Реформация как опыт покаяния церкви, Шайфулин Игорь

Даты, подобные Дню Реформации, невольно подталкивают нас к поиску некоторых исторических соответствий, рифмующихся с нашим временем. Конечно, не бывает полных повторений исторических событий, но исторические рифмы помогают анализировать прошлое, замечать закономерности. Это в свою очередь даёт возможность посмотреть другими глазами на своё время, да и нас в нём оценить заодно. Всё это — прописные истины, поэтому, заканчивая с таблицей умножения, вот что хочется отметить. День Реформации — это ведь не только про новый (на самом деле старый) богословский поиск, и не только про мощный цивилизационный сдвиг, который оказался теперь прочно связан с появлением протестантизма как ещё одной ветви христианской церкви. Это ещё и — возможно, даже в первую очередь — про осмысление жизни церкви. И необходимость перемен в церкви, которые невозможны без подобного осмысления и действенного покаяния.  
 

Нам уже не так важно сегодня, прибивал ли Мартин Лютер те знаменитые тезисы на какие-то двери в своём 1517 году или как-то иначе донес их до людей. Важно, что он проявил смелость и увидел свой долг в том, чтобы вынести на публичное обсуждение вопрос о роли и месте церкви в деле спасения человека. Церковь времён Лютера и в богословии, и в практическом плане оказалась в таком положении, что никак не помогала народу увидеть Бога. Наоборот, она заслоняла собой Христа и препятствовала людям обрести спасение.

Поэтому оглядываться назад и оценивать, где мы находимся, для нас не только вполне естественно, но и весьма полезно. Действительно, нам стоит не только восхищаться своим героическим, бесподобным и достойным подражания историческим путём, но и сокрушаться о своих промахах, ошибках и даже преступлениях. Увы, церковь постоянно нуждается в исправлении, так как состоит из всё ещё грешников, хоть и исповедующих Христа.

Конечно же, никто не любит копаться в своём прошлом и извлекать оттуда скелеты различной степени давности. Это больно, стыдно и, как кажется, не несёт никакой пользы. Какой в этом вроде бы смысл: было и прошло. Однако церковь, остановившаяся в таком самоанализе, возможно, спасает своё прошлое, но точно теряет будущее (см. Отк. 3:14-22). Опыт, который мы видим в Библии, показывает, что именно честный и справедливый суд над своим прошлым позволяет понять настоящее и увидеть будущее. Например, так поступили авторы 3-й и 4-й книг Царств, которые рассказали историю Израиля, чтобы показать народу, почему они сегодня оказались не под своей смоковницей, а в плену на чужбине. Без покаяния — глубокого, осознанного, детального — Божий народ оказывается неспособным встретить новые вызовы как в ветхозаветные времена, так и сегодня. Если не осмыслены прежние вызовы, то трудно ожидать, что будет понятно, как встречать новые.

Пятый всемирный съезд баптистов в г.Берлине, Август 1934 г.

Поскольку свой исторический опыт задевать всегда болезненнее, то заденем чужой. Хорошо известна трагическая история Евангелической церкви Германии во времена Третьего Рейха. Как всего 6% пасторов церкви присоединились к Барменской декларации, которая была опубликована в мае 1934 года и стала кульминационным моментом для Исповедующей Церкви. Декларация, автором которой главным образом был известный богослов Карл Барт, отвергла, как лживую, идею о том, что именно государство может и должно определять жизнь человека, заменяя собой церковь. Декларация провозглашала только Христа высшим источником власти. Как после войны в 1945 году, хоть и под давлением зарубежных церквей, но всё же было принято «Штутгартское исповедание вины», глашатаем которого стал недавно вышедший из заключения Мартин Нимёллер. Тот самый, который «когда нацисты пришли за коммунистами, я молчал…».

А вот судьба Немецкого баптистского союза в тот же период гораздо менее известна, хотя, по сути, она ещё более драматична. Немецкие баптисты с воодушевлением восприняли приход к власти Гитлера и его партии НСДАП, ведь он провозглашал себя защитником национальных интересов, народных традиций, семьи и даже запретил порнографию. Вместе с нацистским правительством, которому нужен был положительный имидж за рубежом, баптисты усиленно лоббировали проведение Пятого конгресса Всемирного Баптистского Альянса у себя на родине, в Германии. Этот конгресс состоялся в Берлине в августе 1934 года, когда уже было сложно не замечать начало антисемитской государственной кампании, когда уже государственную церковь принуждают к проведению политики нацификации и когда Барменская декларация уже стала широко известна не только в Германии, но и за её пределами. В дальнейшем при нацистском режиме баптисты также чувствовали себя достаточно комфортно: они расширили евангелизационную деятельность и выросли численно и территориально. Однако, тем тяжелее сказалось на них поражение Германии. Среди немецких баптистских пасторов только единицы нашли в себе силы признать свои грехи в пособничестве бесчеловечному режиму. Потребовалось почти сорок лет, чтобы союз баптистов Германии официально выразил своё отношение к своему прошлому. В 1984 году в Гамбурге на конгрессе Европейской баптистской федерации они озвучили своё исповедание вины:

«Распознать зло в самом начале было сложнее, чем кажется сегодня, оглядываясь назад. Несмотря на это, в то время среди нас были те, кто распознал истинную природу этого режима, кто предостерегал и мужественно противостоял несправедливости. Тем не менее, мы публично не присоединились ни к борьбе, ни к страданиям Исповедующей Церкви и не смогли более сознательно противостоять нарушениям Божьих заповедей и предписаний. Мы, Немецкий баптистский союз, постыжены тем, что часто поддавались идеологическому соблазну того времени, не проявляя большего мужества в признании истины и справедливости. Мы молим Бога, чтобы мы могли извлечь уроки из этой части нашей истории, чтобы мы могли быть более бдительными к идеологическим искушениям нашего времени».

Можно сокрушаться о том, что для раскаяния потребовалось так много времени. Но можно увидеть и другое: осознание пагубности того выбора, который сделала церковь в прошлом, и глубокое раскаяние в этом выборе всё же наступили. Именно это — самое важное. Без такого покаяния нет и не может быть созидания нового (см. Дан. 9 гл.). Перемещая фокус с других на себя, можно вспомнить, что в истории и российского евангельского движения было немало тяжелых, печальных, разочаровывающих страниц. А были ли покаяния, сокрушения, исповедания вины?

Памятные даты — не просто очередная возможность заглянуть в календарь. Это возможность воспользоваться опытом прежних поколений, ведь история Реформации в определённой степени также является историей глубокого покаяния, и те перемены, которые произошли в церкви, были как раз результатом этой справедливой оценки.

И да, это вызов для нас: способны ли мы справедливо оценивать свое прошлое, проверяя Евангелием, когда можно радоваться опыту предыдущих поколений, а когда нужно каяться за него.

Похожие статьи

Comments are closed.