Широкий и узкий пути. Федоткин М.Г.

Представьте себе, что Вы идете по дороге и доходите до места, где она разделяется на два пути. Первый путь просторный, прямой, светлый, но на указателе написано, что путь ведет на виселицу. Второй путь узкий, поросший колючими терниями, затененный, и на указателе написано: «Во дворец». Какой путь Вы бы выбрали? Думаю, что ответ очевиден. Вряд ли кто-либо из людей согласится идти на виселицу только потому, что туда ведет прекрасная дорога. Точно также, вряд ли кто-нибудь посчитает нестоящим усилий второй путь. Ведь он ведет в прекрасный дворец, и все наши старания окупятся сполна. В этом примере достаточно просто принять правильное решение. В жизни всё сложнее. Писание говорит о двух путях: узком и широком. Давайте вместе поразмышляем, почему нам порой так трудно избирать верное направление? Что нам мешает? В чем «узость» пути следования за Христом?

Прочитаем слова Христа, записанные в Евангелии от Матфея 7:13 — 14:

«Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их».

В прочитанном нами отрывке Иисус дает нам выбор всего из двух возможных вариантов: широкий путь и узкий путь. Рассмотрим характеристики этих путей подробнее. Вначале поговорим о широком пути (ст. 13).

Первая характеристика широкого пути – это ширина ворот. Широкие ворота никак не препятствуют проходу через них. Если Вы когда-нибудь проходили через широкие раздвижные двери супермаркетов, то знаете, что через такие двери можно проходить вдвоем или даже втроем, и еще остается много места до дверных косяков. Они никак не стесняют Вас. Не заставляют наклониться, повернуться боком или еще каким-либо образом изогнуться, чтобы пройти. В общем-то, широкий проход и делают для того, чтобы не стеснять входящего.

Вторая характеристика — это сама ширина пути. Пространный путь никак не мешает движению. На нем нет никаких препятствий, которые бы затрудняли путешествие. На таком пути ты можешь идти прямо, наискосок по диагонали, зигзагом и т.д. Можно пробежаться, попрыгать, помахать руками во время движения. Никто не мешает тебе, и ты не мешаешь никому. На просторной дороге поместятся все.

По сути своей, это описание комфорта. Мы привыкли к тому, чтобы все вокруг нас было удобно и не доставляло нам неприятностей, не ограничивало нас. У нас удобная одежда, аппаратура, мебель, постель, подушка. Удобный телефон, машина, а если это не так, то мы всеми силами стремимся приобрести таковые. Почему? Потому что комфорт мы связываем с радостью, приходящей к нам извне. Радость обычных людей всегда связана с чем-то внешним. Мы покупаем понравившуюся нам одежду, чтобы порадовать себя. Мы любим вкусную пищу, потому что она доставляет нам радость. Мы желаем иметь много денег, потому что они позволят нам покупать то, что нас радует. Большинство людей любят юмористические передачи, ведь они дают нам повод посмеяться, а значит – испытать радость. И нас не смущает и не останавливает то, что эта радость – преходяща. И когда она заканчивается, мы вновь ищем что-то, что доставляет нам радость.

На самом деле, стремление к комфорту — это типичное проявление себялюбия, что вполне естественно для любого человека. Мы не можем не любить себя. В определенной степени себялюбие сродни инстинкту самосохранения. Мы желаем себе только добра, только самого лучшего. И это нормально, но только до тех пор, когда для достижения своих интересов мы не пренебрегаем интересами других людей. Столкновение интересов приводит зачастую к конфликту. Поэтому мы не любим тех, кто как-то ограничивает нас, кто указывает нам, что нам делать и т.п. Поэтому человек не готов поверить в Бога и, тем более, слушаться Его. Ведь тогда придется изменить всю свою жизнь, отказаться от многого, что так нравится человеку.

Широкие врата и пространный путь – это метафора жизни без Бога. Это когда никто кроме меня самого не определяет для меня как мне жить, что считать истиной, во что верить и т.п. Я сам хозяин своей жизни, сам определяю свое мировоззрение. (На самом деле это не совсем так: многое в нашей жизни определяет наше происхождение, наше образование, круг общения и т.д.) Мне Бог не нужен.

Широкий путь для любого человека, с его точки зрения, самый предпочтительный. Однако это не отменяет всех сомнений в правильности выбора. Ведь очень часто мы меняем свое мнение в зависимости от ситуации, обстоятельств. Бόльшую уверенность в правильности выбранного нами пути нам придает третья характеристика – большое количество попутчиков. Множество людей входят широкими воротами и идут просторным путем. И здесь нечему удивляться. Человек – существо социальное, иногда даже стадное. Мы всегда склонны делать то, что делает большинство, чтобы не выделяться из толпы. Причем как хорошее, так и плохое. Если все курят, то и я буду курить. Если все бросают курить, то и я брошу.

Думаю, Вам приходилось быть свидетелем того, как люди легко нарушают правила дорожного движения за компанию. Вот, стоите Вы на светофоре, горит «красный». Остается еще 5 секунд, но машины уже останавливаются, перекресток свободен. Люди стоят и ждут зеленого сигнала светофора. И вдруг, кто-то один, не дожидаясь зеленого сигнала светофора, начинает переходить дорогу. Что делают остальные? Правильно, они тоже начинают переходить, справедливо для себя считая, что они не хуже того, кто уже переходит. Ведь если ему можно, то можно всем. И никто не задумывается, что они все вместе нарушают правила и создают опасную ситуацию.

Большое количество людей, идущих в одном направлении, непременно привлечет наше внимание и заставит двигаться в ту же сторону. Чаще всего это происходит, когда мы не уверены в правильности направления нашего движения. Мы знаем, что сами можем легко ошибиться. А множество людей, идущих в одном направлении, внушает нам чувство уверенности: ведь не может же такое количество человек ошибаться!?

Мы постоянно испытываем мировоззренческое давление со стороны других людей. Каждый человек по-разному оправдывает свой образ жизни, приводя свои аргументы. И если мы не уверены в правильности своего образа жизни, или не можем его убедительно обосновать, то давление начинает усиливаться за счет наших сомнений. Мы уже не так уверены, что тот или иной поступок является грехом. Почему? Потому что большинство людей не считают это грехом!

Стремление современных христиан жить богато, в достатке, напрямую связано с мнением большинства. Богатством меряется успешность, престиж, достойность жизни человека. «Красиво жить не запретишь», — говорят в мире. И многие люди стремятся к такой красивой жизни. А массовость внушает нам уверенность в истинности подобного образа жизни. Кроме того, у нас есть определенный страх оказаться не такими как все. Ведь тогда большинство откажутся не только поддерживать тебя, но даже могут начать преследовать. В одиночку выстоять против общества невозможно. Поэтому мы не любим выделяться, хотим быть как все. Поэтому христиане сегодня не всегда афишируют свое христианство.

Эти три характеристики вполне могли бы описать идеальный путь, или метафорически – идеальный образ жизни, устраивающий практически любого человека. И это было бы замечательно, если бы не одно «но»: четвертая характеристика – конец пути – погибель. Это – не тупик, где можно остановиться и потом развернуться. Это как обрыв, в который ты неминуемо шагнешь, потому что идущие позади непременно столкнут тебя в пропасть, даже если ты остановишься. И это перечеркивает все предыдущие преимущества. Это обращает в «ничто» все человеческие притязания на истину, праведность, мораль и нравственность. Человек на самом деле не знает, как правильно жить и что такое истина. В большинстве случаев, человек занимается самообманом. Он успокаивает себя тем, что он такой не один, кто так считает, поступает, думает, чувствует и т.п. Результат жизни без Бога плачевен: пустота, чувство одиночества, разочарование, депрессия, безысходность, развлечения, которые приносят лишь временную радость. Все это и многое другое является следствием выбора широкого пути. Если Вы испытываете что-либо из перечисленного, Вам стоит проверить, по какому пути Вы идете. Посмотрите, как Вы строите свою жизнь: не увлеклись ли Вы мирскими ценностями, которые толкают в погибель; не поддались ли влиянию толпы, дружно идущей к погибели и разрушению. Выход есть! Он состоит в том, что нужно найти другой путь для своей жизни. Узкий путь, который также имеет несколько характеристик (ст. 14).

Первая характеристика узкого пути – тесные врата. В них не очень удобно входить. Кажется, что они сжимают тебя, заставляют, как бы, уменьшиться, может даже, наклониться, чтобы пройти в них. Порой нужно повернуться боком, чтобы втиснуться в узкий дверной проем. Иными словами, Вам нужно подстроиться под узкий вход, иначе пройти не получится. Это первое важное качество сразу ставит нас на свое место, лишая нас права определять, как мы будем входить. Если вам когда-нибудь приходилось протискиваться в узкий проем, Вы поймёте, о чем я говорю.

Мне как-то раз пришлось заносить в квартиру кресло-кровать. В подъездную дверь оно вошло великолепно. Проблемы начались, когда я донес его до двери в квартиру. Кресло не проходило в него никаким способом. Я пробовал повернуть его и так и этак: всё напрасно. В итоге, мне пришлось разобрать его на части. Затем эти часть кое-как протиснуть в дверь, а потом собрать кресло. Мне нужно было подстроиться под ситуацию: встать определенным образом, как-то повернуть части кресла так, чтобы они вошли в дверь.

Если перенести это на нашу жизнь, то узкие врата означают конец нашим правилам и ценностям в жизни. Уже не мы определяем, как правильно жить, что считать истиной, грехом, праведностью и тому подобное. Если мы хотим идти по узкому пути, нам нужно подстроиться под узкие врата. А, значит, покончить с богоборчеством, с бунтом против Всевышнего, позволить Богу определять правила нашей жизни и наше мировоззрение.

Вторая характеристика – узкий (дословно, сжимающий) путь. Как ни странно, но за узкими вратами лежит не широкий, не комфортный и  нелегкий путь. Дорога за узкими воротами вполне соответствует узости самих ворот. По такому пути идти не очень комфортно. Он давит со всех сторон, заставляя нас подстраиваться под его параметры. Где-то можно пройти, только согнувшись, где-то – ползком, где-то – втянув в себя живот и т.д. Путь по такой дороге вряд ли можно ассоциировать с праздничным шествием в рай. Чтобы пройти по узкому пути, придется сильно попотеть, приложить много усилий.

Узкий путь – это метафора жизни с Богом. Она предполагает наше постоянное изменение, наше уподобление Христу. Да-да, нам придется постоянно менять себя, чтобы становиться все более и более похожими на Иисуса. Менять не других, не окружение, а только себя! А это значит, руководствоваться не своей волей, своими желаниями, или похотями, но желанием и волей Бога. Кроме того, на узком пути нас постоянно будут одолевать сомнения и искушения вернуться на широкий путь, вернуться туда, где не нужно меняться, где можно мириться со всеми своими недостатками, грехами, жить на широкую ногу.

Порой узкий путь предполагает скромность в желаниях, поведении, одежде, словах. Если Вы ищете славы, почитания, известности, то узкий путь не приведет Вас к этому. Всё вышеперечисленное очень ценится в мире, но для узкого пути является непреодолимым препятствием. Все это не позволяет человеку преображаться в образ Христов. Поэтому узкий путь имеет в глазах людей низкий рейтинг.

Третья характеристика узкого пути – немногочисленность путников. Возможно, остальных отпугивает узость ворот. Еще тесный путь не подходит для изнеженных путников, привыкших к комфорту и трехразовому питанию. Причин может быть много. Важна не причина, важен сам подход, или, если хотите, мотив.

Большинство людей не посчитало узкий путь достойным своего внимания. Они не ценят Божью истину, или считают ее, как говорит апостол Павел, «безумием» (1 Кор. 1:23). В глазах людей наука, психология и многое другое имеет больший вес, большую значимость, чем Библейские истины.

Часть людей не желает показаться отщепенцами, они не желают быть не таким как все. Идти широким путем со множеством попутчиков выглядит более спокойным, чем быть одиноким путником. Что скажут обо мне близкие люди: родители, друзья, коллеги по работе, просто знакомые? Что они подумают? Если для человека важнее мнение других людей, чем мнение Бога, то узкий путь не для него.

В тексте интересна еще одна фраза: «немногие находят их». Любой человек всегда ищет Бога. Но люди ищут Бога не для того, чтобы слушаться Его, а чтобы Он слушался человека: исполнял все его желания; действовал так, как человек хочет, и именно тогда, когда человеку это нужно. Человек делает из Бога идола и становится идолопоклонником. Это — тоже широкий путь!

Без помощи Бога невозможно найти узкие врата и встать на узкий путь. Это важно понимать и помнить. Готовы ли мы меняться, признать правоту Бога, говорящего нам, что мы грешники, погибающие от своих грехов? Готовы ли мы подчиниться Божьей воле, признать Его главенство? Если готовы, то Бог открывает нам узкие врата, ведущие на узкий путь. И мы идем по этому пути, но идем не одни: Бог идет с нами. Более того, Иисус первым прошел этот узкий путь. Он ради нашего спасения оставил небесный престол, принял человеческую плоть, приспособился к нашему образу жизни, покорил Свою волю воле Отца Небесного и умер на кресте за наши грехи. Он прошел этот узкий путь до конца. Теперь Он помогает нам пройти таким же путем. А конец этого пути – четвёртая характеристика —  жизнь.

Все люди хотят жить. Многие даже хотят жить вечно. Однако, стремясь к жизни, многие идут к погибели, просто выбрав не ту дорогу. В их понимании узкий путь не может привести к чему-то хорошему. Они пытаются предугадать итог, оценивая внешнюю сторону, но не пытаются даже проникнуть в суть вещей. Поэтому широкий путь выглядит предпочтительней, чем узкий.

Но давайте попытаемся понять. Зачем Бог узкий путь определил в качестве пути в Царство Небесное? Жизнь, о которой здесь идет речь,  – не просто бесконечное существование, но это — Сам Бог. Вспомните слова Иисуса Христа: «Я — есть путь, истина и жизнь» (Ин. 14:6). Узкий путь приведет нас в вечное общение с Богом. Он — истинен, свят, праведен, добр, полон любви. Находиться в Его присутствии может только тот, кто обладает такими же качествами. Для того Бог и ведет  нас узким путем, чтобы сделать нас подобными Себе. Узость пути не призвана затруднить нашу дорогу в Божье Царство, как это считают некоторые. Узость пути нужна для того, чтобы подготовить нас к этому Царству, подготовить нас к жизни с Богом.

Поэтому, изберите «узкий» путь следования за Христом, чтобы попасть в Царство Небесное и жить с Богом.

Похожие статьи

Comments are closed.