Синяя печать (о преемственности). Расселл Филлипс

Кто живет в России или в российском ближнем зарубежье, тот знаком с феноменом «синей печати». Медицинские справки, водительские права, паспорт, заверенные документы: везде нужно подтверждение подлинности в виде синей печати. Без нее ничего недействительно. А вот и бывают случаи, когда печать есть, соблюдены все официальные требования, а на самом деле за печатью ничего не стоит: пациент нездоров, права куплены, документ подделан.

Символ веры 381 года, вероисповедание всех христиан, гласит: «И [верую] в единую, святую, кафолическую и апостольскую церковь…». А что значит в данном случае «апостольская»?

Кто-то отвечает на этот вопрос, ссылаясь на преемственность рукоположения. По такому раскладу, апостольской является та церковь, в которой соблюдается непрерывная цепочка рукоположений вплоть до апостолов. На сегодняшний день таковыми являются восточно-православная церковь, римско-католическая, англиканская и некоторые ветви евангелической церкви (лютеране). Кстати, так называемые «неопротестантские» церкви, то есть церкви по образцу «добровольная община верующих», тоже приняли христианскую веру от общей христианской церкви и многие, а может даже и все, восходят к личностям, которые имели рукоположение по апостольской преемственности. К примеру, первый общий баптист, Джон Смит, был рукоположен епископом города Ликольна, но эти церкви не претендуют на преемственность рукоположений и понимают данный вопрос по-другому (см. дальше).

В первом веке, как ни странно, с этой же проблемой столкнулся один из апостолов – Апостол Павел. Ведь он не был из круга учеников Христа, а уверовал лишь несколько лет позже на Дамаском пути. Павел осознал, что как апостол он являлся неким исключением:

«А после всех явился и мне, как некоему извергу, ибо я наименьший из апостолов, и недостоин называться Апостолом, потому что гнал церковь Божию. Но благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною» (1Кор.15).

После того, как Павел был остановлен Господом на Дамаском пути, он принял крещение и на него возложил руки Ананий, который не был апостолом, а, возможно, и не был пресвитером. Но рукоположения от других апостолов Павел не получал. И только много лет спустя он приезжал в Иерусалим, и ему подали «правую руку общения», о чем он повествует в послании к Галатам.

А вот в Антиохии, где Павел много лет нес служение, возник церковный спор. Петр, у которого была безупречная преемственность от самого Господа, стал отдаляться от общей трапезы с христианами из язычников ради того, чтобы угодить ревнителям о законе Моисеевом. Павел увидел в этом искажение самой сути Евангелия.

«Когда я увидел, что они не прямо поступают по истине Евангельской, то сказал Петру при всех: если ты, будучи Иудеем, живешь по-язычески, а не по-иудейски, то для чего язычников принуждаешь жить по-иудейски?» (Гал.2).

Петр послушался Павла. И на основании этого опыта Павел пишет Галатам такие слова:
«Удивляюсь, что вы от призвавшего вас благодатью Христовою так скоро переходите к иному благовествованию, которое впрочем не иное, а только есть люди, смущающие вас и желающие превратить благовествование Христово. Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» (Гал.1:6-8).

Обратите внимание на то, что пишет Апостол. Он рассматривает и такой вариант, что «мы» (то есть в том числе он, Апостол Павел, а, возможно, коллективно все апостолы) или даже Ангел с неба будет благовествовать вам не то, что благовествовали изначально. В таком случае не надо это слушать, не надо принимать. Другими словами, апостольская церковь определяется не апостольской преемственностью, а апостольской, евангельской истиной.

Поэтому вопрос о преемственности – вопрос о преемственности учения и веры (это то, о чем говорил Ириней Лионский во II веке). Мы принимаем апостольское Евангелие, храним его и передаем его. Именно апостольское Евангелие является залогом подлинности, истинности церкви, какая бы ни стояла «синяя печать». 

Похожие статьи

Comments are closed.