Раздробленный протестантизм? Расселл Филлипс

Пожалуй, одно из самых сильных обвинений в адрес евангельских христиан в том, что нет единой евангельской церкви. Следовательно, когда приводится статистика о христианской церкви, то на первом месте кто-то ставит Католическую церковь (более миллиарда членов), на втором месте – Православную церковь (300 миллионов), а потом евангельские/протестантские церкви, которые в совокупности насчитывают 500-800 миллионов, их делят на разные сообщества церквей: лютеране, англикане, баптисты и т.д.

Создается впечатление, что евангельские христиане представляют собой немногочисленное, раздробленное меньшинство «сектантов», которое не имеют значения в масштабах страны или же мира.

Вообще-то любая критика полезна, даже когда она выражена неточно или же не по тем мотивам. Конечно, у евангельских христиан есть проблема с единством, кто об этом спорит.

Однако, с другой стороны, мне кажется, есть ряд немаловажных факторов, в свете которых этот вопрос выглядит совсем по-другому.

1) В христианской церкви, которая по сути является «кафолической», т.е. универсальной, есть национальные «поместные» церкви. Словосочетание «поместная церковь» здесь обозначает не поместную общину, а некую национальную автономию в рамках единой церкви. Галликанская церковь во Франции, Англиканская церковь в Англии, Скотиканская церковь в Шотландии, а на православном востоке Болгарская, Русская, Сербская православная церковь. Когда при Протестантской Реформации XVI века появились англикане в Англии, пресвитериане в Шотландии, гугеноты во Франции и реформаты в Нидерландах, то это не четыре совершенно отдельных течения, а протестантская церковь в данном национальном контексте. Соответственно, не было англикан во Франции или же гугенотов в Шотландии. К примеру, на Дортском синоде были представители всех этих национальных церквей. На сегодняшний день то, что есть объединение церквей в Бразилии или в Китае, в которое моя местная церковь не входит, не значит, что мы не можем иметь с ним общения.

2) По вероучению протестантов церкви есть «сообщества верных людей» (цитата из 39 статей Англиканской церкви), то есть церковь определяется не сверху, как централизованная структура, в которую входят местные общины; а снизу, как общины верующих по местам, которые потом общаются между собой. Такие общины по всему миру насчитывают миллионы, и каждая является полноценной церковью. Эти общины общаются друг с другом: с какой-то другой общиной ближе (например, входя в одну структуру или братство), а с какой-то общиной менее близко (например, разделяя общее вероучение или время от времени имея общение друг с другом). Но единство между этими общинами не сводится к наличию или же к отсутствию единой централизованной структуры. «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я среди них» (Мф. 18:20).

3) Если определить границы протестантизма тем, кто с кем имеет общение алтаря и кафедры, то за некоторыми исключениями, почти всеобщая практика протестантов – «открытая трапеза», то есть к участию в причастии принимаются члены всех христианских церквей. Будучи членом любой протестантской церкви, человек имеет общение с 500+ миллионами единоверцев по всему миру.

4) Как тогда понять вопрос о единстве? К какому единству стремиться? Во-первых, есть то единство, которое просто является фактом: один Господь, одна вера, одно крещение. В этом смысле все христиане всех конфессий уже имеют духовное единство. Во-вторых, есть то единство, к которому мы стремимся и приближаемся. «Доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» (Еф. 4:13). Такое единство подразумевает любовь к другим верующим (в том числе в других конфессиях) и служение им, рост во Христе, познание истины вместе с другими членами тела Христа.

Имеется ли в виду какое-то организационное единство? На сегодняшний день есть разные организации, которые объединяют множество евангельских церквей. К примеру, есть Евангельский Альянс или же Лозаннское движение. Подобно «взаимно скрепляющим связям», о которых говорит апостол, они укрепляют тело Христово. Есть и разные форумы для взаимодействия между христианами католическими, православными и протестантскими.

Наверное, у каждого есть свой ответ на вопрос о единстве. Проще всего, наверное, вариант, по которому кто-то может принудить всех остальных присоединиться к нему и всем навязать свое учение, но будет ли это «единство веры и познания Сына Божия» или просто монолитная суперцерковь? Есть единые церковные структуры, в том числе самые известные, о которых мы упоминали выше, которые, имея формальное единство, не имеют единства в евангельской истине или же в общинной жизни. Чем это лучше?

А что делать сейчас, пока еще нет единства? Это то же, что и спросить: А что делать, пока нет 100% познания Божьей истины? А что делать сейчас, пока церковь еще не свята? Что делать сейчас, пока верующие еще грешники?

Слава Богу, что Он любит Свою церковь такой, какая она сейчас есть, и не оставляет ее. Слава Богу, что она «возрастает в святой храм в Господе… и вы устрояетесь в жилище Божие Духом» (Еф. 2:21-22). Слава Богу, что, «приступая к Нему, камню живому… и сами как живые камни [устрояем] из себя дом духовный» (1Петра 2:4-5).

Похожие статьи

Comments are closed.