Принятие Слова вместо личной реакции на испытания и искушения, Иак. 1:19-27, Синяков Олег

Ключевая мысль отрывка находится в ст.19 – слушайте Слово вместо личной реакции. Это подкрепляется опорной истиной, выделенной Иаковом, как мы уже привыкли, с помощью хиазма: в его центре – исполнение услышанного Слова, ст.22-24. Под личной реакцией Иаков понимает, во-первых, гнев (ст.20), а во-вторых, мирские слова (ст.26-27). Таким образом, с помощью противопоставления послание призывает слушателей обратиться на путь истины в вопросе реакции: вместо гнева и мирских слов, христиане должны исполнять Слово.

О реакции на что говорит Иаков? Перед этим он раскрывал тему испытаний и искушений. Очевидно, что в данном отрывке он говорит о реакции именно на них, т.е. речь идет о том, как христианину истинно реагировать на неожиданные трудности и искушения внутри себя – надо исполнять Слово. И действительно, верующие склонны гневаться и что-то говорить о постигших их обстоятельствах, быть недовольными усталостью от духовной борьбы с «плотью». Автор же призывает оставить все это и сосредоточиться на исполнении Слова.

Вместе с тем, в ст.19 используется интересная фраза: «братья мои возлюбленные», – она указывает на предыдущий стих, где описывается наше духовное рождение. Этим самым Иаков показывает, что наша обязанность исполнять Слово коренится в нашей новой природе, в новой идентичности. Связь этой фразы со ст.18 также показывает, что у нас есть все необходимое, чтобы исполнять Слово, мы уже не мертвы, но живы духовно. Более того, такая связь показывает преемственность духовного роста от возрождения, как мы родились от Слова, так и возрастать теперь будем от Слова.

Используемые Иаковом наречия «скор» и «медлен» говорят о сути нашей проблемы с реакциями. Люди склонны автоматически реагировать на трудности негативно. Чтобы отреагировать правильно, человеку приходится прикладывать усилия. И это то, что нам надо делать, в этом путь истины, сдерживать свою неверную реакцию и усилием воли проявлять истинную реакцию. Когда возникает вызов, христианин должен говорить себе: успокойся и помолчи, посмотри, что же говорит Слово об этой ситуации и делай так, идти и поступай по Слову.

Итак, наш отрывок показывает три реакции на внешние и внутренние трудности. Для удобства рассмотрим их в тематическом, а не в текстуальном порядке:

  1. Неверная реакция – гнев, ст.20;
  2. Неверная реакция – мирские слова, ст.26-27;
  3. Истинная реакция             – принятие Слова, ст.21-25.


Исследуем подробно каждую реакцию.

Неверная реакция – гнев (ст.20)

Под гневом, в данном случае, понимается состояние относительно сильного неудовольствия. Мы уже определили, что это сильное неудовольствие касается возникающих в нашей жизни испытаний и искушений. Проблема человеческого гнева заключается в том, что, как дословно говорит Иаков, «праведности Бога не делает». Слово «делает» в данном случае носит оттенок действия с целью результата. Рожденные от Бога люди имеют целью поступать подобно Своему Отцу – праведно. Гнев верующего этой цели не достигает. Если мы проявляем свой гнев, мы поступаем неправедно, это грех. Порой можно услышать идею, что сам по себе гнев не греховен, греховны его проявления. Эта идея кажется интересной, однако кто из людей может четко провести границу между безвинным существованием гнева и его греховным проявлением? Наш текст учит нас, что гнев, это одна из естественных реакций человека. Возможно, как только она возникла, это еще не грех, но как только мы даем ему ход, развиваем мысли, даем волю чувствам и т.д., это уже точно не праведность. Поэтому-то Иаков и повелевает – будьте медленны на гнев!

Неверная реакция – мирские слова (ст.26-27)

В ст.19 Иаков прямо говорит: «всякий человек да будет… медлен на слова». А в ст.27 он рисует картину зависимости благочестия от речи. Там представлен человек, не обуздывающий свой язык, чему противопоставлено истинное благочестие, включающее «хранить себя не оскверненным от мира». Таким образом, Иаков осуждает практику верующих людей реагировать на испытания и искушения подобно этому миру, говорить об испытаниях и искушениях как этот мир. Он использует метафорический язык. Чтобы быть медленным на слова, надо «обуздывать» свой язык. Он подобен коню, который без узды вольно скачет, куда хочет. Такими могут быть и наши слова в реакции на испытания и искушения, но нам нужно «надевать узду» на свой рот, прилагать усилия к тому, чтобы говорить нужное, соответствовующее Слову. В противном случае человек «обольщает свое сердце», думает, что он истинно религиозен, тогда как его слова об испытаниях свидетельствуют об обратном. В ст.27 Иаков, говоря об истинной религиозности, приравнивает неоскверненный миром язык с милосердием к нуждающимся, оно в то время было знаком высокого уровня благочестия. Что же можно отнести к мирским словам об испытаниях и искушениях? Во-первых, это ропот. Во-вторых, негодование на провидение. Далее, негативная речь о других людях, используемых Богом в наших испытаниях, или же хвастовство своей способностью противостоять этим испытаниям и искушениям и т.д. В общем, все, что противоречит истинной реакции, представленной в Слове.

Верная реакция – принятие Слова (Иак. 1:21-25)

Сразу бросается в глаза, как много внимания Иаков уделил описанию верной реакции. В ст.21 Иаков дает повеление – «примите насаждаемое слово». Речь идет о том, что верующие должны сделать так, чтобы они приняли Слово, т.е. его надо взять, назвать своим и использовать. Более того, это идея раскрывается с помощью глаголов: «исполняет», «вникнет» и «пребудет». Исполнять – это делать то, что говорит Слово. Вникать – это внимательно смотреть на него, можно сказать, изучать. Пребывать – это оставаться рядом с ним. Таким образом, нам рисуется картина человека, который в ответ на всякое испытание и искушение сначала вникает в Писание, узнает, что оно говорит о его ситуации. Далее, такой человек исполняет узнанное из Писания, и, более того, он делает это своей привычкой, характером, т.е. поступает так всегда. Чтобы это стало возможным, нужно «отложить всякую нечистоту и остаток злобы», проявить «кротость». Речь идет о намеренном усилии оставить свой гнев и мирские слова, заменяя их словами, соответствующими сказанному в Писании. Важно, что это Слово «может спасти наши души», т.е. помочь нам преодолеть испытания и победить в искушениях. Не принимающий же Слова человек «обманывает сам себя». Думая, что если он слышит проповеди и читает Библию, считает свою религиозную жизнь в порядке. Иаков смеется над такими людьми, приводя ироничную иллюстрацию о человеке, смотрящем на себя в зеркало и тотчас забывающим, как он выглядит. И напротив, Иаков называет «блаженным» того, кто слушает Слово и принимает его. Что же это за Слово? Это «закон совершенный». Похоже, что Иаков опирается на ответ Иисуса в Матф. 22:26-40 о наибольшей заповеди – возлюбить Господа и ближнего. Далее, это «закон свободы». Текст 1:18 помогает это понять. Слово, родившее нас, производит в нас свободное желание исполнять закон, который согласно Иер. 31:33 записан теперь у нас в сердце.

Как же все это выглядит практически? Если у нас возникла тревога по поводу неожиданной трудности или вновь атакуемого нас искушения, первым делом нам надо постараться вспомнить, что об этом говорит Библия? Как мне сейчас исполнить наиважнейшие две заповеди? При этом у нас внутри может начаться буря из гнева и мирских слов, но её нам надо подавлять усилием воли, прилагая старание поступать так, как мы узнаем из Писания. Повторяя этот алгоритм несколько раз, мы будем пребывать в Слове.

Похожие статьи

Comments are closed.