РОЖДЕСТВЕНСКИЕ ТРАДИЦИИ, Кузнецов С.Г.

Рождество Христово празднуют верующие во многих странах. Традиции празднования, при этом, могут значительно отличаться в различных частях нашей планеты. В то время как в России, Европе и США лепят снеговиков,  в южном полушарии стоят жаркие дни середины лета. Несмотря на климат, рождественские традиции всё больше распространяются по миру. Так в Россию попали многие традиции, появившиеся на Западе. К большому сожалению, некоторые из них являются пережитками языческого прошлого — это рождественские гадания и колядки. Мы не будем их рассматривать, поскольку они прямо противоречат самой сути Рождества Христова и не являются частью христианской традиции. Более того, церковь боролась с таким поведением народа на праздники. Рассмотрим некоторые самые известные христианские традиции празднования в России и их происхождение.

Рождественская ёлка.

В Новом Завете никаких упоминаний о елях в связи с рождением Иисуса Христа нет. Символом Рождества она не является. Но как ёлка оказалась частью рождественских праздников?

Некогда в языческой Германии ели почитали священным деревом. Их ассоциировали с мировым деревом. Германцы в конце декабря находили в лесу самую большую и раскидистую ель. Они украшали её, затем проводили ритуалы и поклонение в этом месте. С проникновением христианства эту практику прекратили. Популярная в Германии легенда связывает возникновение рождественской ёлки с именем Святого Бонифация. Согласно сказаниям о его жизни, чтобы показать германским язычникам бессилие их богов, тот срубил священный дуб Одина. Легенда развивает этот сюжет: на вопрос потрясённых германцев, как им отмечать Рождество, он указал им на маленькую ель, уцелевшую под рухнувшими ветвями дуба. Её вечнозелёные ветви символизируют бессмертие, а верхушка указывает на небеса, как место обитания Бога.

В  Германии XVI века верующие стали приносить ёлочки в свои дома и украшать их в знак ожидания Рождества Иисуса Христа. Это было христианизацией прежней языческой традиции. Языческие формы обретали христианское содержание. Есть даже легенда, будто впервые ёлку на Рождество домой принёс сам Мартин Лютер. Но не все были согласны с допустимостью таких трансформаций.

Впрочем, существуют и другие версии появления ёлки на Рождество. Согласно ещё одной версии, ранние рождественские деревья называли «райскими». Причина этого в том, что их применяли во время спектаклей в сцене пира Адама и Евы. Зачастую на деревья вешали круглые вафли как символ евхаристии. Отсюда и орнаменты украшений на печенье/  Их сегодня развешивают на ёлки в Германии и в других странах. Еще одна традиция, связанная с рождественским деревом, — это то, что ёлка увенчивалась Вифлеемской звездой (засиявшей в небе предвестницей Спасителя) и украшалась разными блёстками. Блеск огней и свечей на ёлке, её блестящие украшения символизировали сияние «благодатного света», пронизывающего пришествием Христа.

В Россию эту традицию, отчасти, принёс Пётр I. Наружное украшение зданий ветвями хвойных деревьев впервые было назначено его указом «О праздновании Нового года» 1 января 1700 года. Но это событие имело мало общего с традицией вносить на Рождество дерево в дом и украшать его. Она приходит в Россию спустя полтора века. Единственными, кто исполнял царский указ, были владельцы кабаков. На протяжении XVIII века они обозначали вход в свое заведения еловыми ветвями, из-за этого горького пьяницу прозывали «ёлкиным».

Лишь в конце XIX века ёлка заняла своё центральное место в домах, где праздновали Рождество. 24 декабря 1817 года, по инициативе великой княгини Александры Фёдоровны, была устроена домашняя ёлка в личных покоях императорской семьи, Москве, а на следующий год — в петербургском Аничковом дворце. На Рождество 1828 года Александра Фёдоровна, к тому времени уже императрица, организовала первый праздник «детской ёлки» в собственном дворце для пяти своих детей и племянниц — дочерей великого князя Михаила Павловича. Ёлка была установлена в Большой столовой дворца. Однако до 1840-х годов ёлка ставилась лишь во дворце. До этого времени о ёлках в столичных домах в литературе не упоминается. В начале 1840-х годов, как о большой новинке, об этом даются объявления о продаже в кондитерских: «Прелестные немецкие ёлки, убранные сластями, фонариками и гирляндами». В середине сороковых годов уже встречаются отдельные удивлённые упоминания, что «в русских домах принят обычай немецкий… Украшают деревцо, как только возможно лучше, цветами и лентами, навешивают на ветки вызолоченные орехи. Красненькие, самые красивые яблоки, кисти вкусного винограда… всё это освещается множеством восковых свеч, прилепленных к веткам, а иногда и разноцветными фонариками». Это нововведение переживает необыкновенный подъём интереса, так что в конце сороковых годов в Петербурге уже повсеместно ставятся ёлки. Ф. М. Достоевский в рассказе «Ёлка и свадьба» 1848 года упоминает ёлку, как нечто уже общеизвестное.

Позже, после прихода к власти коммунистов с атеистической идеологией, в 1929 году празднование Рождества Христова было запрещено. Ёлку начали ставить на празднование Нового года. В 1935 году в результате изменения государственной политики рождественские традиции были приняты как часть светского празднования. Сегодня многие россияне удивляются, узнав, что на западе Новый год особо не отмечают. Там отмечают Рождество Христово, у которого в России новогодние праздники некогда украли почти все традиции.

Санта-Клаус.

Этот персонаж сегодня широко известен по всему миру. Но кто это, и как он стал частью рождественских традиций?

Эта история уходит в далекое прошлое. Христианин Николай Мирликийский (Санта — «святой», Клаус — «Николай») жил в последней трети III — первой половине IV века нашей эры и был епископом в городе Миры в Малой Азии. В дошедших до нас преданиях рассказывается о чудесах в его жизни. Он будто бы воскресил умершего моряка, спас от казни несправедливо приговоренных к смерти, явился во сне торговцу хлебом, и велел ему направить свой корабль к берегам Миры, которая тогда страдала от голода. Епископ также тайно помогал беднякам. Насколько правдивы эти сведения мы не знаем. В Средние века немецкие и голландские дети стали выставлять за дверь обувь и вывешивать чулки у камина в ожидании подарков от святого Николая в день его поминовения — 6 декабря. Когда в XVI веке в Германии распространился протестантизм, праздники в честь католических святых оказались под запретом. Отныне подарки детям предписывалось дарить 24 декабря от имени младенца Иисуса.

Дед Мороз и Снегурочка.

Кто придумал этого популярного в нашей стране персонажа? Как он связан с Рождеством? Дело в том, что Дед Мороз стал светским заменителем христианского Санта-Клауса. Эта подмена тоже произошла в начале XX века. Это очередная попытка подменить христианский праздник светским. В канун 1936 года появился сказочный Дед Мороз — бывший Рождественский дед с чертами героя русских народных сказок Морозко. В 1937 году на встрече Нового года в московском Доме Союзов в качестве спутницы и внучки Деда Мороза впервые появилась Снегурочка. Как и Морозко, она была персонажем из народных сказок, который попал в XIX веке из фольклора в литературу и не имел никакого отношения к Рождеству и святому Николаю.

Рождественские спектакли.

Рождественский вертеп (первоначальное значение – пещера, потаённое место) – это представление сцены Рождества Христова средствами различных искусств (скульптура, театр и др.). В Российской Империи, особенно на территории Польши, Украины, Белоруссии, был распространён «вертепный театр» – народный кукольный театр, представляющий рождественские сцены, иногда также с участием людей-актёров. Главная декорация любого (большого или малого, со скульптурами или актёрами) вертепа – ясли с младенцем Иисусом, главные персонажи – праведный Иосиф с длинной бородой, Дева Мария и царь Ирод. Кроме того, в вертепе могут присутствовать волхвы, ангелы, пастухи с овцами и разные животные. Вертепный театр в Россию попал из Польши. Там, на Рождество, в специальном ящике-вертепе с помощью кукол разыгрывались сценки о рождении Иисуса Христа. Декорации изображали пещеру, где его укрывали от царя Ирода. Позже появились и другие сюжеты. Эта традиция была широко распространена вплоть до Октябрьской революции 1917 года. До сегодняшнего дня на Рождество в церквях показывают спектакли с использованием ширм и кукол, а также показывают костюмированные сценические постановки.

Рождественский чулок.

Одной из традиций, укоренившейся у многих народов, но с небольшими вариациями, является рождественский красный чулок, который, как правило, вывешивали над камином. Есть популярная легенда, что много лет тому назад жил бедный человек. У него от тяжелой болезни умерла жена, оставив его с тремя маленькими дочерьми на руках. Из-за этого семье пришлось переехать жить в другое место — в старую хижину в одной из близлежащих деревень. Девочки, подрастая, учились домашнему хозяйству: сами готовили, убирали, шили. Когда же наступила пора замужества, отец был сильно опечален. Он не мог выдать своих дочерей замуж, поскольку был не в состоянии дать им приданое. Святой Николай (Санта-Клаус), узнав об этом в канун Рождества, бросил через дымоход три золотые монетки. Они оказались в чулках девушек, которые сушились на камине. В другой версии легенды — Санта прислал три золотых шара. Отсюда происходит традиция подавать к рождественскому столу апельсины или мандарины. Эту историю в разных странах связывают не только с Санта-Клаусом, но и с другими святыми. Считается, что они покровительствуют этим дням – Святой Николай угодник в России и Святой Василий в Греции. Сегодня дети в рождественское утро ищут в красных чулках подарки. Согласно традиции, ребенок, который в течение года капризничал и не слушался своих родителей, находит в чулке вместо подарка кусочек угля!

Рождественские открытки.

Рождественские открытки на продажу впервые появились в 1843 году. Сэр Генри Коул, будучи слишком занятым, чтобы писать письма, попросил друга-художника нарисовать карточку с картинкой и надписью. Её он хотел отправить по почте вместо письма. Художник Коллкотт Хорсли напечатал 1000 открыток и продал их в Лондоне по шиллингу за штуку. До 1875 года американцы импортировали открытки из Англии. Затем немецкий иммигрант Луи Пранг напечатал первую заокеанскую карточку, став «отцом американской рождественской открытки». Позже выпуск открыток на Рождество начался и в России.

Рождественские подарки.

Изначально, подарки на Рождество напоминали о дарах волхвов, принесенных ими родившемуся Христу. Волхвы с востока принесли родившемуся Царю очень ценные дары: золото, ладан и смирну. В память об этих дарах люди дарили подарки друг другу, хотя и не такие дорогие. До XIX века Рождество было, скорее, общественным праздником, и он проходил на Рождественских базарах в центре городов. В XIX веке праздник потихоньку стал перемещаться с базарных площадей в дома, превращаясь в семейный. В XIX веке стала развиваться и реклама. Ювелиры смекнули, что в рождественский период можно значительно увеличить продажи. Они призывали покупателей раскошелиться, чтобы проявить знаки внимания к любимым. Кроме этого, конец декабря – это конец года и время подведения итогов. Продавцы Библий также рекламировали Рождество. Именно в это время молодые члены семьи стали получать персональные Библии с напутственными словами от взрослых. Потихоньку в XIX веке подарки вошли в список рождественских традиций, положив начало коммерциализации праздника. Впрочем, так или иначе, ежегодно весь мир, осознанно или нет, вспоминает самый главный подарок в человеческой истории – приход Спасителя в этот мир.

Календарь адвента.

В средние века адвент – предрождественский период  (от лат. adventus – пришествие) – был напрямую связан с первым пришествием Христа на Рождество. Сегодня адвент длится 4 недели перед Рождеством. Большинство календарей берут начало с 1 декабря и отсчитывают 24 дня до наступления праздника. Традиция календарей адвента началась в середине XIX века. Тогда немецкие протестанты начали делать отметки мелом на дверях или зажигать свечи, чтобы отсчитывать дни до Рождества. Первый напечатанный календарь адвента был создан в начале 1900-х годов немцем по имени Геральд Ланг. Когда Ланг был маленьким, его мама пришивала 24 печенья к крышке коробки. Затем она давала ему по одному печенью в день во время адвента. Именно это и стало прообразом созданного в 1908 году календаря, изданного Лангом.

Рождественский венок

Рождественский венок – типичное украшение в домах в предрождественское время. Он сделан в форме венка из еловых веток с четырьмя свечами. Его закрепляют вертикально или устанавливают на стол. В первое из четырёх воскресений адвента зажигается первая свеча, на следующей неделе — вторая и т. д.

Рождественский венок был введён в рождественские традиции гамбургским лютеранским теологом Иоганном Хинрихом Вихерном, взявшим на воспитание нескольких детей из семей бедняков. В адвент дети постоянно спрашивали воспитателя, когда же наступит Рождество. Чтобы дети могли отсчитывать дни до Рождества, в 1839 году Вихерн смастерил из старого деревянного колеса венок. Его он украсил двадцатью четырьмя малыми красными и четырьмя большими белыми свечами. Каждое утро в этом венке зажигалось по одной маленькой свечке, к которым по воскресеньям добавлялась большая свеча.

В символике рождественского венка выделяется несколько значений. Изначально прибавление света в венке символизировало возрастающее ожидание рождения Христа, «Света миру». К этому добавились дополнительные значения, обусловленные круглой формой, символикой венка, зеленью ели, цветом свечей и декоративными лентами. Рождественский венок с четырьмя свечами ассоциируется с земным шаром и четырьмя сторонами света. Круг символизирует вечную жизнь, которую дарует Воскресение, зелень — цвет жизни, а свечи — свет, который осветит мир в Рождество Иисуса Христа.

Кутья.

Важными и обязательными на рождественском столе в старой России являлись разнообразные блюда из мяса или рыбы: запеченный гусь или индейка, зажаренный поросёнок, фаршированная свиная голова, жареное мясо кусками, телячий или свиной студень, заливная рыба. На рождественский стол подавали также много других мясных блюд: гуся с яблоками, зайца в сметане, дичь, баранину, рыбу целиком… Главным же символическим традиционным блюдом в России является рождественское сочиво или кутья. Канун Рождества получил название «сочельник». Это название происходит от ритуальной пищи, вкушаемой в этот день – сочива, каши из красной пшеницы или ячменя, ржи, гречихи, риса смешанной с медом и с миндальным и маковым соком. Зёрна пшеницы толкли в деревянной ступе, подливая немного тёплой воды, чтобы оболочка пшеницы отошла. Затем ядро отделяли от шелухи, просеивая и промывая. Дальше из этого варили обычную рассыпчатую постную кашу на воде. Затем растирали мак до получения макового молочка, добавляли мёд. Наконец, всё перемешивали и добавляли к пшенице. В конце добавляли толчёные ядра грецких орехов. Этим блюдом начинали и заканчивали праздничное застолье. Зерно, из которого готовят кутью, символизирует вечную жизнь, воскресение и изобилие. Мед – символ райского блаженства, здоровья и благополучного быта. Мак и орехи – символы достатка и плодородия. Что касается рождественской кутьи, то в старину считалось, что чем богаче (то есть вкуснее и сытнее) кутья, тем лучше будет урожай и выше достаток в семье. Существовало множество различных рецептов. В некоторые добавляли семена подсолнечника, сушеные ягоды, мед, крупы и сливочное масло. По традиции, на стол под скатерть обычно кладут сено. По христианскому обычаю, на столе должно быть 12 блюд. Столько было Апостолов у Христа. Стол при этом должен быть украшен белой скатертью.

Эти традиции появились с веками. Многие из них первоначально появились в Европе, и лишь потом попали в Россию. Также можно увидеть, что некоторые традиции, такие как рождественская ёлка и сочиво, стали некой христианизированной версией некогда языческих традиций. Другие возникли в силу случая или даже противостояния празднования Рождества Христова. Зная это, нам не стоит клеймить данные традиции, как греховные или языческие. Важно, какой именно смысл мы вкладываем в ту или иную традицию или атрибут празднования. Ёлка сегодня является украшением праздника, подарки и венки дарят радость в ожидании торжества. Всё это позволяет нам сосредоточиться на самом Иисусе Христе, чьё рождение в мир мы празднуем. Именно это необходимо показывать и рассказывать нашим детям и самим себе, готовясь к празднованию Рождества Христова.

 

Похожие статьи

Comments are closed.