Рецензия: «Христианское богословие». Дмитрий Виноградов

Неотъемлемой частью обучения студентов любого ВУЗа является чтение специализированной литературы. Это справедливо и по отношению к НББС. Существует список книг, обязательных для прочтения в период обучения. Этот список включает в себя литературу, которая помогает получить базовые знания об основных понятиях и принципах, лежащих в основе изучаемых предметов.

Одна из таких книг для прочтения – «Христианское богословие», автором которой является Миллард Эриксон. Это достаточно объемный труд. В русском издании он содержит более 1000 страниц. В своем труде автор попытался систематизировать и рассмотреть все основные темы христианского богословия. И он не только проанализировал данные темы с точки зрения классического христианства, но также привел взгляды различных богословских систем, таких как либеральное богословие, неоортодоксия и т.д. Такой подход позволяет избежать излишней самоуверенности в решении трудных вопросов, но также мотивируют к более внимательному и глубокому изучению аргументов, поддерживающих или противоречащих той или иной системе взглядов. При решении вопросов о том, какая точка зрения является более предпочтительной, автор в большинстве случаев приводит аргументы из Писания. Также, анализируя различные мнения, он показывает, к каким последствиям может привести принятое неверное решение. Например, это хорошо проиллюстрировано, когда обсуждается вопрос о непогрешимости Писания. Если Писание содержит исторические ошибки, то где гарантия, что в нем нет ошибок, относительно морали и духовной жизни? А если есть ошибки относительно последнего, то является ли оно в целом заслуживающим доверия источником истины о Боге и о спасении?

Эриксон не смог полноценно рассмотреть каждый из вопросов в пределах одной книги. Поэтому можно заметить, что некоторым темам посвящено больше внимания, а другие рассмотрены недостаточно глубоко. В одних разделах приведено достаточно аргументов, из которых естественно напрашивается очевидный вывод. Особенно это касается вопросов авторитетности, богодухновенности и безошибочности Писания. В других позиция автор основывается на результатах современных научных исследований. Например, в вопросе сотворения мира. В этом разделе автор не рассматривает значение и употребление еврейского слова, означающего «день» в первой главе книги Бытия. Для него более веским доказательством того, как Бог творил мир, являются достижения современной науки. И при этом автор даже не задается вопросом, насколько честными и непредвзятыми являются выводы, сделанные на основании этих достижений. Он придерживается мнения, что сотворение не означает шесть суток в буквальном смысле, поэтому частично поддерживает эволюционную точку зрения. Обсуждение этого вопроса становится все более актуальным среди различных представителей евангельского движения по всему миру.

На основании вышесказанного возникает вопрос, стоит ли читать эту книгу? Отвечая на него, нужно помнить, что это издание не является богодухновенной или равнозначной Писанию книгой. При чтении любой книги необходимо помнить, что мерилом истины должно быть Слово Божие, а не личные впечатления и предпочтения. Также важно помнить, что в стенах НББС студенты учатся делать выводы на основании историко-грамматического подхода в изучении Писания. Поэтому эта книга будет полезна тому, кто, зная и верно применяя основные принципы этого метода, способен оценить содержание на основе Библии.

Comments are closed.