СУЩНОСТЬ НАГРАД, Кузнецов С.Г.

На страницах Священного Писания мы находим различные Божьи обещания верующим, верно следующим за Христом. Среди этих обещаний мы встречаем венцы жизни и праведности. Читая подобные слова, сразу возникает недоумение: как вечная жизнь или праведность может быть наградой. Разве вечная жизнь не является даром Божьим? Разве мы спасены не благодатью, независимо от дел закона? Разве праведность Христа не вменилась нам по вере независимо от нашей личной праведности? Все это верно! Более того, не только вечная жизнь, но и слава, и наследие, и праведность Божья не могут быть нами заслужены. Почему же Писание говорит об этих привилегиях, как о наградах? Для ответа на этот вопрос нам необходимо прежде рассмотреть другой вопрос, а именно, насколько награды соответствуют нашим заслугам?

Обратимся к притче Иисуса Христа о минах. Иисус рассказывает в данной притче о хозяине, который дал каждому из своих рабов по одной мине серебра (слиток весом 567 грамм). Пустив эти мины в дело, первый и второй приобрели еще по десять, и по пять мин соответственно. Какова же была их награда? Можно было бы ожидать, что господин ограничится только похвалой, поскольку исполнить поручение господина — это прямая обязанность рабов. Также, при большей щедрости, хозяин мог им дать некоторый процент от выручки. Вместо этого, господин оставил им все, имевшиеся у них на тот момент, мины и еще дал города в управление. Это была награда не по заслугам, сверх всякой меры. Не рабы приобрели для господина эти города, но он сам дал им часть того царства, которое получил.

Из этой притчи видно, что награда является скорее даром Божьим, чем заслугой христианина. Именно такая позиция позволяет нам воспринимать как награду и жизнь вечную, и славу, и власть, и наследство. Награда, которую Бог обещал верующим – дар благодати. «Каждому же из нас дана благодать по мере дара Христова. Посему и сказано: восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам» (Еф.4:7,8). Эти дары стоит понимать не только как то, что дано для нынешнего служения — мины, но и как будущие награды — города. Награды являются выражением Божьей доброты и Его щедрости к нам. «Нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, — благодатью вы спасены, — и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе, дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе» (Еф.2:5-7).

Рассматривая различные награды, обещанные верующим, мы также можем заметить, что многие из них тесно связаны с идеей спасения. Так вечная жизнь и воскресение из мертвых являются для нас спасением. По этой причине, награды следует рассматривать как один из элементов заключительного этапа спасения. Об этом этапе спасения писал апостол Павел: «имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего» (Рим.8:23). Спасение здесь нужно понимать не в узком смысле, не только как прощение грехов или возрождение, поскольку в этом нет вообще никакой заслуги человека. Спасение здесь предстает скорее как конечная цель, совершенство человеческой сущности, окончательное уподобление Христу.

Иисус, как Единородный Сын Божий, получил от Бога всё творение в качестве наследства. Через Свою жертву на Голгофе Он ввел нас в дом Отца и сделал нас сонаследниками. Об этом написано в Послании к Евреям: «Он есть ходатай нового завета, дабы вследствие смерти [Его], бывшей для искупления от преступлений, сделанных в первом завете, призванные к вечному наследию получили обетованное» (Евр.9:15).

Итак, нам не стоит переоценивать свои заслуги перед Богом и полагаться исключительно на них, чтобы этим обрести награды. Награда, как и спасение, дается нам по благодати во Христе Иисусе. Другими словами, если бы Христос не приобрел для нас Божью благодать, то ни о какой награде не могло бы быть и речи.

Но если награда – Божий дар, то почему она называется «наградой»? Ведь это понятие всегда предполагает вознаграждение за заслуги или воздаяние в соответствии с делами. Сам Бог говорит об этом в Священном Писании неоднократно. Как же могут сочетаться понятия дар и вознаграждение?

Рассматривая спасение как конечное уподобление Христу, можно утверждать, что Бог спасает нас не без нас! Христиане принимают, хотя и второстепенное, но активное участие в своем спасении через освящение. Об этом пишет Пётр: «Посему, братия, более и более старайтесь делать твердым ваше звание и избрание; так поступая, никогда не преткнетесь, ибо так откроется вам свободный вход в вечное Царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа» (2 Пет.1:10,11). Христос говорит: «терпением вашим спасайте души ваши» (Лук.21:19). То, что речь здесь идет не о земной жизни, понятно из слов, которые Он сказал ранее: «Преданы также будете и родителями, и братьями, и родственниками, и друзьями, и некоторых из вас умертвят» (Лук.21:16). О том же пишет и другой новозаветный автор: «Итак не оставляйте упования вашего, которому предстоит великое воздаяние. Терпение нужно вам, чтобы, исполнив волю Божию, получить обещанное; ибо еще немного, очень немного, и Грядущий придет и не умедлит. Праведный верою жив будет; а если [кто] поколеблется, не благоволит к тому душа Моя. Мы же не из колеблющихся на погибель, но [стоим] в вере к спасению души» (Евр.10:35-39).

Сама вера, не является пассивным действием, совершенно независящим от человека, иначе, Иисус не призывал бы: «покайтесь и веруйте в Евангелие» (Мк.1:15). Также и Павел, на вопрос тюремного стража о способе спасения, не ответил бы: «веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой» (Деян.16:31). Все эти тексты показывают, что хотя вера и является даром Божьим (Иак.1:17; 2 Пет.1:1), она, как дар, нами активно принята (2Пет.1:1, 1Кор.15:1); сохраняется Богом и нами (2 Тим.4:7, Отк.3:8-10); выражается по нашей воле в делах силою Святого Духа (1 Фес.1:3, Иак.2:21-26). Бог по Своей суверенной воле решил сделать людей соучастниками процесса спасения. Бог никого не спасает насильно! А поскольку мы, по воле Божьей, стали соучастниками собственного спасения, то Бог разделяет с нами и славу этого великого труда. Однако, учитывая, что и сама наша способность к освящению – дар Божий и действие Святого Духа (Ин.15:5), наши заслуги выглядят совсем уж незначительными, если вообще не исчезают, в сравнении с действием Бога. И тут снова мы приходим к заключению, что награда неимоверно превосходит наши заслуги.

Лучшим, на наш взгляд, решением этого, кажущегося противоречия между даром и заслугой, будет следующая позиция. Наши заслуги перед Богом будут лишь критерием для распределения наследия, обретенного по благодати. Не они являются основанием для получения награды, а заслуги Христа. А наши достижения послужат лишь некоторой мерой распределения Божьих даров. Возможно, степень нашего освящения в земном служении Христу станет мерой нашей способности к получению Божьего наследия в вечности. В будущем Бог даст каждому столько, сколько тот будет способен принять. Образно говоря, все сосуды будут полными, но размер сосуда будет определять количество содержимого.

Эриксон и некоторые другие авторы так описывают эту способность к обретению награды:

«Не может ли быть так, что различия в наградах заключаются не во внешних обстоятельствах, а в субъективном осознании или оценке этих обстоятельств? Таким образом, все могли бы заниматься одним и тем же, например, поклоняться Богу и славить Его, но одни испытывали бы от этого гораздо большее наслаждение, чем другие… Здесь можно провести аналогию с различными степенями наслаждения, которое разные люди получают от концерта. В уши каждого из слушателей входят одни и те же звуковые волны, но реакции могут различаться от выражения скуки (или даже чего-то худшего) до восторга и экстаза. Сходная ситуация вполне возможна и в отношении радостей неба, хотя, вероятно, диапазон реакций будет не таким широким. Никто не будет сознавать различий в масштабах наслаждения, так что сожаление об упущенных возможностях не будет омрачать небесного совершенства» (М. Эриксон, Христианское богословие – СПб.: Библия для всех, 1999 – с. 1044).

Похожие описания можно встретить у Джона Буньяна, Рэнди Алькорна, Джозефа Уолла

Перечень наград включает такие аспекты, как праведность, слава, честь, жизнь, власть и блаженство. Всё это принадлежит лишь Богу и является божественными атрибутами. Но Бог хочет разделить их с нами.

Для определения сущности награды рассмотрим некоторые её качества.

Во-первых, награда приготовлена от начала мира: «Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: придите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Мф.25:34).

Во-вторых, награда будет вечной и нетленной. Об этом свидетельствует Пётр: «когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы» (1Пет.5:4). Христос также говорит: «Продавайте имения ваши и давайте милостыню. Приготовляйте себе вместилища не ветшающие, сокровище неоскудевающее на небесах, куда вор не приближается и где моль не съедает» (Лук.12:33).

В-третьих, награды будут ценными и великими. Об этом говорят тексты: Мф. 5:12, Лук. 6:35, Евр.10:35, 1 Кор.2:9. Именно поэтому в Новом Завете используются образы сокровищ, венцов, наследства. Кроме того, они будут настолько драгоценны, как драгоценны почесть, слава, похвала и власть. Их ценность будет настолько велика, что их можно назвать бесценными, то есть неподдающимися измерению и оценке.

Подводя итог, скажем, что награда христианина – это вечный и бесценный дар Божьей благодати, позволяющий христианину приобщиться к Божественным атрибутам (жизни, славе, праведности, власти и пр.) в соответствии с его заслугами в земном следовании за Христом. Меру же этих заслуг определит Христос на небесном судилище.

Слава Господу, настолько сильно возлюбившему человека!

 

Похожие статьи

Comments are closed.