Участие в конференции «Созидание команды служителей». Шайфулин И.В.

С 18 по 20 мая в городе Самаре прошла конференция «Созидание команды служителей». Подробную информацию о ней можно узнать на сайте http://samaraconf.ru. Кроме основных спикеров, таких как Джерри Регг, Яков Драчев и др., в ней принимал участие один из преподавателей семинарии — Шайфулин Игорь Витальевич. Он поделился своими впечатлениями об этом событии и рассказал, о чем был его доклад.

Конференция в целом произвела на меня очень приятное, положительное впечатление. Приехало очень много братьев, их было более пятисот. На этой конференции было представлено около 50-ти регионов. Участниками были также представители из других стран, таких как Белоруссия, Армения и т.д.. На этой встрече было множество выпускников и студентов нашей семинарии. В основном они приехали из европейской части России, но были и из других регионов нашей страны, например из Красноярска.

 

Доклады основного спикера, Джерри Регга,  мне понравились тем, что они были посвящены очень важной теме. Он говорил о конфликтах, возникающих в руководстве церкви, в церковной общине и касающихся церковной жизни в целом.  На мой взгляд, это очень полезная и практичная тема. В процессе освящения темы, было видно, что докладчик хорошо знает и разбирается в этой проблеме. У него огромный опыт служения, связанного с разрешением различных сложных вопросов в этой сфере. Его доклад — это не просто чей-то опыт, чьи-то наблюдения о жизни. Это то, на что действительно можно положиться, благодаря хорошему библейскому основанию. Советы и рекомендации, относящиеся к решению возникающих проблем, были тесно связаны с библейским наставлением, с тем, как эти вопросы описываются в Писании.

Мой доклад на этой конференции был связан с историей нашего братства. Я постарался сделать его таким, чтобы он был связан с общей темой конференции, с вопросами конфликтов в церковной или братской среде. Тема доклада :«Военный вопрос : история конфликтов в Евангельском братстве христиан и баптистов». Он был посвящен тому, как тема пацифизма отразилась на отношениях в братствах евангельских христиан и баптистов. За всю историю Евангельско-баптистского братства ни один вопрос, не относящийся к доктринальным, не внес в ряды баптистов и евангельских христиан столько расстройства, как вопрос о службе в армии и несении воинской повинности. До сего дня в поместных церквах идут жаркие споры: служить – не служить, принимать присягу – не принимать, брать в руки оружие – не брать. Я не обсуждал тему пацифизма как такового, его плюсы или минусы. Моей целью было показать, как этот вопрос отразился на взаимоотношениях между братьями. В различные периоды истории ЕХБ отношение братьев к этой теме было разным.  Наши исторические предшественники в 19-м веке, такие как молокане, духоборы, меннониты, штундисты, в основном были убежденными пацифистами. Но в начале 20 века братство приняло другую позицию. Братья согласились  с участием в делах гражданского общества и принятием гражданских служб. Они также согласились принимать на себя ответственность в военной службе и  участвовать в принятии присяги.

Можно привести в пример несколько документов, отражающих отношение мирового баптизма к военному вопросу. Второе лондонское вероисповедание, также известное как Соборное  вероисповедание (или баптистское вероисповедание 1689 года), повлиявшее на взгляды евангельских христиан России во второй половине 19 века и начале 20 века, о военном вопросе говорит следующее (раздел  «О гражданских властях»):

  1. Бог, верховный Господин и Царь всей вселенной, установил, чтобы гражданские власти подчинялись Ему и управляли людьми (1) для Его собственной славы и общественного блага (2). И для этой цели он наделил их силой оружия, предназначенного для защиты и поощрения делающих добро и для наказания делающих зло (3).

Христианам позволительно принимать на себя и  исполнять обязанности должностных лиц, когда они призываются к этому (1). При исполнении этих обязанностей они особенно должны отстаивать справедливость и способствовать сохранению мира в соответствии со здравыми законами каждого государства, каждой республики. Поэтому для достижения этой цели они могут законно вести войну в эпоху Нового Завета на справедливых основаниях и в необходимых случаях (2).

 

Переведенное В.Г. Павловым Гамбургское исповедание веры баптистов (Германия) 1906 года также оказало влияние на формирование вероучения российского баптизма, в том числе и по военному вопросу. Так, вопрос отношения к светским властям подробно отражен в  XIV разделе «О гражданском порядке»:

«Мы веруем, что правительство установлено Богом (Рим.13:1-2) и что оно облечено властью для защиты добрых и для наказания злодеев (Рим.13:3-4) …

Мы признаем, что злоупотребление клятвы воспрещено христианам (Мф.5:34,37; Иак.5:12), но что клятва (присяга) — именно благого­вейное призывание нашего Бога во свидетеля истины…

Мы не видим себе препятствий со стороны на­шей веры принимать на себя правительственные должности (Лк.3:12,13} Рим.16:23; Фил.4:22)»

 

Обращаясь к прошлому, мы видим, что взгляды западных баптистов Англии и Германии по отношению к военному вопросу были схожи. Признавая государство, признавалось и участие верующих в защите прав граждан на законных основаниях, а также в войнах справедливого характера. Вырабатывая свое вероучение, они на основании Слова Божия внесли также пункт о признании власти и военной службы. При этом заметим, что отношение к христианам иной позиции было терпимым и дружелюбным.

Как это повлияло на евангельское движение в России?  Исповедание веры христиан-баптистов, изданное под редакцией Павлова в 1906 году, и имеющее очевидную преемственность с Гамбургским вероисповеданием,  в разделе XIII «О гражданском праве» открывает позицию христиан-баптистов на военный вопрос следующим образом: «Мы веруем, что правительство, которое и при Новом Завете не напрасно носит меч, имеет право и обязанность по Божьему закону наказывать делающих зло (Мф. 26.52; Быт. 9.6), и употреблять меч в защиту граждан, а посему мы считаем себя обязанными нести, когда потребует от нас этого правительство, военную службу (Лк. 3.14; Деян. 10.1-2), однако, мы веруем, что никакого принуждения не должно применяться к тем, которые из глубоких побуждений совести (Исх. 20.13; Мф. 26.52) просят освободить их от несения службы с оружием».

Вероучение евангельских христиан, составленное И.С. Прохановым в 1910 году, военный вопрос освещало подобно вероучению христиан-баптистов. Так, в главе XVI «Отношение к государству» отмечается следующее: «Мы признаем воинскую повинность, как оброк, но имеем общение с теми, кто иначе мыслит в этом вопросе…» . А дальше он пишет интересные слова: «Любя свой народ и будучи готовы отдать для блага его нашу жизнь (Рим. 9.1-4), мы не можем во имя этой любви ненавидеть какой-либо другой народ (Лук. 10.52-37)».

И, наконец, официальные документы Союзов того периода гласили:

13-й раздел вероучения баптистов, принятый съездом в 1905 году говорил: «Мы считаем себя обязанными, когда по­требует к этому начальство, нести повинности военной служ­бы…»

В вероучении евангельских христиан, опубликованном в 1910 году, в главе XV было записано: «Мы признаем воинс­кую повинность, как оброк, но имеем общение с теми, кто ина­че мыслит в этом вопросе».

Подводя итог изучению ранних вероучений евангельских христиан-баптистов России по военному вопросу, можно сделать три основных вывода.

Во-первых, несмотря на то, что в истории прослеживается глубокая связь российских евангельских Союзов с движениями и церквями России XIX века, которые были преимущественно пацифистски настроенными, Союз баптистов и Союз ЕХ в своих вероучениях отказываются от пацифизма. И похоже этот отказ  произошел под влиянием современных тому периоду западных исповеданий евангельских доктрин.

Во-вторых, просматривается очевидное согласие по признанию светской власти как установления Бога, а также по участию христиан в защите прав и гарантий граждан, проживающих в Российском государстве, с оружием в руках.

Во-третьих, те, кто по личным убеждениям отказывается от воинской повинности с применением оружия (как в мирное, так и в военное время), имеют на это полное право, сохраняя отношения с христианами, имеющими иной взгляд по военному вопросу.

Но на этом вопрос об отношении к военной службе не закончился. Далее, на  него повлияли различные исторические события, такие как Первая мировая война, затем революция, гражданская война, которые повлекли за собой огромные людские потери. Ситуация вновь изменилась в сторону пацифизма.

В нашей стране, независимо от системы власти, отношение к вопросу пацифизма было обычно резко отрицательным. Власть практически всегда рассматривала отказ от ношения и применения оружия, как внутреннюю угрозу, как синоним предательства. Поэтому только в очень редких случаях и ненадолго позволяла своим гражданам иметь по этому вопросу свое мнение и жить в соответствии со своими убеждениями. Таким образом, мнение граждан, и в том числе евангельских христиан-баптистов —  это не нейтральный вопрос для власти. Для обоснования своего мнения правительство зачастую шло на манипуляции с понятиями и подмену терминов.

Но и со стороны братства существуют разные мнения, которые остаются причиной конфликтов в течение многих лет. Поэтому для их разрешения следует учитывать следующие факторы.

С одной стороны, поскольку церковь существует в определенном историческом контексте,  нужно его учитывать. В данном случае, если мы касаемся вопросов взаимоотношения с государством, с системой власти, нужно проявлять внимательность, осмотрительность ко всем точкам этих соприкосновений. Надо быть осторожным, чтобы это не повернулось против церкви.

С другой стороны, важно иметь мудрость отличать фундаментальные вопросы от второстепенных. Последнее не должно быть причиной разделений, соблазнов, конфликтов и греха. И хотя вопрос пацифизма не является незначительной или неважной темой, нужно избегать того, чтобы он приводил к скандалам, разделениям и предательствам. Он не должен быть главной составляющей исповедания веры и основным признаком её чистоты.

Comments are closed.