Спасется через чадородие, Кузнецов С.Г.

Читая Библию, мы нередко встречаем фразы или фрагменты книг, которые сложны для понимания. Зачастую верующие просто их пропускают, не пытаясь разгадывать очередной ребус на страницах Писания. Однако, проповедники и комментаторы, встречая такие отрывки, всё же стремятся их исследовать и провозгласить церкви их смысл. К сожалению, они нередко приходят к совершенно разным вариациям значений таких текстов. В 1Тим.2:15 мы встречаем как раз такой случай. Этот текст звучит следующим образом: «…впрочем спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием». С середины второй главы речь здесь идёт о женщинах в церкви. Что говорят эти слова о спасении? Толкователи предлагают множество различных объяснений. Можно было бы отмахнуться от этой проблемы до лучших времён, как часто делают с подобными текстами, и не ломать голову, но речь тут идет о спасении. Спасение – одна из важнейших тем Писания и вероучения христиан. Любое разномыслие по этому вопросу воспринимается христианами крайне болезненно. Поэтому вокруг слов, записанных апостолом Павлом, возникло немало разногласий. Постараемся разобраться, о чём он пишет.

Существует несколько важных вопросов относительно этого текста. Во-первых, какая женщина спасается через чадородие? Речь идет о спасении любой христианки, рождающей ребенка в браке? Или сказано о Еве, которую вспоминает апостол Павел в своём рассуждении? Или это дева Мария, родившая Спасителя? Во-вторых, от чего именно спасается женщина через чадородие? Это спасение от вечной погибели, как следствие гнева Божьего, или от чего-то, менее ужасного? В-третьих, идёт ли здесь речь о рождении детей вообще или только о рождении Иисуса Христа? В-четвертых, к кому относятся слова «если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием»? Относится ли это к матери или же к её детям?

Существует понимание этого текста Писания, которое говорит, что через трудный и опасный процесс деторождения женщина получает физическое укрепление. Сторонники такого объяснения утверждают, что верующие женщины, вопреки роли Евы в грехопадении, избавлены от страдания во время рождения детей. Выглядит это понимание достаточно странно. Ни в одном из текстов Писания нет подобных примеров влияния благочестия женщины на процесс её родов. Более того, некоторые женщины не только не укрепляются физически, но и умирают во время родов. Это, например, произошло с Рахилью при рождении Вениамина (Быт. 35:16-19). Должны ли мы всех таких женщин назвать неверующими грешницами? Кроме всего прочего, какое отношение это имеет к запрету женщине учить и властвовать над мужем, которое Павел здесь обсуждает (1Тим. 2:12)?

В наши дни в протестантской среде очень популярным стало аллегорическое толкование. Не обошло оно и этот текст. Некоторые понимают деторождение здесь не буквально, а аллегорически. Что же тогда рождается у женщины-христианки? Вера, любовь и святость с целомудрием. Это её «дети». Если бы Ева сохраняла доверие и любовь к Богу, то она не прельстилась бы ложными обещаниями сатаны. Однако, можно возразить на это. Павел использует здесь излишне сложную грамматическую конструкцию без всякой необходимости. Можно было бы просто сказать о жизни в вере, любви и святости без излишнего упоминания о деторождении. Кроме того, Павел пишет о спасении через чадородие при условии пребывания женщины в вере, а не о рождении веры ею. Да и странно выглядит сама идея родить веру, любовь и святость в жизни женщиной-христианкой. Словно яйцо рождает курицу, а не наоборот. Христианка уже имеет веру, любовь и святость по благодати. В противном случае,  она и не была бы христианкой вовсе. Такой призыв к христианам рождать веру и любовь для спасения в своих сердцах выглядит достаточно абсурдным. Да и во всей второй главе данного послания апостол Павел ни разу не использует аллегории. Напротив, он говорит прямо и конкретно. Сторонникам такой точки зрения требуется объяснить, почему апостол вдруг решил использовать такой странный приём в отношении женщин?

Есть точка зрения, что замужняя женщина-христианка может спастись благодаря рождению детей. И речь тут идёт о вечном спасении от гнева Божьего. Такая позиция, например, активно проповедуется в МСЦ ЕХБ («Международный Союз Церквей Евангельских христиан-баптистов») Денисом Самариным. В пользу такой позиции приводится аргумент, что деторождение было изначальной Божьей заповедью для людей (Быт. 1:28). Когда женщина рождает детей, то она проявляет в этом послушание Божьей воле и получает Божье благословение и спасение. Но в этом случае получается, что для мужчин путь спасения один, а для женщин другой. Мужчины спасаются по благодати через веру во Христа, а женщины через веру плюс деторождение. Однако нигде в Писании нет указания, что число рожденных женщиной детей хоть как-то влияет на её вечное спасение. Более того, тот же апостол Павел пишет, что мужчины и женщины спасаются по благодати, через веру, независимо от дел, чтобы никто не мог похвалиться перед Богом (Еф. 2:8-9). «Независимо от дел» включает в себя и чадородие. Вечное спасение по благодати обретается через веру, а не через рождение детей. Тут сторонники вечного спасения через чадородие защищаются, что чадородие и является проявлением спасительной веры в жизни женщины. С этим можно согласиться, только с той оговоркой, что вера тут проявляется не в вопросе вечного спасения, а в вопросе нынешнего освящения верующего. Кроме того, Бог не каждой состоящей в браке женщине даёт детей. Да и не все сёстры вступают в брак. Тот же апостол Павел пишет коринфским верующим о некотором превосходстве безбрачного положения верующих в сравнении даже с христианским браком. В ответ на такие возражения Денис Самарин защищается следующим аргументом:

«В Библии очень много текстов, в которых помимо благодати и веры есть и другие условия. Например: «Пьяницы Царства Божьего не наследуют». Написано? Можем ли мы сказать, что человек, который пьёт и пьяница, несмотря на то, что Христос за него умер, и что он верует, что Христос за него умер, он Царства Божьего не наследует? Можем так сказать или нет? Можем! Никому и в голову не придёт сказать: «Ну, неужели для пьяницы нужно ещё какое-то условие, кроме благодати и веры»? Он должен, оказывается, ещё освободиться от греха своего. Друзья, это отрицательный пример. А положительный? Есть такой текст: «А тем, которые постоянством в добром деле», – заметьте чем – «постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия…» Кто помнит продолжение этого текста? Тем жизнь вечную! Друзья, оказывается жизнь вечная, она в какое-то условие ставится от постоянства в добром деле»[1].

Но с такими утверждениями нельзя согласиться, потому что избавление от греха тоже происходит по благодати Божьей. Или как ещё пьяница может освободиться от греха пьянства или власти любого другого греха? Силой воли? Нет! В Послании Римлянам апостол Павел подробно объясняет, что освящение тоже происходит не через попытки исполнить все предписания закона Божьего, а по благодати через веру (Рим. 6:14-18). И где взять способность совершать добрые дела, то есть служение для Господа, если не в действии Святого Духа по благодати Божьей? Мы совершаем своё спасение, слушаясь Бога. Это верно! Но стоит прочитать весь отрывок: «Итак, возлюбленные мои, как вы всегда были послушны, не только в присутствии моем, но гораздо более ныне во время отсутствия моего, со страхом и трепетом совершайте свое спасение, потому что Бог производит в вас и хотение, и действие по Своему благоволению» (Кол. 2:12-13). Что же мы здесь видим? Какая есть причина для совершения добрых дел? Сила воли? Чувство долга? Нет! Бог по благодати даёт нам правильные желания и способность их осуществить. Подлинное духовное служение невозможно без ещё одного Божьего проявления благодати – дара Святого Духа. Именно использование этого дара позволяет приносить благо церкви и славить своим служением Бога. Итак, к действию благодати Божьей в вечном спасении нам добавить нечего. Мы можем лишь ею воспользоваться во славу Божью и на благо людей. Это касается и вечного спасения, и освящения, и служения. Так апостол Павел, упоминая свои добрые дела во славу Божью, делает поправку: «Но благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною» (1Кор. 15:10). Если мы добавляем свои добрые дела к благодати Божьей, в качестве условия для вечного спасения, то мы не усиливаем этим надежность нашего спасения, а лишь умаляем силу спасительной благодати Божьей. Это можно расценить как свидетельство заблуждения или маловерия. Галатийские верующие некогда решили добавить необходимость исполнения закона Моисеева, записанного в Библии, к вере во Христа для спасения. Что же сказал им на это апостол Павел? Похвалил их? Нет! Он пишет им следующее: «О, несмысленные Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый? Сие только хочу знать от вас: через дела ли закона вы получили Духа, или через наставление в вере? Так ли вы несмысленны, что, начав духом, теперь оканчиваете плотью? Столь многое потерпели вы неужели без пользы? О, если бы только без пользы!» (Гал.3:1-4). Дальше он пишет: «Вот, я, Павел, говорю вам: если вы обрезываетесь, не будет вам никакой пользы от Христа. Еще свидетельствую всякому человеку обрезывающемуся, что он должен исполнить весь закон. Вы, оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати, а мы духом ожидаем и надеемся праведности от веры» (Гал.5:2-5). Что сделали не так галатийские христиане? Они поверили, что для спасения веры и благодати Божьей недостаточно, нужно ещё исполнить Божьи заповеди, дарованные через Моисея народу Израильскому. Плохи ли эти заповеди? Нет! Перестали ли они быть частью Слова Божьего? Нет! В чём же проблема? В том, что верующие стали полагаться не столько на оправдывающее чрез веру действие Божьей благодати, сколько на свою собственную праведность. Павел говорит им, что этим они просто отреклись от спасения во Христе, остались без Христа. Не будем совершать такую ошибку вновь!

Ещё один серьезный аргумент против идеи вечного спасения женщины-христианки через рождение ею детей можно увидеть в словах того же апостола Павла: «Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса; все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал.3:26-28). Павел учит, что в вопросах спасения национальные, половые или социальные признаки значения не имеют. Мужчины и женщины спасаются одинаково через веру во Христа. Если бы это было не так или существовали бы какие-то дополнительные нюансы в вопросе спасения замужних женщин, то уместно было бы ожидать многократных пояснений по этому поводу в Священном Писании. Но таких пояснений мы в Библии не находим.

Существует ещё одна вариация вечного спасения женщины-христианки через собственное деторождение. В этом объяснении условием её вечного спасения становится не само деторождение и пребывание в вере, любви, святости и целомудрии, а пребывание в вере и всём прочем рожденных ею детей. Если женщина-христианка родит детей и сможет воспитать их верующими, то тогда она обретёт вечное спасение. Крайне странное утверждение. Если верующая женщина не имела детей, то была спасена по вере. Но как только она рождает ребенка, её спасение ставится под вопрос до тех пор, пока дети не вырастут и не примут собственное решение относительно отношения к евангелию. Странно! А если одни дети стали верующими, а другие нет, то спасётся ли такая женщина? А если она имеет неверующего мужа, который воспитывает детей не в христианских ценностях и убеждениях? А если дети умерли в раннем возрасте? Вопросов тут можно задать множество, но можно ли дать на них внятные ответы? В Библии мы встречаем несколько случаев, когда у благочестивых людей были негодные дети. Так произошло с детьми Божьего пророка Самуила (1Цар. 8:1-3). Сын царя Давида Амнон изнасиловал собственную сестру (2Цар. 13:11-16). Другой сын Давида, Авессалом, убил своего брата (2Цар. 13:28-29) и восстал против отца (2Цар. 15). Далее, Адония самовольно воцарился при живом отце-царе (3Цар. 1). Можно ли на этом основании назвать пророка Самуила и царя Давида неверующими и погибшими? Нет! Почему же от женщин ожидается то, что не могли исполнить и некоторые великие перед Богом мужчины?

Неплохое объяснение варианта с вечным спасением через чадородие дают Джон Стотт[2] и Алексей Прокопенко[3]. Они верно указывают, что для понимания этого текста нужно посмотреть весь фрагмент послания, посвященный женщинам, то есть 1Тим. 2:8-15. Апостол пишет здесь о благочестивом поведении мужчин и женщин во время собрания. Мужчины должны молиться с верой, поднимать чистые руки, имея чистую совесть перед Богом. Женщины должны быть прилично и целомудренно одеты, украшены благочестивыми делами, учиться в безмолвии со всякой покорностью. После этих предписаний Павел накладывает на христианок во время собрания два запрета: они не должны учить мужчин и не должны властвовать над мужчинами (ст. 12). Вероятно, женщины в Эфесе, где находился в то время Тимофей, под влиянием лжеучителей решили стереть все социальные границы между мужчинами и женщинами. Поскольку на греческом языке здесь слово «чадородие» стоит с определенным артиклем, то речь идет не о деторождении вообще, а о каком-то конкретном деторождении. Тогда апостол Павел говорит здесь о рождении Спасителя Христа в соответствии с обетованием, данным Адаму и Еве в Эдемском саду после грехопадения (Быт. 3:15). Тогда рождение Христа спасает, то есть снимает с Евы и верующих женщин позор обольщения грехом. В этом случае, Павел некоторым образом утешает женщин, отстраняя их от роли учителей и проявления власти в церкви.

Есть еще одно убедительное мнение, что женщина спасется от растлевающего воздействия общества и лжеучителей, оставаясь дома, рождая и воспитывая детей. Судя по тому, что Павел предписывает в этом послании относительно женщин в церкви, можно предположить, что существовал целый ряд проблем в их поведении. Женщины в церкви не всегда благочестиво одевались (1Тим. 2:9). Также, они пытались учить церковь и властвовать наравне с мужчинами (1Тим. 2:12). Молодые вдовицы были увлечены роскошью, бездельем, любопытством и сплетнями (1Тим. 5:11-13). Интересно, что молодым вдовицам апостол Павел повелевает для сохранения благочестия вступать в брак, рождать детей, управлять домом. Возможно, эти вдовицы были богаты и не испытывали материальной нужды, поскольку бедному человеку не свойственно впадать в роскошь. Это побуждало их стремиться к влиянию не только в обществе, но и в церкви. В Ефесе также существовала проблема с лжеучителями в церкви, которые запрещали вступать в брак (1Тим. 4:1-3). Молодые вдовицы могли подхватить эти идеи и разносить их по домам верующих. Такое поведение отвращало некоторых из них от веры во Христа вслед сатаны (1Тим. 5:12,15). В связи с этими проблемами Павел и предписывает для верующих женщин путь спасения от подобного развращения. Предписывая молодым вдовицам вступать в брак и рождать детей, Павел говорит, что так они спасутся от искушения занять не своё место в церкви, занять место, предназначенное по изначальному Божьему замыслу для мужчин. По этой причине Павел не просто указывает, что Адам был создан прежде Евы, но и на то, что Ева прельстилась и впала в грех. Первенство Адама в творении указывает на его руководящую роль в семье. А когда Ева попыталась занять место Адама в принятии семейных решений, то это привело лишь к обольщению и греху. То же самое будет происходить и в церкви, если женщины будут вести себя подобно Еве в день грехопадения. Одним из наказаний для Евы стало искушение занять место мужа, которое постоянно сталкивается с неудачей. Ева здесь выступает как представитель всех женщин, а не просто как уникальная историческая личность. Это видно и из того, что во фразе «если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием» глагол «пребудет» на языке оригинала стоит во множественном числе. Таким образом, стих 15 лучше перевести так: «впрочем, спасется через чадородие, если пребудут в вере и любви и в святости с целомудрием». Начало стиха продолжает повествование о Еве, а вторая часть говорит о всех женщинах в церкви. Сколько бы женщина не пыталась занять руководящее положение, муж всё равно будет властвовать над ней (Быт. 3:16). Это справедливо и для Евы, и для любой другой женщины. Есть ли утешение для женщины в этой ситуации? Да! Она может реализовать своё желание властвовать и учить в воспитании своих детей. В отношении своих детей женщина имеет такое право. Для разумного воспитания ей самой необходимо постоянно «пребывать в вере и любви и в святости с целомудрием». Воспитывая их благочестивыми людьми, верующая женщина будет иметь утешение и радость в своей женской роли по замыслу Божьему. Речь здесь не идёт о количестве рожденных детей, необходимом для такого спасения. Одним женщинам Бог даёт много детей, другим лишь одного-двух. Важнее, чтобы женщина заняла своё положение в Божьем замысле для неё и этим обезопасила себя от различных искушений.

Итак, мы рассмотрели основные взгляды на значение текста «впрочем, спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием» (1Тим.2:15). Как утверждает Джон Стотт в своём комментарии на это послание Павла, это самый сложный для толкования текст в пасторских посланиях Нового Завета[4]. Однако, трудность понимания не должна стать преградой для стремления к осмыслению и применению истины. Мы увидели, что объяснений предложено немало, но большая часть из них не выдерживает внимательной критики. Наиболее вероятны два варианта понимания слов о спасении через чадородие: спасение всех женщин через рождение Иисуса Христа и спасение от неблагочестивого поведения через рождение и воспитание в истине собственных детей. В каждом из этих толкований есть некое утешение для женщины-христианки, в ответ на ряд наложенных на неё Богом запретов. Христианкам стоит подчиниться этому Божьему установлению, чтобы не повторять ошибки Евы, принёсшие так много горя человечеству.

[1] https://www.youtube.com/watch?v=H6th-rQj4tw (обращение от 18.03.2019)

[2] Д. Стотт, Первое послание к Тимофею / Пер. с англ. – СПб.: Мирт, 2002 – с. 98

[3] https://www.youtube.com/watch?v=Av6RgSc1UZw (обращение от 19.03.2019)

[4] Д. Стотт, Первое послание к Тимофею / Пер. с англ. – СПб.: Мирт, 2002 – с. 80

Похожие статьи

Comments are closed.