Учись мудрой жизни! Швецов П.Б.

Есть такое понятие –  житейская мудрость. Многие люди ценят её, стремятся к ней. Почему? Потому что мудрое решение (или совет) помогает не совершить каких-либо неверных поступков, избежать разочарований, сделать что-то правильно, с пользой для себя и для окружающих.

Когда мы принимаем какое-либо важное решение, часто мы ищем совета у человека мудрого, опытного. Это касается, например, постройки дома, семейной жизни, трудностей на работе или в учебе, отношений с родственниками, детьми и многого другого.

В Библии тоже есть мудрость, но она отличается от житейской. Мы обратимся к литературе мудрости в Писании. К ней относят книгу Притч, книгу Иова и Екклесиаста. Мудрецы, как и пророки, и священники, формировали религиозную жизнь Израиля. Мудрецы были довольно влиятельной группой с давних времен. Обычно, они сидели у ворот и провозглашали свои мудрые слова так, чтобы все могли слышать. Они были советниками при царях, достаточно вспомнить историю с Ровоамом, царем Иудейским. В своих учениях они говорили о Боге, о Его истине, проверенной временем. Все это звучало авторитетно, практично и, чаще всего, в форме притчей. В еврейской традиции книга Притч не случайно называется «Книгой мудрости». Притчи – это простые нравоучительные высказывания или примеры, в которых излагаются жизненные истины. Они похожи на пословицы: «Без труда не вытащишь и рыбки из пруда», «Семь раз отмерь, один раз отрежь», «Тише едешь, дальше будешь». Но их отличительная особенность в том, что они богодухновенны, они – Божьи истины. Но станет ли человек мудрым от того, что он выучит 1000 пословиц и поговорок? Не обязательно. В чем же тогда суть мудрости? Как ее искать и достигать? Что значит быть мудрым в библейском смысле?

Цель Притчей выражена в отрывке 1:1-7 глаголами «познать, усвоить, дать». Здесь говорится о разных категориях людей: «простые» – люди неученые; «юноши» – те, кто имеет нужду в обретении знаний и рассудительности (способность к мудрому планированию). Цель наставления в умножении познания и мудрости. Глагол «послушает» – один из самых частых глаголов в словаре литературы мудрости. Он несет идею активного слушания и повиновения. Это противоположно русской пословице: «В одно ухо влетает, в другое вылетает». Можно сказать, что главная цель книги Притчей – овладеть искусством мудрой жизни.

Мудрость, в нашем понимании, это способность умелого, опытного применения знаний.

В Библии мы встречаем, что она может означать как мастерство человека (Исх. 31:2-5), так и обширные познания или эрудицию (3 Цар.4:29-34). Но этим понятие мудрости не ограничено. Мудрый человек может характеризоваться мастерством в каком-либо деле, глубокими знаниями, авторитетом. Но это характерно и для неверующего человека. В чем же  ключевое отличие библейском мудрости от мирской?

Мы видим, что мудрость, прежде всего, касается умения человека слушаться Бога, Его Слова и исполнять его (Втор. 4:5-8). Она характерна для праведных (Пс.36:30), смиренных людей (Пр.11:2). Мудрость доказывается добродетельной жизнью (Иак.3:13-15). Таким образом, это понятие заключается в «искусстве» благочестивой, праведной жизни пред Господом. И действительно, мы называем мудрым не того брата, который подсказал нам как забить гвоздь, а того кто научил нас поступать праведно, свято, кто наставил нас в том, как бороться с грехом, как любить жену, как прощать обиды.

Но как овладеть этим искусством мудрой, благочестивой, праведной жизни? Все начинается со страха Господня (Пр. 1:7). Часто мы преуменьшаем или стараемся сгладить понятие «страх Господень». Какой самый популярный ответ на вопрос: «Что такое страх Господень»? Можно услышать: «Боязнь согрешить». Почему так обычно отвечают? Причина в том, что слово «страх», обычно, ассоциируется с чем-то негативным. Даже психологи определяют фобии, болезненные, навязчивые страхи. К примеру, есть такие понятия: «арахнофобия» – боязнь пауков, «кинофобия» — боязнь собак, «номофобия» — боязнь остаться без мобильного телефона, без связи, и даже есть понятие «фобофобия» — боязнь фобий, страхов. Все это – негативные реакции и их считают болезнью, комплексом, психическим расстройством.

Интересно то, что психологи выделили еще один вид страха. Он, по их мнению, тоже является психическим расстройством. Но именно этот страх Божье Слово призывает иметь всем.

Это «теофобия» – страх перед Богом!

К сожалению, психологи неверно определили его значение, и оно звучит очень параноидально: «Теофобия (греч. theos – бог, phоbos – страх) – навязчивый страх мыслей о боге, божьей кары, божьего вмешательства в судьбу» («Большая энциклопедия по психиатрии», 2012 г.). Согласно Библии, теофобия – это жизнь в благоговейном страхе, трепете перед Божьим величием. Она следствие глубокое осознание того, Кто есть Бог!  Если мы познали Бога, у нас есть серьезные основания жить в благоговейном страхе перед Ним! Это и есть начало мудрости!

Размышление над тем, Кто Он и что Он делает, ведет к страху Господню, а страх Господень – это фундамент для мудрой, праведной жизни. Когда человек понимает величие Бога, он начинает жить в соответствии с Божьим характером.

Что дает мне понимание того, что Бог свят, всемогущ и справедлив, что Он избрал и искупил меня? К чему это меня ведет? Познание Бога как Святого Бога ведет к отвращению от греха. Размышление о Его всемогуществе ведет к доверию в минуты скорби и испытаний. Страх перед Богом, как перед справедливым Судьей, отвращает меня от личной мести. Размышление о Божьем избрании приводит в трепет перед Ним. Осознание Его милости и спасения, через крест Христа, возбуждает желание верно и посвящённо служить Богу, славить Его и благоговеть перед Ним.

Мудрость коренится не в нас, она в Боге. Её начало, первый шаг к ней — это иметь отношения с Богом, иметь страх Господень, познавать Его. Как это возможно? Только через Иисуса Христа и Его Евангелие. Он единственный, Кто примиряет нас со Своим Отцом. Только Он может дать нам познание о Себе через Свое Слово. Это ли не повод для благоговейной жизни перед Богом?

Только богобоязненная вера ведет к святой жизни, а страх перед Господом приводит к послушанию, к кардинальному изменению жизни человека. И такой человек может поделиться своим опытом, своей практикой того, как переносить скорбь, преодолевать искушение, как научиться прощать и любить на основании Божьего Слова. Такой сам живет с Богом и может наставить в этом других. Это и есть мудрость.

Итак, мудрость — это не просто умные решения или советы. Прежде всего, это праведно жить с Богом на основании Слова Божьего. Далее, это научить такой жизни других людей наставлением и личным примером.

Мудрость начинается с глубокого понимания того, кто есть Бог. Она следствие благоговейного трепета, страха перед Ним, результат осознания Его величия. Мудрость выражается жаждой поклоняться и служить Ему. Это познание мы получаем через Евангелие: весть о распятом и воскресшем Сыне Божьем. Праведная, мудрая жизнь невозможна без правильных отношений с Иисусом Христом. Это угодно Господу. Такая жизнь начинается с веры через покаяние. И она продолжается благодаря вере через непрекращающееся познание Бога. Ему принадлежит вся слава! Аминь!

Похожие статьи

Comments are closed.