Сектант! Расселл Филлипс

Пожалуй, одно из самых часто встречаемых и скудно обоснованных обвинений в адрес протестантов и евангельских христиан в России: «сектант».

Недавно я прочитал статью на сайте одного местного телеканала, в которой очередной раз обозначили членов моей христианской конфессии «сектантами» и «адептами нестандартной религии».

В свете светской конституции РФ и во избежание религиозной розни (что является преступлением против закона), я предлагаю искать новые термины для обозначения религиозных меньшинств.

Но давайте разберемся, что такое «церковь», и что такое «секта».

Если смотреть именно с богословской точки зрения, то каждый считает себя именно церковью, а не сектой. Баптисты имеют свою концепцию того, что такое истинная церковь (при этом не претендуя на эксклюзивность и не отказывая другим церквам в праве быть церковью). Истинная церковь – собрание верующих, где истинно проповедуется Евангелие, верно преподаются таинства, и где практикуется церковная дисциплина. Вот цитата из вероучения самых первых баптистов:

«Хотя по отношению ко Христу, церковь – одна, однако она состоит из различных частных общин (конгрегаций), столько, сколько существует в мире, каждой из которых, хоть она [состоит] только из двоих или троих, даны Христос и все средства ко спасению, и [каждая из которых] является телом Христовым и целой [или: полноценной] церковью» (Декларация веры, 1611 г.).

А что насчет тех, кто «не наши», представления которых о церкви отличаются от наших? Есть путь эксклюзивности, по которому все остальные «христиане» вовсе таковыми не являются. Но каждая конфессия обычно имеет категорию для обозначения настоящих христиан в других конфессиях. К примеру, Римско-католический собор Ватикан II 1968 г. называет православных и протестантов не «сектантами», а «отделенными братьями». По богословским соображениям те церкви, которые не имеют апостольскую преемственность, называют не «церковью», а «общиной», но все-таки не очерняя их ярлыками.

А если смотреть на вопрос с социологической точки зрения, то эти же термины приобретают немного другой смысл. Это основывается на работах таких социологов, как: Вебер, Трёльч, Ричард Нибур и др. В их осмыслении этого вопроса «секта» и «церковь» обозначают разные религиозные объединения и их место в обществе. Объединения отличаются разными критериями:

– Для Вебера ключевой критерий – форма членства, то есть каким образом человек становится членом данной религиозной организации: через рождение (церковь) или же через личное решение (секта);

– Трёльч и Нибур подчеркивают другой критерий, а именно «религиозное поведение»;

– А Джонсон считает решающим отношение данной группы к окружающему обществу (принятие или же отвержение).

Очень поучительно определение Вебера, в котором он отмечает различия между «церковью» и «сектой»: «церковь есть обязательное объединение для преподавания благодати, а секта есть добровольное объединение религиозно соответствующих лиц».

Из этой цитаты видно, что и «церковь», и «секта», опять же в этом строго социологическом смысле, имеют свои плюсы и минусы. При этом от черно-белого различия между сектой и церковью в толковании Вебера социологи и богословы перешли к концепции о «диапазоне». «Церковь» и «секта» – две крайности, идеалы, которых нет в реальности, а все религиозные объединения находятся где-то на этом диапазоне от секты до церкви.

Тогда вопрос: являются ли баптисты «сектой»? Баптисты условно являются «сектой» в строго социологическом смысле, если под термином «секта» имеется в виду, что данное объединение является религиозным меньшинством на добровольной основе в отличие от религиозной монополии на основе рождения, культуры и государственности. В этом же смысле в сегодняшней России православные-старообрядцы тоже являются «сектой», также как и православная церковь в Японии. А в Российском Татарстане или же в мусульманских странах господствующая форма Ислама является «церковью» в этом же строго социологическом смысле. Слова «секта» и «церковь» в данном случае несут лишь социологический, а не богословский смысл.

И все-таки секта или не секта? Я думаю, что в условиях светского государства и общества XXI века давно пора перейти на неоскорбительное обозначение различных религиозных групп. Баптисты являются инославными христианами, протестантской христианской конфессией, религиозным меньшинством. Есть множество подходящих, необидных терминов для обозначения нас и других подобных христианских церквей.

«Только бы не пострадал кто из вас, как убийца, или вор, или злодей, или как посягающий на чужое; а если как Христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь» (Первое послание Петра 4:15,16).

Похожие статьи

Comments are closed.