Слово или подсказка? (О принципе Sola Scriptura). Расселл Филлипс

Что значит Sola Scriptura (только Писание)? Этот принцип исповедуют христиане-протестанты.

Если коротко, то это учение о том, что именно Библия является единственной непогрешимой основой для вероучения, христианской жизни и церковной практики. Слово Божье обращено к народу Божьему, непосредственно к членам церкви (не через священнослужителей), поэтому мы с вами можем слушать и читать Слово Божье, понимать его, принимать и применять. При этом важно внимать Писанию не частично, а полностью (по контексту), и не искажая главный его евангельский посыл.

Но это далеко не значит, что нет ничего кроме Писания.

Во-первых, есть церковная община. Церковь есть собрание святых, сообщество верующих. Этот народ Божий восходит к первым людям, Адаму и Еве, и включает в себя всех верующих всех времен. Павел пишет, что мы постигаем любовь Христа «вместе со всеми святыми», то есть не каждый отдельно сам по себе.

Во-вторых, есть учителя. Это тот же священнослужитель в церкви, который читает проповедь, или же христианский автор. Есть и другие, более авторитетные учителя, которые думали и писали в прошлом.

В-третьих, есть предание. Это «история ученичества», накопленный опыт понимания, толкования и применения Писания. Библию читают и применяют уже сколько столетий! А мы можем знакомиться с этим опытом, учиться на нем.

Но все, что не есть Слово Божье, в том числе и церковная община, и учителя, и предание, подчиняется наивысшему авторитету Божьего Слова.

В самой Библии Иисус обличал тех, кто ставил авторитет «предания старцев» выше Слова Божьего (Марк 7 и др.). В церкви первых веков с трепетом определили границы Священного Писания, именно «признавая» авторитет Писания, а не «придавая» ему авторитет.

«Сии суть источники спасения…, в сих только благовествуется учение благочестия. Никто к сим да не прилагает, ни да отъемлет от них что-либо… Есть, кроме сих, и другие книги, не введенные в канон, но назначенные Отцами для чтения нововступающим и желающим огласиться словом благочестия: Премудрость Соломонова, Премудрость Сирахова, Есфирь, Иудифь и Товия… и Пастырь» (Афанасий Великий, IV век).

Это все лишь средства вспомогательного характера. Они помогают нам постигать Писание, но не заменяют или же затмевают Его. В итоге я должен вернуться к Писанию и услышать там то, что мне подсказывают другие источники. А если там этого нет, то побеждает Писание. Как говорил реформатор Мартин Лютер: «Моя совесть в плену [лишь] у Слова Божьего». Только оно обязательно и непогрешимо.

К примеру, случай с язычниками в Деяниях Апостолов. Дело в том, что апостолы не сразу поняли всю истину о вхождении в церковь нееврейских народов. Они пришли к этому через водительство Духа, через опыт. Но по факту они нашли подтверждение и основу для своих убеждений в Священном Писании (см. Деян. 10 и 15) и не довольствовались лишь своим опытом, даже и апостольским.

Похожие статьи

Comments are closed.