Душа. С.Г. Кузнецов.

Верующие люди знают, что у каждого человека есть душа.

Но что такое душа? Как она устроена?

На эти вопросы чаще всего мы слышим простой ответ, что душа – это разум, чувства и воля. Причем разум и чувства зачастую противопоставляются друг другу. О воле же обычно вспоминают в связи с вопросом свободы выбора. Душа как бы состоит из трех блоков, которые друг с другом как-то взаимодействуют. Это достаточно простое и удобное для понимания описание души. А простыми схемами всегда удобно пользоваться.

Но на самом ли деле душа устроена именно так?

Писание говорит и о разуме, и о чувствах, и о воле человека. С этим мало кто будет спорить. Разум работает с фактами и знаниями, воля отвечает за выбор и принятие решений, чувства направляют устремления и отображают восприятие действительности. У всех людей есть разум, воля и чувства. Почему же люди такие разные, если состоят из одних и тех же компонентов?

Можно было бы сказать, что причиной такого разнообразия является разное воспитание или условия жизни. Но и в одной семье дети могут быть очень разными. Они имеют одну наследственность, одинаковое воспитание и условия жизни, но ведут себя при этом по-разному. Почему одни и те же аргументы убеждают одних людей и не убеждают других? Почему люди могут испытывать сомнения? Почему в душе человека одновременно могут сосуществовать противоположные желания и мотивы? Почему знания и убеждения не всегда совпадают? Таких вопросов можно задать множество. И на каждый из них можно найти разумный ответ. Но нам важно лишь заметить, что практика жизни плохо укладывается в простую трехблочную картину души. Наверное, сказать что душа – это разум, чувства и воля, это всё равно, что сказать, будто здание – это кирпич, бетон, дерево и стекло. Действительно каждое кирпичное здание состоит из этих строительных материалов, но все здания друг от друга отличаются. Логично предположить, что душа, подобно зданию, выстроена из разума, чувств и воли в достаточно сложную систему. Потому мы встречаем людей с разным характером, разными устремлениями, различным поведением в схожих ситуациях. Поэтому людям порой трудно понимать друг друга.

Представление о душе, как о сложноорганизованной системе, приводит нас к восхищению Божьей мудростью, проявленной в творении. Бог сумел при огромном сходстве всех людей сделать их такими разными. Это свидетельство о Божьей мудрости и Божьем замысле. Мы знаем, что заповеди для всех одинаковые, но призвание и дары различны. Если Бог сотворил такой богатый внутренний мир человека, то и предназначение человека должно быть не примитивным. Люди тоже не создают очень сложных устройств для выполнения простых функций без особой необходимости.

Кроме того, это побуждает нас к более внимательному отношению к людям в процессе душепопечения. Христиане зачастую стараются ответить на нужды и вопросы друг друга цитированием нескольких заученных библейских текстов, не достигая при этом желаемого результата. Но, чем сложнее система, тем труднее найти и исправить в ней какую-то поломку. Понимание богатства душевного устройства требует и более серьезного подхода к душепопечению. Многие проблемы можно решить простыми средствами, но далеко не все. Люди порой сами не в состоянии понять, что с ними происходит, в чем проблема. Тем более человеку постороннему непросто разглядеть происходящее в чьей-то душе. Может быть, этим объясняется дефицит мудрых душепопечителей? Если только один Господь хорошо знает наш внутренний мир, то и в душепопечении стоит в первую очередь полагаться на помощь Божьего Слова и Святого Духа.

Также мы должны понимать, насколько важно хранить свою душу от зла, которое всегда наносит ущерб. Нанести серьезный ущерб душе можно за минуты, а восстанавливать порой приходится долгие годы. Не потому ли Соломон писал: «Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни» (Прит.4:23)? Люди постоянно узнают что-то о себе, наблюдая за собственными мыслями и поступками в различных ситуациях. Христос тоже учит нас судить о людях по результатам их поступков. Поскольку человечество находится в мире зла, постоянно влияющем на каждого, нужно быть очень осторожными. Каждый совершал какие-то ошибки, принесшие печаль, материальный или физический ущерб. К тому же, ошибки одного человека могут принести ущерб многим другим. Так ошибки родителей отражаются на их детях, ошибки руководителей организаций на всех сотрудниках, ошибки правительства на гражданах одного или нескольких государств. Некоторые ошибки совершены умышленно, другие по незнанию или невнимательности. Но все они стали результатом внутренних процессов в душе человека. Анализ собственных успехов и ошибок должен вести к обогащению или исправлению взглядов, вырабатывать в душе своеобразную систему безопасности, которую мы называем мудростью. Главным источником мудрости является Слово Божье. Оно предупреждает нас об опасности одних действий и пользе других. Сопоставляя самих себя с Божьим учением, мы учимся хранить свои души от зла и помогать в этом другим. Но диагностировать болезнь и вылечить её не одно и то же. Как часто люди понимают свои недостатки и не могут с ними справиться. И снова мы осознаем свою глубокую нужду в Божьей помощи. Снова наш внутренний мир тесно связан с его Творцом.

Итак, мы увидели, что души наши созданы искусным Мастером. Богатство внутреннего мира с одной стороны дает нам большой потенциал, а с другой стороны делает достаточно уязвимыми. Бог имеет для нас определенный замысел, дает нам наставление, помощь и исцеление. Поэтому для нас так важны взаимоотношения с Богом, Его Слово, Его действия в нашей жизни. Чем ближе мы к Богу, тем в большей безопасности находятся наши души!

С.Г. Кузнецов

Похожие статьи

Comments are closed.