Три принципа библейского душепопечения, Павлюк С.М.


В основе курса «Библейское душепопечение» лежат три принципа. Первый принцип звучит так: «Писания совершенно достаточно для решения любых духовных вопросов  нашей жизни». У нас нет необходимости в каких-либо манипуляциях и методиках современной гуманистической терапии. Во 2-м послании Петра 1:3 написано: «Как от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас славою и благостию». Отношение к этим словам – это вопрос веры, доверяем ли мы написанному в Библии. Трудности и проблемы, с которыми сталкивается современное общество, не новы. Об этом еще учил Соломон, говоря: «нет ничего нового под солнцем». Поэтому мы исповедуем сами и учим этому студентов, что Писания вполне достаточно для решения любых вопросов духовной жизни, с которыми они могут столкнуться в своем служении.


Апостол Павел дает нам предупреждение в послании к Колоссянам 2:8: «Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу, ибо в Нем обитает вся полнота». Это говорит о том, что в Иисусе Христе мы имеем ответы на все наши духовные вопросы. Когда это, например, касается уныния, то мы учим людей, чтобы они меняли не просто свое поведение. Мы не говорим человеку: «Перестань унывать». Или же когда у человека грусть, то не говорим ему: «Перестань грустить, а начни радоваться». Печаль, уныние – это всегда следствие происходящего у человека в сердце.


Хочу привести несколько примеров тому, как внутреннее состояние человека выражается печалью. В книге Бытие 4 главе мы находим диалог Бога и Каина. Господь говорит: Каину: «От чего печально твое лицо?» Чем было обеспокоено сердце Каина? Тем, что Бог принял жертву его родного брата Авеля, а его жертву не принял. Бог видел сердце Каина и его печаль. Мы знаем, что в итоге вместо того, чтобы решить вопрос сердца и вопрос своих отношений с Богом, Каин убивает своего брата. Здесь можно увидеть одно из заблуждений, когда люди верят, что все их проблемы заключаются в обстоятельствах, либо в окружающих их людях. Они делают неверные выводы и принимают неправильные решения, считая, что если уйти от этих людей и не строить с ними отношения, или же изменить обстоятельства, то их жизнь улучшится. В Евангелии от Матфея 15:19 Господь учит нас: «Ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления – это оскверняет человека». Именно на уровне сердца происходит поклонение тому, что является для нас сокровищем, что ценно для человека. Это поклонение обязательно будет проявляться в конкретных реакциях. Такое поведение будет богоугодным и благочестивым, когда ценностью для нас стал Христос, либо греховным, как это произошло, например, в жизни Каина.


Еще один пример мы находим в Евангелии от Луки в 24-й главе. Здесь мы читаем, как два ученика шли по дороге в Эммаус. Они встретили путника, но не узнали в нем Господа. Христос спрашивает их: «От чего вы печальны? О чем, идя по дороге, размышляете?» Очень интересную деталь нужно отметить здесь. Христос, в отличие от психологов, ни слова не говорит о поведении учеников. Он не пытается немедленно изменить их поведение, избавить их от печали. Христос не говорит: «Немедленно измените выражение ваших лиц! Пусть печаль ваша сменится радостью!» Их состояние было лишь следствием более глубокой проблемы.


Еще мы видим, что Он не открывается им сразу. Почему так? По моему мнению, Господь не желал, чтобы были задействованы только их эмоции, ибо тогда их разум остался бы без плода. Положительные эмоции должны всегда быть следствием мышления, просвещенного Божьим Словом. Поэтому Господь и обращается к их разуму, спрашивая: «Отчего вы печальны?». Заметим, что Бог с самого начала задает вопросы человеку. Когда Адам согрешил, Он взывает: «Адам, где ты?» Этим Бог хотел показать, что Он готов строить с ним отношения, желает с ним беседовать. Этим вопросом Бог дал Адаму возможность оценить свое духовное состояние и увидеть последствия своего непослушания.


Также и здесь Христос, встретив двух учеников на пути, задает им вопросы. Они отвечают Иисусу, даже не подозревая, Кто Он такой. Они рассказывают Христу о Христе. Затем они подводят итог своим словам: «А мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля». Итак, что мы можем еще увидеть в этом тексте? Они открывают содержимое своих сердец.  У них были определенные ожидания, надежды, мечты. Они ждали Христа, который освободил бы их от власти Рима, чтобы царствовать на этой земле. Но так как этого не произошло, они впали в печаль и уныние. Их желания не совпадали с намерениями Божиими. В этом состоянии они даже не восприняли слова женщин, что Он воскрес. О Своем воскресении говорил и Сам Господь, но они вели себя так, как если бы они не слышали Его слов. Почему так случилось? Наши желания могут стать нашими идолами и ослепить нас. Это такие желания, от осуществления которых мы ожидаем получить удовлетворение вместо Бога. Так и эти ученики желали, чтобы Иисус стал царем, а они могли бы царствовать в Его царстве. Они, очевидно, думали лишь о земном царстве. Когда же это не исполнилось, они опечалились.


Во-первых, Он ставит диагноз: «О, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки!». Нельзя помочь людям, если мы не увидели, в чем именно заключается их проблема. Как же правильно поставить диагноз? Это мы делаем, задавая вопросы подобно Иисусу Христу. Это не означает, что мы уповаем на нашу методику. У нас есть Святой Дух, есть Слово Божие, а этого нет у психотерапевтов и психологов. Задавая вопросы, мы стараемся понять, к чему привязалось сердце человека. В чем заключался диагноз, поставленный Христом? Ученики не верили в то, о чем предсказывали пророки. Христос, чтобы сделать их по-настоящему счастливыми, сосредотачивает их внимание не на самих себе, не на своей печали, но на объяснении Слова Божьего.


Нужно понимать, что хороший душепопечитель, это, прежде всего, хороший толкователь Писания, но также и хороший богослов. Нельзя помочь человеку, используя человеческие методики. Помочь можно лишь Словом Божиим. В послании к Евреям 4:12 написано: «Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные». Христос, «начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании».


Таким образом, мы обучаем студентов тому, что задача душепопечителя – помочь опекаемому встретиться с Писанием. Это подводит нас ко второму принципу: “Мы должны позволить Писанию говорить с сердцем человека“. Именно так мы позволяем Самому Богу изменять человека.


После того, как ученики услышали толкование Господа о Нем Самом в Божьем Слове, у них изменилось отношение к их собеседнику. Теперь они желают, чтобы этот путник остался с ними, они упрашивают Его остаться с ними. Далее мы узнаем, что Господь сначала вместе с ними преломляет хлеб, а затем исчезает. Ученикам приходится делать выбор, как относиться к произошедшему, какие дальше совершать шаги. Они говорят: «Не горело ли сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и изъяснял нам Писание?» Оказывается, что неравнодушное, горячее состояние христиан является прямым следствием ясного понимания, кто такой Бог, для чего Он нас создал, какие у Него планы и цели. Мы начинаем понимать, что есть замысел и для нашей жизни. Когда мы пытаемся историю своей жизни писать сами, Бог становится не более чем средством для достижения нашей цели. Это неминуемо приводит нас к унынию, разочарованию или даже к депрессии. Всегда важно уметь задавать вопросы,  помогающие понять, что происходит в сердце человека, чему он поклоняется, что для него ценно. Писания достаточно, чтобы обнаружить предмет нашего поклонения.


Еще один пример мы находим в книге Неемии в 8-й главе. Книжник Ездра начал публично читать и толковать найденную в храме книгу Божьего закона. Народ настолько опечалился, что их пришлось утешать: «Не печальтесь и не плачьте», – потому что весь народ плакал, слушая слова закона. Как же можно было достичь радости в их жизни? В книге Неемии 8:12 начался праздник: «И пошел весь народ есть, и пить, и посылать части, и праздновать с великим веселием». В чем же был секрет их веселия? «Ибо поняли слова, которые сказали им». То есть наша радость и счастье, восторг и горящее сердце – это прямой результат того, что мы увлечены Христом. Это происходит тогда, когда мы сосредоточены на Боге, на Его славе и великолепии. Он становится нашей ценностью, нашим сокровищем. И тогда мы способны проявлять нашу веру в Евангелие, воплощать учение Христа на практике.


Когда возникает печаль, необходимо исследовать, что стало ее причиной. Есть печаль ради Бога, когда мы осознаем, что согрешили против Него и желаем примирения с Богом. Но есть и печаль от того, что не исполнились наши мечты, мы не готовы расстаться с тем, что для нас ценно. Хороший пример тому, это история о богатом юноше, подошедшем к Господу. Юноша задает важный вопрос: «Чего мне недостает, чтобы наследовать Царство Небесное?». Мы узнаём, что этот богатый юноша уверен о себе, что он верно исполняет заповеди Писания. Господь же предлагает ему сначала раздать всё свое имущество бедным, а потом следовать за Ним. Какой была реакция молодого человека? Он отошел от Него с великой печалью. В чем была причина его печали? Иисус дает ответ Своим ученикам: «Как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие». Само по себе богатство не является грехом. Но в данном случае сердце этого юноши было привязано к богатству. Хотя он внешне выглядел очень религиозным человеком, сердце его не принадлежало Богу. Великую печаль вызвали слова Господа отказаться от «большого имения», которое было  для юноши ценностью. Каждый человек сражается за свое сокровище. Наши реакции на происходящее вокруг открывают дверь нашего сердца, показывая, к чему привязано наше сердце.


И, наконец,  третий принцип, лежащий в основе библейского душепопечения. Наша задача не проблемы решать, чем занимается мирская терапия. Задача душепопечителя через Слово Божие под действием Святого Духа помочь опекаемому стать учеником Христа.


Важнейшая задача для наставника увидеть, понимает ли опекаемый Евангелие, является ли он дитем Божиим, живет ли в нем Божий Дух. И здесь мы задаем вопросы, помогающие понять, как и почему человек покаялся, какие у него были мотивы. Ведь и за Христом следовало множество народа. У каждого из них был свой мотив. Одни желали исцеления, другие хотели решить свои материальные нужды. Поэтому душепопечитель должен помнить, что не всякий приходящий в церковь возрожден и понимает Евангелие. Личное общение с людьми помогает понять их духовное состояние. В Евангелии от Луки 14:25-35 Христос говорит об условиях следования за Ним. Первое условие: «Если кто не возлюбит Господа больше, чем папу, маму, братьев и сестер, больше чем свою жизнь». За этим следует категоричное заявление: «Не может быть моим учеником!». Второе условие: «Кто не несет креста своего и идет за Мной, не может быть Моим учеником». Здесь Он говорит об абсолютной преданности. И третье, кто не желает отречься от всего, что имеет, не может быть учеником Христа. Здесь Он говорит об абсолютном отрешении от всего, что человек имеет. Поэтому в процессе общения нам важно понять, следует ли человек за Христом на Божьих условиях, или же он ожидает, что, следуя за Иисусом, исполнятся все его мечты.


Яркий пример такого посвящения, это обращение Савла. Когда по пути в Дамаск ему вдруг явился Господь, Савл спрашивает: «Кто Ты Господи?» Затем он слышит слова: «Я Иисус, которого ты гонишь». У Савла остается единственный вопрос: «Что повелишь мне делать, Господи?» Он признает, что теперь его жизнь принадлежит Господу, он – сосуд в Божьих руках. Теперь он желает, чтобы Бог писал историю его жизни так, как Ему будет угодно. Об этом апостол Павел пишет в 1-м послании к Тимофею 1:15-16 «Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый, но для того я и помилован, чтобы Иисус Христос во мне первом показал все долготерпение, в пример тем, которые будут веровать в Него к жизни вечной».


Выяснив, понимает ли человек Евангелие, является ли он возрожденным дитем Божиим, важно понять, что является объектом его поклонения. Далее, мы объясняем ему, что изменения в его жизни могут произойти только через Слово Божие под действием Святого Духа.


Этим служением могут заниматься все верующие без исключения, но при одном условии. В Римлянам 15:14 мы читаем: «Сам я уверен о вас, братия мои, что и вы полны благости, исполнены всякого познания и можете наставлять друг друга». А еще в Галатам 6:1 написано: «Исправляйте такого, кто согрешил, в духе кротости». Для того чтобы быть хорошим наставником для других, необходимо иметь добрый характер, быть исполненным «благости», наставлять в духе кротости и любви. Павел пишет: «Цель же увещания есть любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры» (1 Тим.1:5). Если наш характер не будет соответствовать Божьим принципам, если мы не любим человека и не хотим помочь ему, когда мы не обеспокоены Божьей славой, тогда мы не сможем помочь человеку. Далее в Римлянам 15:14 написано: «Вы исполнены всякого познания», – то есть эти слова говорят, что нас самих кто-то должен наставить. В Колоссянам 1:7 написано: «Вы научились от Епафраса», далее во 2-й главе мы читаем: «Вы были укоренены и утверждены в вере», – это следствие того, что они были верно научены.


Конечная цель библейского душепопечения – воспитать учеников. Проблемы в жизни человека, это всего лишь следствие состояния его сердца. Когда верующий увлекается чем-то, кроме Бога, происходит разрыв с Господом. Следствием этого и становятся конфликты в отношениях с людьми. Об этом пишет Иаков в 4-й главе: «Откуда у вас вражды и распри?» Здесь он тоже не повелевает им немедленно прекратить поступать так, как они себя ведут. Он задает этот вопрос с целью, чтобы они могли понять происходящее в их сердцах. Затем он отвечает им: «Не отсюда ли, от вожделений ваших, воюющих в членах ваших? Желаете и не имеете, препираетесь и завидуете». У них есть ожидания, что кто-то или что-то помимо Бога, может их удовлетворить. Как говорит Джон Пайпер: «Что такое грех? Грех – это проблема поклонения; это то, что вы делаете, когда не удовлетворены в Боге». Когда источник нашего счастья не в Боге, тогда возникают конфликты с Богом, а потом и с людьми. Мы даже можем просить желаемого у Бога. Об этом пишет Иаков далее: «Просите и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений». Но почему Бог не отвечает нам? Потому что Бог не желает участвовать с нами в нашем идолопоклонстве. Иаков ставит им диагноз: «Прелюбодеи и прелюбодейцы! не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу». Как такое могло произойти с детьми Божьими? Они полюбили что-то больше, чем Бога, полюбили что-то иное. Оказалось, что их желания, мечты, надежды не связаны с удовлетворением в Боге. Когда они не получают желаемого, они «идут по головам» и тогда возникают конфликты. Поэтому для решения межличностных конфликтов, мы должны решить вопрос наших отношений с Богом.


Коротко можно подвести итог сказанному выше. Первое, что должен знать душепопечитель, что Писания достаточно для обнаружения и исправления проблем человека. Второе, эти изменения должны происходить в сердце человека. И в-третьих, наставничеством могут заниматься все верующие, имея доброе сердце и будучи этому научены.

Похожие статьи

Comments are closed.