что Павел призывает Тимофея укрепляться благодатью, которая во Христе Иисусе. Почему? Потому что ничто иное не является основанием, или причиной, Божьего благоволения. Бог относится к нам с благодатью только потому, что за нас умер Христос. Никаких других причин больше нет. Ни наши жертвы, ни наши праведные дела, ни наше стремление угодить Богу не способны заставить Его благоволить к нам, если в наших отношениях с Богом нет Христа Иисуса.

Это не означает, что Богу безразлично всё, что мы делаем или как живем. Нет, для Него это важно. Но, благодаря Христу, мы по-прежнему являемся Его детьми, даже если мы непослушны и достойны наказания. Например, когда мы наказываем своих детей, мы желаем им добра, желаем их исправления. Подобно этому Бог благоволит к нам даже тогда, когда это благоволение выражается в виде наказания с Его стороны.

Итак, только Иисус Христос является надежным гарантом того, что Бог относится к нам с благодатью. Понимание этого освобождает нас от многих заблуждений, выражающихся в попытках заслужить Божье благоволение. Приведу один пример. Часто люди, после того как согрешили и покаялись, корят себя. Выражается это в том, что они отказываются на время от служения, не участвуют в хлебопреломлении, считают, что Бог зол на них, а значит, они заслуживают только наказания. И вместо того, чтобы идти в церковь, к братьям и сестрам, туда, где действует Бог, они сидят дома в подавленном состоянии. В таком состоянии нам кажется, что наказав сами себя, мы не получим наказание от Бога и заслужим Его благоволение. Однако в свете вышесказанного такое поведение говорит о нашем пренебрежении Божьей благодатью. Мы не укрепляемся ею, не стоим в ней. Более того, мы нарушили волю Божью, отказавшись от участия в служении.

Точно так же осознание Божьего благоволения к нам помогает нам перенести житейские трудности, проблемы и разочарования, связанные со служением Богу и с общением с людьми. Неважно, в каких сферах нашей жизни мы столкнулись с трудностями или неприятностями. Важно одно – Бог неизменно благоволит к нам, потому что мы соединены со Христом Его смертью и воскресением. И этого факта ничто не может изменить. Поэтому будем укрепляться благодатью Божьей, которая во Христе Иисусе!

Похожие статьи

Comments are closed.