Реформация служения душепопечения в церкви Иисуса Христа. Степан Павлюк

23-27 октября в семинарии проходила вторая сессия программы душепопечения. Занятия проводил Степан Павлюк, директор русского отделения международного движения по подготовке библейских душепопечителей «Overseas Instruction in Counseling». Представляем вам интервью с ним Светланы Шемена, переработанное в статью о душепопечении.


Данный материал не дает исчерпывающий ответ на вопрос, которым озаглавлена статья, так как это требует гораздо большего объема информации, которая выходит за рамки нашего размышления. Я хочу обратить внимание лишь на некоторые отличия христианской психологии от библейского душепопечения.

22788981_549662752051414_6333340736537686136_n— Как бы вы определили понятие «душепопечение»?

Есть два рода душепопечения, одно является психологическим, как принято сегодня называть, христианская психология, и библейское консультирование.

Основанием христианского консультирования или христианской психологии (и здесь слово «христианская», я бы взял в кавычки) является человеческая, мирская философия, искусно подогнанная под Священное Писание, или, точнее будет сказано – припудренная библейскими текстами.

Рассмотрение отличий христианской психологии от библейского душепопечения и доказательство несостоятельности психологического христианской психологии, требует гораздо большего объема информации, чем позволяют нам рамки данной статьи. Однако можно отметить несколько весьма важных отличий христианского консультирования и библейского. Но прежде, подумайте о нескольких очень важных вопросах.

Во-первых, является ли психоанализ наукой, другими словами, прибегает ли он к научному методу? Во-вторых, эффективен ли психоанализ, то есть, лучше ли он дружбы? В-третьих, лежит ли в основе психоанализа сострадание, другими словами предоставляется ли он бесплатно? (даже теми же самыми «христианскими» консультантами? В большинстве случаев — нет). На самом деле, то, что предлагает нам христианская психология является ничем иным, как только мифами, вера в которые погружает людей, переживающих реальные духовные проблемы в состояние безысходности, уныния и в пучину отчаяния и даже депрессии.

Итак, использует ли психоанализ научный подход? Нет! Если психологические теории претендуют на свою научность, тогда почему так много разношерстных и противоречащих друг другу теорий? Если, к примеру, существует научный закон гравитации, то он везде работает одинаково. Вот что по этому поводу говорят М.Бобган и Д.Бобган.

«По оценкам специалистов, на психотерапевтическом рынке предлагается свыше четырехсот всевозможных терапевтических подходов и десяти тысяч конкретных методик…» (М. Бобган, Д. Бобган «Конец «христианской» психологии»)

Психологический подход полагается на свою методику и на субъективное мнение и толкование наблюдателя. Другими словами, методы, которые использует христианская психология за основу берет не Священное Писание, а человеческие, не доказанные научным/лабораторным путем мнения.

Во-вторых, это миф, что сама по себе психология достоверна. Психологические теории бесконечно изменяются. Также психология сама по себе не может дать определение психического здоровья. Христиане, которые пользуются «достижениями» психологии, не могут не впасть в искушение перестать верить в АВТОРИТЕТ и ДОСТАТОЧНОСТЬ Священного Писания. Придется выбрать что-то одно. Или человеческую философию или Слово Бога.

22789004_549662935384729_8119200350999229218_n

В-третьих, это миф, что психология — эффективна. Лучше ли психоанализ дружбы? Нет. Не нужно изучать психологию, чтобы помогать людям находить библейские решения проблем. Если мы любим людей безусловной любовью, как тому учит нас Господь, то мы сможем с ними подружиться. А дружба – это возможность увидеть внутренний мир нуждающегося в помощи. Только с друзьями люди смогут поделиться своими сокровенными переживаниями. Существует масса психологических терминов (таких, например, как холерик, флегматик и др.), которые тоже не более, чем миф, так как они являются своего рода психологическими ярлыками. Христианские психологи неоднократно апеллируют к данным понятиям, что никак нельзя подтвердить ни одним библейским текстом. В результате все эти психологические ярлыки наносят вред, содействуют воспитанию «жертвы», останавливают личный духовный рост и социальную зрелость, учат бесконечной терапии.

И последнее, в рамках данной статьи. Утверждение, что психоанализ может исцелить прошлое, (на что очень сильный упор делает и в психологических тренингах Мерелин Мюррей, «научным» подходом которой увлеклись сегодня многие христиане, в том числе и служители) – это миф. С теорией исцеления памяти существует три серьезных проблемы.

Во-первых, нет никаких научных доказательств (Фил 3:13). Во-вторых, наши воспоминания выборочны и неточны. В-третьих, сосредоточение на консультируемом, его страданиях и прошлом, вместо Божьей исцеляющей силы.

В заключение, хочу привести цитату из книги Гари Коллинза, который,  начиная первую главу своей книги «Можно ли доверять психологии?» пишет об одном известном светском психологе следующее:

«Берни Зильбергельд не доверяет психологии. Несмотря на степень доктора философии в университете Беркли, на 12-летний стаж работы в качестве практикующего терапевта, на то, что он является исследователем в области психологии и автором публикаций, доктор Зильбергельд написал целую книгу, в которой раскритиковал собственную профессию. Он пишет, что многие выводы психологии на самом деле — мифы. Профессиональные методы терапии «чрезвычайно разрекламированы, переоценены и употребляются где надо и не надо».

Далее Г.Коллинз продолжая свои рассуждения пишет:

«Мы могли бы не обратить внимание на эту критику, если бы она исходила от журналиста или богослова, которые не являются профессионалами. Но эта критика исходит от члена гильдии психологов, который сам имеет всю необходимую подготовку в области клинической терапии, сам ею занимается, который опросил 140 своих бывших пациентов и, который провел длительные дискуссии с 14 коллегами по профессии» (Эд Белкли «Почему христиане не могут доверять психологии»).

Вот что, сказал однажды один неверующий профессор психологии:

«Психология и религия — соревнующиеся между собой веры. Если вы серьезно придерживаетесь одной системы ценностей, вам по логике вещей придется отказаться от другой».

Как видим, что даже в кругах светских психологов есть честные люди, понимающие, что психологические теории – это всего лишь способ заработать деньги, это – бизнес.

Кто-то из христианских авторов сказал следующее:

«Меня поражает, что самыми преданными защитниками интегрирования этих двух противоположных мировых систем взглядов являются христиане. Самыми преданными защитниками психологического консультирования являются христианские психотерапевты, в то время как самые надежные критики психотерапии — светские психологи и психотерапевты, которые увидели ту опасность, которую приносят их собственные системы».

Что касается библейского душепопечения, то вначале хочу дать определение данного понятия. Хотя существует и масса других понятий, но я буду отталкиваться от того, которое я дам и на основании, которого и вокруг которого был весь курс на протяжении недели здесь, в НББС.

Итак, что же такое библейское душепопечение? Библейское душепопечение – это действие или процесс, когда любящий/заботливый верующий (или группа верующих) с любовью противостоит и библейски наставляет (согрешающего или страждущего) верующего с целью содействия изменениям, которые бы принесли славу Богу.

Иногда душепопечение может одноразовым, мы можем иметь искреннюю беседу с верующим, на основании Писания поставлен точный диагноз, происходит раскаяние и дальше следует замещение греховного поступка праведным действием. Но иногда это может быть целый процесс, длиной в несколько недель или даже месяцев. В определении, обозначенном мной может показаться, что любовь и противостояние – взаимоисключающие понятия, но, на самом деле, они лишь дополняют друг друга. Иисус Христос любил людей и проповедовал истину. Он противостоял всякой неправде и изобличал лицемерие религиозных людей, что очень не нравилось фарисеям, книжникам и саддукеям. Существует достаточно распространенное, я бы сказал неписанное правило, что, если мы любим человека, то мы не должны говорить ему то, что может обидеть его. Конечно, мы не должны никого обижать и этому учит нас Слово Божье, однако, когда дело касается провозглашения истины, то мы должны говорить истину. Иногда истина может ранить брата/сестру, принести боль ихнему «ЭГО», в результате чего, человек может замкнуться и перестать с нами разговаривать и т.п. Да, нам необходимо учиться тому, что сказать (содержание), каким образом сказать (Гал.6:1; Притчи 25:11) и когда сказать (Притчи 15:23) и как много сказать. Например, если любящая и заботливая мать, видит, что ее ребенок, например, пошел в сторону опасного обрыва, то она, из огромной любви к своему чадо предпримет все попытки, чтобы сохранить его жизнь от нежеланных, а порой даже смертельных проблем. Точно также обстоит дело и в нашей духовной жизни. Если мы видим, что наш брат или сестра отсутствуют в собрании, какие-то переживания у них, какие-то страдания, то наша задача, к чему, собственно призывает нас Господь, — проявить любовь на деле – вникнуть в жизнь брата/сестры, чтобы помочь ему/им, прежде исследовав свое сердце на предмет греха и верности своих мотивов (Мтф.7:1-5). Мы обеспокоены, мы переживаем, мы любим, и, если иногда необходимо – противостоим, потому что грех обольщает, затем ослепляет и, в конце концов, порабощает. Если не сделать этого заранее, то проблема перерастает в хроническое состояние, а, как правило, нам известно, что хроническое состояние гораздо труднее лечить, чем в начальной стадии. А порой бывает, что лечить уже поздно, так как совесть опекаемого очерствела и теперь уже ничего не чувствует.

22815604_549662668718089_7133818419532731128_n

Итак, если мы видим, что брат/сестра согрешает то мы с любовью противостоим и библейски наставляем, то есть наше душепопечение вытекает из Писания. Почему? Во-первых, именно Писание, а не психологические теории, обладает достаточностью, чтобы дать нам ответы на все необходимые вопросы. Сегодня очень часто мы слышим заявления, что те проблемы, с которыми сегодняшнее поколение сталкивается (проблемы депрессии, беспокойства, конфликты в семьях, гомосексуализм и т.п.), это — новые проблемы, на которые Библия, якобы ответить не в состоянии, поэтому необходимо обратиться к специалистам, подразумевая психологов. На самом деле, перечисленные проблемы и многие другие – они присутствовали еще от создания мира. Непослушание, бунт, безнравственность убийство и др., из-за чего собственно Бог и потопил первый мир водою. Библия – является /девушка, которые имеют внебрачные сексуальные отношения с кем-либо – это блуд, в то время, как мирская философия называет такого человека – «женщина легкого поведения»…

Библейское консультирование – это не только, когда мы любим, заботимся и переживаем, но мы библейски наставляем и целью этого наставления является не облегчение состояния опекаемого, а Слава Божья!

В чем принципиальное отличие библейского душепопечения от христианской психологии?

Существует несколько важных отличий, о которых я уже сказал ранее, но есть еще одно очень важное отличие. Библейское душепопечение в отличие от психологического, не занимается решением проблем, ссылаясь на то, что проблемы не в самих проблемах, а проблема в сердце. Внешнее неправедное является лишь свидетельством проблем внутри (Матфея 15:19). В книге пророка Иеремии 17:9 написано: «Лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено; кто узнает его?». Возникает вопрос, кто может нам объяснить наше сердце, нашу внутреннюю сущность, кроме Того, Кто создал это сердце? Бог не создал грех, но Он знает нашу сущность. В своем Слове Он не только точно определяет внешнее проявление, но и называет саму причину греха. Причину всех причин – Иакова 4:1-4. Когда мы перестаем любить Бог и удовлетворяться Им самим и Его заповедями, тогда наши желания/страсти овладевают нашим умом и сердцем и в слепоте своей мы начинаем думать, что в этом и есть счастье – достичь восполнения своих потребностей. Потребность — фраза, которую часто можно встретить в книгах христианских психологов, которая заимствована от известного мирского человека Авраама Маслоу. Библейское душепопечение ориентировано не на решение внешней проблемы – раздражение, опекаемого, его лень, безразличие или ложь. Всего это следствие одной и самой большой проблемы – оставление Бога ради собственных желаний. Как сказал Джон Пайпер, грех – это то, что мы делаем, когда не удовлетворены в Боге. Поэтому наша задача, используя Писание и показывая истинную причину проблем опекаемого, — связать его со Христом и Его благодатью. И все это мы делаем, только ради одной единственной цели — ради славы Божьей, Какие-либо трудности или сложности в жизни опекаемого могут не измениться, ведь Бог все контролирует и даже более того, Он создает все эти обстоятельства, чтобы через них приблизить нас к Себе и сделать похожими на Сына Своего Иисуса Христа (Рим.8:28-29). Например, в 2Кор.12:7-10 мы читаем, как апостол Павел просит Господа о том, чтобы Он удалил жало из его тела. А Бог отвечает: тебе нужна только Моя благодать, «довольно для тебя благодати Моей». В том смысле, что Павлу необходима не физическая сила, проблема его не будет решена, обстоятельства его не изменятся, но Бог даст ему благодать, чтобы он мог делать Его дело, чтобы была явлена не сила Павла, не сила его апостольского положения, но сила Божья!  Иногда Господь оставляет нас в каких-либо обстоятельствах, потому что точно знает, что имя Его прославится только и только таким образом (Ин.9:3). И если мы любим Его и, если мы сосредоточены не на себе, а на Боге и Его плане, тогда мы воистину прославим Бога и наши братья, и сестры которых мы опекаем.  Подобных примеров в Библии великое множество – Иосиф, Иов, гонения Давида и др.

Очень многие психологи обращают внимание на эмоциональное состояние человека. Я не говорю, что мы не должны обращать внимание на эмоциональное состояние человека, но наша реакция, наши эмоции – это всего лишь дверь в наше сердце, наши эмоции – это всего лишь последствия того, что человек переживает внутри. Простой пример, Господь задает вопрос Каину: «Отчего поникло твое лицо?». Другими словами, почему грусть у тебя на лице? А проблема была в чем? Грех лежит у дверей твоего сердца, но ты господствуй над ним. Бог не лечил его печаль, говоря мол: «Каин, измени выражение своего лица!». Иногда в церкви мы это можем говорить: «А ну-ка, братья и сестры, начнем радоваться!». Радость – это следствие. Другой пример, когда двое учеников шли по дороге в Эммаус, они не знали, что встретились с Иисусом Христом. И Христос задает им вопрос, Христос вообще часто задавал вопросы и в этом случае он задал вопрос и им: от чего вы печальны? О чем размышляете по дороге? У них была печаль, были эмоции, но Он не начал лечить их эмоции, ведь эмоции – это проявление внутреннего состояния. Сначала Христос внимательно выслушал, какое их представление о Самом Христе, потом поставил диагноз: «о, неверные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки». То есть их диагноз, с точки зрения Самого Христа, — они просто не верят в библейского Христа. И только потом Он начал лечение, «начав от Моисея и пророков изъяснял им сказанное о Нем». Он не говорил об их печали, Он говорил о Себе, хотя они не знали, что это Христос, но Он цитировал пророков.

22814454_549663358718020_554282462095685983_n

Часто в церкви можно услышать: ведь то, что советуют психологи — работает! Но дело не в том, работает что-то или нет. Вопрос в том, что больше всего огорчает Бога, каким образом мы можем больше всего Его игнорировать – в первую очередь, когда мы пьем не из тех источников, когда мы ищем ответ не там, где есть ответ на самом деле. Да, мы признаем, что иногда психологи могут даже сказать что-то полезное, уместное. Единственное, что мы можем позаимствовать у психологов – это их наблюдения. Хотя, если мы искренно любим людей, то будем наблюдательными и это прежде всего выражается в том, что мы внимательно выслушиваем их, не превозносимся над ними. Не ведем себя как супер-мены, мы говорим, нашим опекаемым, что мы такие же, как и они, в том смысле, что мы тоже способны упасть и согрешить. Справедливости ради нужно признать, что среди многих христианских психологов есть искренние и любящие Бога люди, но принципиальная проблема, ставящая нас по разные стороны – это вот что. Библейские душепопечители своим основанием делают Писание, веря, что оно вполне достаточно, чтобы ответить на все важные вопросы души человека. Христианские психологи основанием своим имеют мирской гуманизм и это принципиальное отличие, ведущее к смещению акцента с Бога на человека, к человекоцентричному богословию.

Все, в чем мы так страстно нуждаемся — это в Священном Писании, в Его понимании и Бог открывает его ищущим и смиренным (Псалом 24:14).

Нам нет необходимости нужно обращаться к философским, гуманистическим теориям, чтобы позаимствовать там какой-либо ответ, потому что «Бог дал нам все потребное для жизни и благочестия» (2Птр.1:3).

В книге пророка Иеремии 2:5 мы читаем, как Бог с огромной заботой и любовью задает своему народу вопрос: «… какую неправду нашли во Мне отцы ваши, что удалились от Меня и пошли за суетою, и осуетились». В этой же главе 2:13 написано: «Ибо два зла сделал народ Мой: Меня, источник воды живой, оставили, и высекли себе водоемы разбитые, которые не могут держать воды».

Все психологическое консультирование, которое является ничем иным как разбитым источником, базируется на безбожных идеях гуманизма. Если бы только сегодня христиане понимали, кем на самом деле являлся Зигмунд Фрейд (на идеях которого построено большинство психологических теорий), насколько он был развращенным человеком, и какие опыты под воздействием наркотических средств он проводил и как печально закончилась его жизнь. Вот что писал о нем один человек изучавший его жизнь и деятельность.

Зигмунд Фрейд утверждал:

«… человек это только пансексуальное существо, что религия, культура и искусство это только надстройки над гениталиями человека, что любовь родителей и детей друг другу — это загнанное в подсознание желание кровосмесительства»

«В его академических лекциях и научных трудах заключался сгусток кощунства и презрения к человеку. Он словно собрал всю накипь зла и греха, которую создало человечество со времен своего существования, и назвал это словом «наука». Мир был готов, чтобы принять это учение. Люди, далекие от вопросов психиатрии, жадно читали его книги, потому что находили в них апологию демонизма и собственного греха. Он не был причиной нравственной катастрофы человечества, но стал ферментом зла, брошенным в декадентствующую культуру ХХ столетия»

(Архимандрит Рафаил Карелин — https://pravoslavie.fm/investigation/smert-freyda-byila-uzhasnoy-i-muchitelnoy/)

Если бы только люди понимали, кем был известный Карл Густав Юнг (швейцарский психиатр, основоположник одного из направлений глубинной психологии — аналитической психологии), он разговаривал с бесами, существует даже целая книга, написанная им самим о его беседах с духами, она считается мировым шедевром в психотерапии. Его родная сестра была медиумом. Вдумайтесь только в то, что провозглашал Карл Юнг, которого подчас цитируют христианские психологи:

«Друзья мои, как видите, благодать выросшим, а не ребячливым. Я благодарю бога за это послание. Не дайте христианским учениям вас обмануть! Эти учения верны для самых зрелых умов ушедших времен. Сегодня оно служит умам незрелым. Христианство больше не дает благодати, а нам она все еще нужна. То, что я говорю вам, это путь грядущего, мой путь к благодати» (https://castalia.ru/perewody/karl-gustav-yung-perevody/681-karl-yung-liber-novus-liber-primus-glava-2-dusha-i-bog.html)

Здесь можно приводить еще массу других примеров, того, кем были люди на которых строится сегодняшняя «христианская» психология. Поэтому, когда люди апеллируют к подобным авторитетам, они тем самым сознательно или нет игнорируют Священное Писание.

И последнее, в послании Кол.2:8 апостол Павел дает предупреждение верующим: «Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу». Само слово «философия» – хорошее слово, это любовь к мудрости, но никакая человеческая мудрость неспособна проникнуть в сердце человеческое так, как Слово Божье. Никакая человеческая мудрость неспособна обнаружить и обозначить проблему – только Слово Божье. Никакая человеческая мудрость неспособна сам источник проблемы, как только Писание. Вот почему 500 лет назад один из 95 тезисов прибитых на дверях Виттенбергского собора гласил – «Только Писание». Поэтому празднование реформации только тогда является подлинным, когда и мы подобно Мартину Лютеру вопреки многим общепринятым мнениям, проникшим из мира в церковь, противостоим им ради Божьей части и славы! В противном случае мы ничем не будем отличаться от средневековых католических священников, продававшим индульгенции не знающим и блуждающим во тьме средневековых предрассудков людям. Сегодняшние индульгенции, погружающие людей во тьму человеческого эгоизма и сосредоточенности на своих «потребностях» – это психологические теории и мирской гуманизм, которые якобы могут вывести из мрака твою душу и душу твоих родных из темноты греха, но которым, на самом деле, — не может быть места в церкви Иисуса Христа. Христос, зная нашу самовлюбленность и предельный эгоизм не случайно поставил ясные и четкие условия следования за Ним:

«25 С Ним шло множество народа; и Он, обратившись, сказал им: 26 если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником; 27 и кто не несет креста своего и идет за Мною, не может быть Моим учеником. 33 Так всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником» (Лук.14:25-27,33)

Христианская психология, имеет своим фундаментом безбожные идеи, которые не новые, а лишь отзвуки предложения врага человеческих душ в Эдемском саду нашим прародителям Адаму и Еве. Все то же предложение звучит в психологических теориях, безопасность вне Бога, или же если и имеет Бог здесь какое-то место, то Он представлен не как Владыка Неба и Земли, Который имеет право в нашей жизни абсолютно на все, и что Ему никто не может указывать, приказывать или изменять Его решение (Дан.4:32), в психологическом консультировании, Бог – просто Тот, Кто восполняет наши ПОТРЕБНОСТИ. И Хотя прямо почти никто из христианских психологов так не представляет Бога в виде слуги, однако этого нельзя не заметить, когда пропагандируется совершенно человекоцентричное богословие. К примеру, вот как называется книга доктора Эмерсона Эггериха «Любовь и Уважение» — (Любовь, которую она жаждет больше всего. Уважение, в котором он отчаянно нуждается). И хотя, справедливости ради, нужно признать, что в книге есть немало хороших и полезных советов, однако, как само название книги, так и многие идеи в самом повествовании отражают явное человекоцентричное богословие.  Доказательство данной идеи содержится в аннотации этой книги:

«Простое послание — Женщина нуждается в удовлетворении одного лишь желаниябыть любимой. Когда эта потребность удовлетворена, она счастлива. Мужчина имеет лишь одну нужду — уважение к себе. Когда его потребность удовлетворена, он счастлив. Когда обе эти потребности восполнены, начинают происходить удивительные вещи. «Любовь и уважение» объясняет супругам, почему они реагируют негативно друг на друга, как справиться с подобной реакцией быстро, легко и в соответствии с библейскими истинами». (http://hristian.in/chitat-knigu-lyubov-i-uvazhenie/)

Читая эти строки, в первую очередь возникает один весьма важный и серьезный вопрос – где, то, что мы читаем находится в Священном Писании. Почти слышится встречный вопрос. Так не хотите ли вы сказать, что мы не нуждаемся в том, чтобы нас любили, чтобы нас уважали, и чтобы мы по-настоящему были счастливы? Я снова хочу задать в ответ на подобные вопросы лишь один вопрос – где, то что мы слышим или читаем находится в Библии? Читая внимательно выше описанное утверждение, мы находим, что автор очень ясно ставит в прямую взаимосвязь «потребность» быть любимой и уважаемым с понятием счастье. Совершенно ясно, что доктор Эмерсон Эггерих находится под влиянием мирского гуманизма, — что если обстоятельства благоприятствует, то есть восполнены мои «потребности» быть любимым и уважаемым, — то результатом этого будет — счастье? Но, где, где об этом говорится в Писании? Существует сотни примеров того, как Бог проводил своих людей через скорби, чтобы явить величие Своей славы! Например, Иосиф, который был жестоко продан в рабство своими родными братьями. Ни любви, ни уважения, ни благоприятных обстоятельств, но который, спустя много лет, встретившись с своими братьями-предателями, победно заявляет:

«Но теперь не печальтесь и не жалейте о том, что вы продали меня сюда, потому что Бог послал меня перед вами для сохранения вашей жизни» (Быт.45:5)

Какой восторг, какой триумф! И в чем секрет этого победного заявления? Ответ кроется в следующих словах Иосифа:

«Итак не вы послали меня сюда, но Бог, Который и поставил меня отцом фараону и господином во всем доме его и владыкою во всей земле Египетской» (Быт.45:8)

Секрет победной жизни Иосифа состоял не в том, что он чувствовал себя счастливым по ому что Потифар и фараон и многие другие египтяне относились к нему, как к рабу с почтением, уважением и огромной любовью. Нет, вовсе нет! Тайна его благополучной жизни заключалась в том, что ему достаточно было знать и знать только одно, «Господь был с НИМ»! (Быт.39:2,21) В своей книге «Любовь и Уважение», Эмерсон отстаивает идею того, что если потребности мужа и жены восполнены, — значит они по-настоящему будут счастливы. Но это не библейская идея. Подобное мышление своими корнями входит в идеи Авраама Маслоу, автора «Иерархии потребность». Парадокс здесь заключается в том, и будем честными, имея немалый опыт и в нашей личной жизни, что чем больше мы восполняем наши желания, тем меньше мы чувствуем их восполненными, чем больше мы себе угождаем, тем больше нам хочется всего. Идеи, изложенные в Эмерсона на самом деле уводят людей в сторону от подлинного источника счастья и благополучия. Кто-то сказал, счастлив тот, кто счастлив в Боге. Подлинное счастье заключается не в том, чтобы сосредоточится на своих «нуждах», а на том, чтобы быть сосредоточенным на своем Создателе и на Его плане. Иисус Христос не пришел сделать нас счастливыми, (в нашем порочном и убогом представлении счастья), Он пришел сделать на христоподобными. И когда мы находим себя в Нем, сосредоточены на Нем, на Его великой жертве ради нас, живших по своим плотским похотям грешников (Евр.12:2-3), тогда мы обретаем истинное счастье. Наше счастье в этом случае – как побочный эффект нашей сосредоточенности на нашем Спасителе и Его Голгофской жертве. Слава и благодарение Господу, что Он приобрел нас Себе.

«А Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя (своих потребностей) жили, но для умершего за них и воскресшего» (2Кор.5:15)

Всевышний Бог дал нам Свое вечное, живое и могущественное Слово, Слово примирения и которое является силой Божьей к спасению всякому верующему, во-первых, иудею потом и нам с вами – язычникам (Рим.1:16). Настало время! Сегодня современной Церкви нужно определиться:

«Если Господь есть Бог, то последуйте Ему; а если Ваал, то ему последуйте» 3Царств 18:21.

Библейское консультирование не занимается решением симптомов (отсутствие ощущения счастья, печали, взрывного характера или каких-либо других проблем), ведь проблемы не в самих проблемах, а гораздо глубже – в сердце. Божье Слово обнаруживает корень проблемы, и оно же и приводит к сердечным переменам. Поэтому, когда мы и наши братья, и сестры которых мы опекаем, приходим к подлинному пониманию того, кто такой Бог и что Он сделал для нас и продолжает делать, мы оставляем наших идолов и бежим к Его подножию, чтобы найти в Нем истинное удовлетворение (Ис.30:19-22).

— Со студентами семинарии ваш курс длится всего неделю, что вы планируете осветить за эти сжатые сроки? Какие навыки студенты, по вашему мнению, должны усвоить по итогам?

Одна из тем, которую мы рассматриваем в программе по обучению библейскому консультированию, называется — «Методы библейских изменений». Данный курс направлен на то, чтобы обучить студентов методам библейского наставничества, то есть, как, используя Священное Писание, мы можем помочь своим опекаемым увидеть свое сердце в свете Слова Божьего. Главные четыре идеи, которые красной нитью проходят через весь курс – это: любить, знать, говорить, делать.

22852034_549663002051389_162023954769327656_n

Несколько слов об этих понятиях. Если мы любим этого человека, то мы строим с ним отношения. Нельзя помочь ни одному человеку, если мы не строим с ним отношения. Мы должны быть открыты, доступны, внимательны к нуждам людей, нам необходимо научиться слушать других. Если мы их любим, то мы будем проявлять эти качества. Проявляя любовь к ближнему и строя с ним отношения, наша задача дать опекаемому библейскую надежду. К примеру, опекаемый может разочароваться и перестать верить, что у него есть шанс на изменения. Здесь весьма важно не только само знание Писания, но и знание того, что именно мы можем использовать из Библии, чтобы ободрить его, какую именно историю мы можем привести в пример, чтобы дать ему надежду. Например, если человек считает, что ему больше не под силу его болезни или какие-либо другие сложные обстоятельства и лучший вариант (с его точки зрения), это – ропот или попытка найти людей, которые обладают особым помазанием для достижения в его жизни цели – выздоровления или же активный поиск единомышленников, которые найдут секрет успешной беззаботной жизни. Хороший библейский душепопечитель – это хороший толкователь Писания и глубокий богослов, который знает и постоянно учится тому, какие истины для ободрения он может предложить страдающему брату/сестре. Очень действует, когда мы приводим какой-либо, пример из своей духовной жизни, когда мы искренно делимся (и при этом нам тоже необходима мудрость.).

Одно из искушений, касательно вопроса душепопечения ближних, в которые впадаем мы верующие и особенно – пастыри и проповедники – это желание сразу начать учить нашего подопечного, при всем том, что мы не только не ободрили вначале человека, что выход есть и для него, но даже не установили, например, истинной причины его духовных проблем. В таких случаях, мы полагаем, что уже знаем в чем причина его проблема, но самое худшее, это когда мы даже и не думаем, что у таких внешних проблем, например, как раздражение, ярость, крик, злоба и т.п. есть корни (Иак.4:1-4) – это желания/страсти, которые заменили, захватили сердце опекаемого и брат/сестра заменили истину Божью ложью (Рим.1:25). Ослепленный брат/сестра ложью, что, восполненная «потребность»/желание может дать истинное чувство удовлетворения, приводит к состоянию рабства (Ин.8:34). В то время, как понимание того Кто такой Господь и что мы в НЕМ можем иметь — дает истинную свободу (Ин.4:10-14; 8:32). Хороший доктор, прежде всего задает много вопросов (по мнению опекаемого не относящихся к его проблеме), затем проведет достаточное количество лабораторных исследований, потом установит точный диагноз и только потом назначит серьезное, последовательное и дисциплинированное лечение. Но прежде всего, отчаявшемуся в своих попытках что-то изменить своими методами и стараниями духовно больному брату/сестре нужно дать библейскую надежду.

Во-вторых, «знать» – чтобы помочь человеку, нам необходимо знать его лично, знать его жизнь, а, чтобы узнать его жизнь, нам необходимо, опять-таки, задавать ему хорошие вопросы. Например, Христос, хотя Он был сердцеведцем, тем не менее, Он часто задавал людям вопросы. Когда слепой пришел к Иисусу, Он спросил: чего ты хочешь? Разве Христос не знает, чего он хочет? Он знал, но Христос хотел, чтобы человек сам обозначил свою просьбу и был конкретным. Может быть слепому нужно было получить от Христа пару монет, а не зрение. Он задавал вопросы, чтобы люди задумывались и размышляли, чего на самом деле они хотят, или, чтобы вопросом привести их к серьезным размышлениям (Мтф.16:15). Бог много раз задает вопросы, например, Он спрашивает Адама «где ты?». Если мы хотим узнать человека, если мы хотим ему помочь, нам нужно его узнать, а, чтобы узнать, нам нужно задавать вопросы, хорошие вопросы. Как я уже сказал, нам нужно внимательно выслушивать человека, выслушивать его активно, быть серьезно заинтересованным, а не проповедовать ему, в это искушение может впасть любой из нас, потому что мы думаем, что мы все уже и так знаем. Писание учит нас, что кто дает ответ не выслушав, тот глуп и стыд ему» (Притчи 18:14). Также мы будем говорить о том, как важно не делать поспешных выводов. Опять же таки, мы правильное заключение можно сделать в результате внимательного выслушивания. Хороший доктор всегда задает хорошие и глубокие вопросы.

На курсе «Методы библейских изменений» мы говорим о том, как говорить истину, используя при этом Слово Божье. Например, мы можем знать из каких ингредиентов состоит суп, но мы можем не знать, что и за чем положить в кастрюлю, чтобы приготовить этот суп. Другими словами, мы можем знать очень много библейских стихов наизусть, мы можем иметь много хорошей и полезной информации, но мы можем не знать, в каких именно ситуациях использовать те или иные библейские тексты. Например, когда Христос находился в искушении, сатана ставил Ему условие, «если Ты Сын Божий, скажи, чтобы эти камни сделались хлебами». Иисус для противостояния данному искушению употребляет конкретный текст, Он говорит: «не хлебом единым будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божьих» (Мтф.4:4). То же самое относилось и к другим искушениям, которыми дьявол атаковал нашего Спасителя. Данный курс учит студентов тому, чтобы они могли правильно понять и использовать библейские истины, как для определения их подлинных причин проблем в их жизни, так и пониманию того, как именно помогать опекаемым решать их сердечные проблемы. Научение правильному применению истины не исключает участие Святого Духа в процессе наставления опекаемого, однако это вовсе не говорит о том, что мы не должны изучать все эти вопросы и приобретать навыки в применении библейских истин как в своей жизни, так и в помощи нашим ближним (Евр.5:14). Нам необходимо учиться тому как узнавать наших ближних и как обучать их библейской истине изменяющей сердца.

Также мы изучаем, как внедрять в жизнь истины, которые мы поняли. Как внедрять их в свою собственную жизнь и в жизнь опекаемых. Этот раздел называется «Делать». Мы изучаем, как опекаемый теперь должен взять на себя ответственность за духовные изменения в своей духовной жизни. Также обучаю студентов как давать конкретные домашние задания верующим, чтобы, когда они уходят домой, — исследовали бы конкретные библейские стихи. Мы задаем конкретные вопросы по этим темам, даем практические задания. Я обучаю, как составлять план действий по работе с опекаемым и как выстроить подотчетность. Если люди пребывают в таком наставничестве, то их жизнь может меняться, а имя Божье будет прославляться.

— На ваш взгляд, в достаточной ли степени душепопечение сегодня присутствует в церквях?

Нуждается ли современная церковь в реформировании в вопросе душепопечения? Церковь Иисуса Христа отчаянно нуждается в том, чтобы нам возвратиться к Источнику мира и духовного благополучия, а не пить из других источников, которые не могут удержать воды (Иер.2:13). К великому сожалению, должен признать, что в большинстве церквей, где мне приходилось бывать и это составит, наверное, 90% — душепопечение — отсутствует или же, если оно есть, то больше сводится к тому, чтобы он читал Библию, молился, посещал богослужения, а если он не занимается служением в церкви, то, чтобы срочно занялся им. Да, нужно признать что все вышеперечисленное является неотъемлемой частью нашей христианской жизни, но все эти обязанности – чтение Библии, молитва, участие в богослужениях являются не средством достижения цели – спастись (как некоторые верят в наших церквах или решение проблем), а выражением наших, наполненных любовью отношений с Богом.

Чтобы помочь человеку, прежде всего нужно построить с ним основанные на безусловной любви отношения, и на это уходит много времени. Очень часто из-за того, что верующие не понимают или не хотят понимать этой истины, нельзя помочь опекаемому. Собственно, нужно сказать, что не понимающим истины – сначала построение отношений, нужна тоже душепопечительская помощь. Нельзя помочь другому, если я закрыт сам. Прежде чем помочь другому я должен устранить причину поверхностных отношений из своей жизни и только потом оказывать помощь брату и сестре. Слепой слепому не поможет, кто гибнет, тот спасать не может.  Повторюсь, недостаточно сказать опекаемому читай Библию, молись, займись служением. Можно все это иметь в своей жизни, однако иметь при этом неправильные мотивы и быть идолопоклонником. Вот почему, когда в церкви избирается какой-либо брат или сестра на служение, то прежде всего нужно смотреть не на способности человека (что, к сожалению, является очень распространенным явлением сегодня в церкви), но на его характер, на его отношения с Богом, в семье, на работе, с соседями и т.п. Фарисеи очень хорошо знали Писание, но их сердца были далеки от Господа. Человек может присутствовать на собрании, но не иметь ни с кем отношений, мучиться внутри или же вообще уже ничем беспокоиться. Верующий может молиться с неправильным мотивом и просить не на добро, а для собственных вожделений (Иак.4:3). Можно быть очень активным служителем, собирать аплодисменты зала и при этом быть идолопоклонником (Иак.4:4). Это катастрофа современного христианства, когда к служению призывают людей, у которых в сердце нерешенные огромные проблемы, которые могут быть завуалированы активным служением. Чтобы проверить, мотив служения того или иного брата, стоит задать всего лишь несколько вопросов или вежливо (мудро), спросить, все ли в его служении хорошо? И если служение для человека – это средство достижения статуса, — он проявит себя. То, к чему привязано наше сердце выйдет наружу под давлением определенных обстоятельств, например, задавания вопросов или попытке какого-либо предложения, как это однажды сделал Иисус, когда беседовал с «святым» эгоистом (Мтф.19:21). Сделаю одну оговорку, задавая вопросы брату или сестре мы не пытаемся унизить их или возвысить себя, ведь и мы склонны заблуждаться, как и наши братья и сестры. Мы делаем это из огромной любви к Богу, к ним и к ближним, которым они призваны служить, а не делать из своего положения средство поднять свой имидж. Такое отношение к служению – это мерзость перед Богом. Наша задача иметь глубокие отношения с нашими и сестрами, чтобы помогать им видеть вещи Божьими глазами и делать это мы должны в кротости и смирении (Гал.6:1). Тот, кого сегодня наставляем мы, завтра может наставлять нас. Давайте не забывать истину, что мы все, абсолютно все, в том числе и пастыри отчаянно нуждаемся в том, чтобы иметь человека, который сможет из любви, прежде всего к Богу, а потом и к нам указать на наши согрешения или недостатки. Избирая кого-то на служение, прежде всего мы должны иметь с этими людьми искренние отношения, чтобы знать КТО эти люди и лишь потом думать о том, а ЧТО они призваны делать. Да, мы должны признать, никто из нас не совершенен. Но вопрос не в совершенстве, а в направлении. Вопрос в том находимся ли мы на пути, находится ли наш брат/сестра на пути изменения? Поэтому давайте задавать себе время от времени простой вопрос – как мы относимся к критике? Готовы ли мы признавать свои согрешения, ошибки и каяться в них переживая изменения не на уровне поведения, а на уровне сердца? Если мы болезненно реагируем на любую критику и замечания – конструктивную критику или даже несправедливую, тогда наши реакции выдают нас, они говорят о том, что объектом нашего поклонения является не Бог, Которому мы призваны служить в чистоте и искренности (И.Нав.24:14), но что на троне нашего сердце находится какой-то заменитель Бога. Реакция – это дверь в наше сердце. Некоторые говорят, что они никак и ни на что не реагируют. Отсутствие реакции – это тоже – реакция.

DSC01192

В Церкви Иисуса Христа нужны реформы. В рамках данной статьи я говорю о реформах в вопросе наставничества. Но нельзя произвести реформы, прежде не выяснив причин отсутствия душепопечения вообще или библейского душепопечения (когда библейское душепопечение заменило психологическое искусно подогнанное под Священное Писание). Одна из причин, почему же отсутствует библейское душепопечение? Если говорить о нашем контексте, бывшем СССР, то церкви на постсоветском пространстве, в большинстве своем были ориентированы на выживание, но не на наставничество. Мы должны отдать должное нашим отцам, дедам и прадедам, отдавшим свои жизни за истину Христову и нужно ценить, и помнить добрые примеры тех, кто поистине был добрым наставником. Но также нам нужно и верно оценить причину отсутствия наставничества в церкви Иисуса Христа на постсоветском пространстве.

Большинство служителей поддержат меня, что они выросли в контексте духовной безотцовщины и как понимали, так и жили. Кто до чего вырос, так и поступал. В данном материале, я хочу обозначить всего лишь несколько причин деформации наставничества в современной церкви.

Во-первых, ничуть не принижая то доброе что есть в наших церквах, нужно отметить, что в большинстве своем многими служителями не понимается суть Великого Поручения нашего Господа (Мтф.28:18-20). Понимание повеления Иисуса Христа больше сводилось и до сих пор так пока еще понимается, что главная мысль, которую провозгласил Иисус Христос в своем Великом Поручении, это — «идти».  Такое мнение является результатом неверного толкования данного текста. Но основная идея, которую Христос передает в своем завещании ученикам, содержится в слове «научите», что буквально означает «делайте учеников». Возникает вопрос, а как их делать? Ответ в этом же тексте в словах и (в греч яз. это — деепричастия — «идя», «крестя» и «уча»). То есть, чтобы приобрести учеников для Иисуса Христа нужно пойти и это значит, что евангелизм должен быть неотъемлемой частью жизни каждой поместной церкви и вовсе не потому что мы просто вынуждены этим заниматься, а потому что любим Бога всей душой и не можем не говорить о Нем другим. Мы говорим о Нем другим, потому что Он стал для нас смыслом и содержанием нашей жизни, желая, чтобы увидели Его славу теперь и другие народы (2Кор.4:1-6). Далее – «крестя», то есть, присоединяя новообращенных к поместной церкви через крещение. И – «уча» их соблюдать все, что повелел Христос. Именно этим и занимались апостолы Д.А.2:41-47.

Во 2Тим.2:2 Апостол Павел ясно говорит своему духовному сыну и соработнику на ниве Бога: «Что слышал от меня при многих свидетелях, то передай ВЕРНЫМ людям, которые были бы способны и других научить». То, что повелел делать Христос и то, что делали по слову Христа апостолы, однажды было утеряно церковью. Конечно, на протяжении истории, были ревностные служители и живые церкви (хотя нужно признать, что никогда совершенной церкви не было), однако, если взять, к примеру, последние 500 лет, то были такие люди как Мартин Лютер, которые ревновали о том, чтобы церковь основывала все свои постулаты на Священном Писании, при этом верно его толкуя, воспитывали учеников. Позже появился Джон Весли, Ричард Бакстер, который будучи пастырем серьезно занимался воспитанием учеников, ведь именно в этом суть Великого Поручения. Джонатан Эдвардс, Джордж Уайтфилд, Чарльз Сперджен и др. Вначале 20-го столетия, когда началось пробуждение в России в аристократических кругах в Санкт-Петербурге, понимая важность воспитания учеников проходили группы по изучению Священного Писания в доме княгини Ливен и др.

Суть служения душепопечения или наставничества заключается в том, чтобы воспитать учеников Иисуса Христа, которые были бы потом и других обучить и наставить. Когда же в большей степени эта преемственность по разным на то причинам была утеряна, в церкви начали смещаться акценты с воспитания учеников на строительство молитвенных домов (хотя, нужно признать, что здания необходимы), но единственно, чем должны заниматься пастыри – это воспитанием учеников Иисуса Христа (Мтф.28:19-20; Ефес.4:11-16).

Нужно признать, что с приходом свободы слова в 90-ых, церковь не была готова к этой свободе. Пришла не только свобода, но пришел и мир в церковь, только теперь он был не плаще палача, а образованного деликатного академика, внушающего верующим, что они не могут заниматься вопросами человеческой души, по причине невежества в области новых психологических «достижений», которые начали свое триумфальное шествие даже не в конце 19 века и даже не в период Ренесанса, гораздо раньше – в Эдемском саду. На арене человеческой истории появился другой «душепопечитель» предлагающий нашим прародителям удовлетворить свои внутренние «запросы и потребности» заняв место Бога. То, что не удалось сделать некогда ему самому, теперь он пытается снова поднять бунт против Богом установленного порядка (Ис.14:13; Быт.3:1-5).

То, что появилось в конце 19 века и вырисовалось в некие «научные» данные и набрало очень сильно оборот в двадцатом столетии, захватило умы многих служителей Христовых, отдавших заботу о человеческих душах в руки безбожного гуманизма. По сути дела, нужно признать правдивыми следующие заявления:

«Церковь капитулировала перед психотерапией, и виноваты в этом не только рекламирующие свои услуги психотерапевты, но в большей мере библейские колледжи, семинарии и церкви, где психологию не только санкционируют, но и проповедуют. Пасторов и учителей, вместо подлинного исцеления души занимающихся его лженаучной психологической подменой и рекламой психоереси, должно обличать и отвергать! В равной мере в разгуле психоереси виноваты и руководители церкви, которые попустительствуют укреплению ее позиций без всяких предостережений своей пастве» (М. Бобган, Д. Бобган «Конец «христианской» психологии») 

Если пастыри, которым даровано в Господе абсолютно все необходимое для святой жизни и для ведения духовной битвы = 2Птр.1:3 и Еф.6:12-18 (как, впрочем, и всем остальным верующим), не занимаются библейским наставничеством, то церковь начинает духовно болеть, люди не будут способны решать свои духовные вопросы и не имеют силы и знаний помочь другим. Пастыри, в смирении сами должны учиться и обучать этому других. В противном случае суть их пастырства теряется и положение данное им Богом превращается в способ поклонения самому себе. Мы пастыри всего лишь слуги, рабы Христа, как некогда апостол Павел написал в своем втором послании коринфянам: «Ибо мы не себя проповедуем, но Христа Иисуса, Господа; а мы — рабы ваши для Иисуса» (2Кор.4:5).

Из-за того, что в церкви отсутствует душепопечение, возникает множество порой катастрофических неразрешенных проблем. Конфликты будут происходить, но наша задача научиться самим и учить этому других людей, решать их библейским путем. Именно в контексте делания учеников (Мтф.28:20), Христос обещал быть с нами и именно в контексте наставничества Христос сказал, что где вас двое или рое, там и Я посреди вас (Мтф.18:20

Еще одна причина, почему отсутствует библейское душепопечение – люди ориентированы на быстрые результаты. К сожалению, ориентированы порой, как сами пастыри, так и нуждающиеся в помощи. Одна из распространенных причин таких желаний — люди не хотят проникать в свое сердце, потому что это болезненно. Слово Божье иногда похоже на скальпель, оно способно принести боль, неудобство нашему «ЭГО». Пастыри не занимаются библейским наставничеством, потому что это может всколыхнуть кого-то, кто –то возмутится, чья-то семья может уйти, потому что им кто-то с любовью задал вопрос о их духовном состоянии, а им это не понравилось.  Кто-то может обидеться, возмутиться в результате чего пастырь можем впасть в искушение закрыть на все глаза. Или же впасть в другую крайность – легализм.

Простой пример: Бог посылает Иону проповедовать в Ниневию, но это его враги, Иона бежит, Бог его находит. Иона решает, что лучше умереть, нежели проповедовать. В конце концов, когда город покаялся, Иона начал испытывать депрессивное состояние. Если бы на пути Ионы попался психиатр, что бы он сказал о его поведении? «Иона, наверное, у тебя биполярное расстройство!» Но мы то знаем из Священного Писания, в чем была его проблема – его проблема была в упорстве, он больше желал смерти своим врагам, чем покаяния.  Его желание было настолько сильным, что полностью ослепило его. Его желание иметь собственный комфорт и желание своим врагам-ниневитянам было для него его богом.

Заниматься душепопечением и при этом не испытывать противостояния, — значит не заниматься им вовсе. Иногда мы пастыри, давайте признаемся самим себе, боимся этого и подобно Ионе будучи ослеплены нашим положением, нашими желаниями иметь большую церковь любым путем в ущерб истине и славе Христа, задаем неверные вопросы: Что будет с церковью если я скажу что-то этому брату, как отреагирует церковь, если я скажу правду сестре о ее… Как отреагирует ее семья и т.д. Но мы должны любить людей, и говорить им истину (Лев.19:17; Иез.3:18; Еф.4:15 и др.) Когда мы любим Бога больше всего, тогда мы будем по-настоящему любить и ближних, не упуская им возвещать всю волю Божью, как это делал когда-то благословенный Богом апостол Павел (Д.А.20:26-27)

22853348_549663042051385_2411910691715038601_n

Возможно кто-то, читая эти строки думает, что служением душепопечения должны заниматься только пастыри. Нужно признать, что в первую очередь пастыри, но не только они. К служению душепопечения призваны абсолютно все верующие, начиная, в первую очередь с пастырей (Рим.15:14). Данный текст дает ясный ответ на наш вопрос. Эти люди должны быть исполнены доброты, а это вопрос характера, как выше уже мы и говорили, какими должны быть служители. Во-вторых, исполнены всякого познания. Речь здесь идет о том, что эти люди должны понимать истину и жить ей. И, в-третьих, могут потом наставлять других верующих.

Но все начинается с нас – пастырей и должны брать пример с Иисуса Христа и Его апостолов. Эти слова должны привести нас в священный трепет, чтобы увидеть и осознать какая ответственность лежит на нас: «Посему бодрствуйте, памятуя, что я три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас» (Д.А.20:31). В послании к евреям, поощряя к послушанию членов церкви апостол, называет причину это призыва: «Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно». Так чем мы пастыри должны заниматься – печься о душах людей. С каким отношением? «Неусыпно». Это литературный прием, который называется «гипербола», то есть преувеличение для подчеркивания. Другими словами, служитель – это человек, который денно и нощно озабочен духовным состоянием своих подопечных. Какова же мотивация служения наставничества? В данном тексте – «как обязанные дать отчет».  Однажды мы все предстанем перед нашим Господом, очи Которого как пламень огненный (Откр.1:14; 2:18), чтобы дать ответ, как мы пасли ЕГО стадо, на какие пастбища мы их водили и из каких источников они пили.

Бог снабдил Свой народ всеми необходимыми ресурсами, чтобы выполнить Его Великое Поручение – сделать учеников (Мтф.28:19-20) и все для Его славы (Ин.15:8). Нам нет причины унывать, искать в разбитых водоемах ответ (Иер.2:13) и идти в этот мир за помощью, который сам лежит во зле (1Ин.5:19). Эту идея очень ясно выразили М.Бобган и Д.Бобган в своей книге «Конец «христианской» психологии»

«…В противоположность светскому пути душепопечения непорочный библейский путь имеет началом не плоды человеческой мудрости, а само БОЖЬЕ СЛОВО.

Христиане обязаны служить своим ближним дарами Божьей благодати при помощи библейских средств, так что им не пристало преклоняться перед психологическими теориями. Чтобы их склонности и стремления соответствовали Христовым, они должны помогать друг другу укрепляться в Иисусе и достигать уподобления Ему во взаимоотношениях, мыслях, словах и делах…

…Библейский Бог и Его Слово представляют собой абсолютно достаточное основание для ведения христианской жизни, среди прочего имея в виду и полное психоэмоциональное и поведенческое благополучие…»

Апостол Павел призывал верующих в Колоссах:

Посему, как вы приняли Христа Иисуса Господа, так и ходите в НЕМ, будучи укоренены и утверждены в НЕМ и укреплены в вере, как вы научены, преуспевая в ней с благодарением. Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу; ибо в НЕМ обитает вся полнота Божества телесно, и вы имеете полноту в НЕМ, Который есть Глава всякого начальства и власти» (Кол. 2:6–10)

Итак, имеем ли мы все от Бога, чтобы быть церковью соответствующей образу нашего Господа Иисуса Христа? Да мы имеем все необходимое для жизни и благочестия (2Птр.1:3). Накладывает ли это на нас ответственность? Безусловно. Нужна ли нам мудрость и все необходимые знания? Да. И все это есть во Христе Иисусе, в Котором сокрыты все сокровища премудрости и знания (Кол.2:3). Церковь Божия во Христе Иисусе имеет все!

Да благословит нас Господь быть такой церковью, которая являлась бы оздоровительным обществом, а не музеем для святых. Чтобы каждый из членов поместных церквей был учеником Христа, наставником и все это только ради одной единственной цели – славы нашего Господа, с Которым мы ожидаем встречи, дабы дать отчет, как мы выполнили его домашнее задание – ДЕЛАЙТЕ УЧЕНИКОВ! Благослови нас в этом Господь! Церковь нуждается в серьезном реформировании служения наставничества, в серьезном пересмотре вопросе делания учеников. Как несколько тысячелетий назад на горе Кармил народ стоял перед вопросом, кого им избрать, так и сегодня современная церковь стоит перед тем, чтобы сделать выбор –

«если Господь есть Бог, то последуйте Ему; а если Ваал, то ему последуйте» (3Царств 18:21)

Comments are closed.