Проба полос. Герхард Рехвальд

Я назвал этот эксперимент «пробой полос». Предлагаю провести его вместе с вами. Возьмите вашу любимую Библию и взгляните на её «торец» (переднюю кромку книжного блока). Когда Библия была новой, ваша кромка выглядела чисто белой или позолоченной полосой. Если вы постоянно пользуетесь вашей Библией – от прикосновения пальцев бумага становится серой, а позолота стирается. В этом нет ничего особенного.

В чём же суть эксперимента?

Дело в том, что я ещё ни разу не встретил Библию, где бы кромка была равномерно серой. Чаще всего можно заметить более темную полосу в нижней части торца вашей Библии, по сравнению со светлой верхней частью, и тонкую темную линию в середине блока.

Темной линией вашей Библии является книга Псалтырь, которая часто становится для верующего источником утешения и укрепления. То есть эту часть Библии мы читаем довольно часто. Края страниц Нового Завета также пожелтели от регулярного чтения – это как раз нижняя часть торца вашей Библии. А больше половины страниц Писания остаются светлыми, редко тронутыми пальцами, уж тем более по ним не пробегали глаза, и они не трогали сердце.

Что побуждает верующего человека, любящего Писание, пренебрегать значительной частью того, что мы все считаем богодухновенным и авторитетным?

Среди ряда многих причин, вероятнее всего, можно выделить культурно-историческое расстояние. Греко-римская культура сегодня нам ближе, чем еврейская культура 2.500 лет тому назад. Человеку быстро-меняющегося века более близки и доступны короткие рассказы Евангелия и четкие, логичные размышления апостола Павла. А вот поэзия параллелизма и длинные повествования патриархов тяжело перевариваются современным человеком. Кстати, заметили ли вы зеркальный параллелизма (так называемый хиазм) в двух последних предложениях?

Слова «человеку быстро-меняющегося века» в первом предложении зеркально соответствуют словам «современным человеком» в последнем; слова «более близки и доступны» – словам «тяжело перевариваются»; слова «короткие рассказы Евангелия» –словам «длинные повествования патриархов», и наконец, слова «четкие и логичные размышления апостола Павла» – «поэзия параллелизма». Вот это и есть поэзия параллелизма, наиболее распространенный литературный стиль Ветхого Завета.

Тексты Ветхого Завета требуют от нас не только преодоления культурной пропасти в два с половиной тысячелетия, но и внимательного, смиренного и уважительного прочтения этих текстов. Конечно, подобное отношение должно проявляться к чтению вообще всех книг Библии. Однако, если тексты Нового Завета более доступны даже непосвященному читателю, то тот читатель, который готов вникать в мир Ветхого Завета, станет «подобен хозяину, который выносит из сокровищницы своей новое и старое» (Матф. 13:52). Он узнает много о том, что Новый Завет молча предполагает и часто оставляет скрытым для читателя. Когда читаем в Евангелиях о «Сыне Давидовом», когда Павел говорит о «жертве», а Иоанн о «спасение от Иудеев», где иначе нам найти значение этих выражений, как не на страницах Ветхого Завета?

Величайшее слово «Бог» стало таким общеупотребительным. Для него существует огромное количество определений и пониманий: от старого дедушки – до крутого друга, от чего-то аморфного и непонятного – до позитивной энергии. В умах людей рождаются самые разнообразные представления богов. Это вне церкви. Но и в церкви верующие люди весьма неоднозначно представляют Бога. Откройте книгу Бытие и прочитайте первую главу. Всего одна глава Библии – и при этом самая первая – и вы узнаете всё о Боге, о Его сущности и о Его намерениях!

Как первая глава, так и вся Библия в целом, предлагает читателю познать Бога. Главной целю любого читателя, изучающего Писания, должно стать желание узнать Бога. Нам нужно отказаться от искушения искать ответ только на вопрос: «Что текст говорит обо мне?». Конечно же, этот вопрос весьма и весьма важен. Но это не главный вопрос. Он является вторым после вопроса о Боге. Библия – это книга о Боге. Только потому, что Бог сотворил и любит нас, только поэтому эта книга говорит и о нас. Но без главной причины, без Великого и любящего Бога-Творца, нет сотворенного и возлюбленного человека. Это и есть сюжет Ветхого Завета, это и есть повествование о патриархах и Израильском народе.

У всех Библейских повествований есть начало, развитие сюжета и заключение, иногда даже с комментариями и выводами. Но для того, чтобы охватить совокупность Вести, необходимо читать текст как повествование: с начала и до конца. Чтение Библейских текстов большими отрывками помогает легче уловить сюжет действия, а кроме того, в широком контексте непонятные обстоятельства культуры становятся более ясными и понятными. Вместо того чтобы зацикливаться на отдельных деталях, мы вникаем в общую Весть Писания.

Самое лучшее средство преодолеть любое препятствие в непонимании – это начинать читать. Здесь, на страницах Библии, в том числе и Ветхого Завета, Бог хочет мне столько нового проговорить! Читатель Нового Завета, уверовавший в Бога, приобрел себе сокровище. Читатель Ветхого Завета раскрывает для себя богатство этого дара от Бога и Самого Дарителя – Великого Бога!

Герхард Рехвальд

Похожие статьи

Comments are closed.