Псалом 28, «Воздайте Господу славу…», Виноградов Д.В.


     В Псалме 28 раскрываются важные принципы, которые должны лежать в основе нашего поклонения Богу. Изучая этот текст, мы можем увидеть, что он состоит из трех частей. Каждая из этих частей содержит отличительные фразы, позволяющие увидеть структуру этого псалма. В первых 2-х стихах троекратно повторяется призыв: «Воздайте…». В стихах с 3-го по 9-й мы встречаем фразу «глас Господень…». В оставшихся стихах подводится итог вышесказанному и употребляется имя Божие: «Господь». В первой части мы встречаем призыв воздать Господу славу и поклониться Ему в Его святилище. Вторая часть – это своеобразная мотивация, почему должно воздавать Богу славу. И в заключительной части говорится о непреходящей власти Господа и о Его особенном благословении, приготовленном для Его народа. Интересная особенность 1-й и 2-й части в том, что они оканчиваются упоминанием святилища Божьего. Это напоминание неслучайно. Оно играет ключевую роль в понимании замысла всего псалма.


     Прежде всего, необходимо понять, к кому обращен этот псалом. Очевидно, что слушателями этого гимна был Божий народ. Но в самом тексте мы встречаем обращение: «Сыны Божии» и возникает вопрос, кто это такие. С одной стороны, существует истолкование, что это ангелы. Оно основано на прочтении текста из книги Иов 1:6, где сказано, что сыны Божии предстали пред Богом и на этом совете решалась судьба Иова. Все собравшиеся тогда пред Богом не были людьми. Это были Божьи слуги, ангелы, среди которых явился и сатана. Если понимать фразу «Воздайте, сыны Божии, Богу славу» как обращение к ангелам прославлять Бога, тогда возникают определенные трудности. Во-первых, ангелы должны прославлять Бога, но можем ли мы, будучи людьми, побуждать их к этому? Они находятся в полном подчинении Богу, видят Его славу, воздают Ему должное. Во-вторых, не становится ли такая трактовка псалма оправданием практики молиться ангелам? Сначала мы побуждаем их воздавать Богу славу, а затем уже будем просить их заступнической молитвы. И в этом случае возникает опасность стать идолопоклонниками, молясь твари вместо Творца. И благочестивый Давид, праведный еврей, никогда бы не стал практиковать такую молитву.


     С другой стороны, мы должны увидеть намерения и замысел автора при написании этого псалма. К чему этот текст должен побуждать слушателей? К праведному образу жизни, который заключается в воздаянии Господу должного поклонения и почитания. Когда этот псалом учили наизусть, то текст его звучал в разуме как призыв, был напоминанием поклоняться только Господу и только Ему одному. В чем должно было выражаться сыновство народа Божия? Не в том, что они были созданы Богом или призваны быть частью Его царства, но что они в своем образе жизни были подобны Ему. Господь Иисус в Свое оправдание перед фарисеями приводил аргумент, что Он от Бога и это было видно в том, что Он творил такие же дела, как и Его Отец. Конечно, эти сыны Божии не были способны делать такие дела, которые творил Единородный Божий Сын. Но их сыновство проявлялось в послушании Божьему Закону, в исполнении Его замысла, покорности своему призванию от Бога.


     Таким образом, мы видим, что вначале Псалом 28 призывает Божий народ воздавать Богу славу и честь, поклониться Господу в Его святилище. Но это повеление не без мотивации. Весь остальной псалом становится мотивацией к этому поклонению. В стихах с 3-го по 9-й мы видим провозглашение славы Божией над творением. Бог обладает властью над силами природы, которые неподвластны человеку. Это разительно отличается от любой человеческой власти и силы. Люди в своих усилиях способны влиять друг на друга в рамках своих способностей. Частично они могут влиять на окружающий мир. Но даже сегодня, в век технологий, невозможно усмирить бурю в море, ураганы, управлять молнией и землетрясением. Это подвластно Одному лишь Богу.


     Смотря на величие Божьей силы в творении, мы можем восхищаться Богом и воздавать Ему славу. Но в чем еще особенность этого текста? Первое, это употребление фразы «глас Господень». Почему именно «глас Божий», а не Его десница или же Сам Господь? Словом Божьим создан этот мир, этим же словом этот мир существует, этим же словом он прекратит свое существование. Голос Божий намного  превосходнее, чем голос или слова любого человека, и неважно насколько человек велик. И если в этом псалме величие голоса Божьего можно сравнить с громом, бурей, ураганом, и нас это повергает в трепет, то голос Божий может звучать и по-иному. Это тот же голос, который обращен к нам на страницах Его Слова. Этот голос мы можем услышать из уст Христа. Этот голос обладает той же силою и властью, что и голос Божий, управляющий стихиями. И Бог ожидает от Своего народа благоговения не только тогда, когда Он говорит в буре и шторме, но и когда Он говорит тихо и нежно, когда мы в спокойствии читаем Писание и размышляем над Его законами. Вторая особенность этого псалма – это упоминание святилища или храма Божьего? Зачем говорится о Храме, о здании, когда великолепие природы поражает нас, приводит в трепет? Разве можно сравнивать служение в Храме и величие гор, силу моря, вид молнии? Но нужно понимать очень важную истину. Если бы Бог являл бы человеку Свою власть лишь в природе, но не открыл бы истину о Себе через откровение, то у человека не было бы возможности познать Бога и обрести спасение. Природа не говорит нам кто и какой Бог ею управляет, она не говорит нам, как Он относится к нам и чего от нас ожидает. Природа – лишь молчаливый свидетель власти и силы Бога. Поэтому когда мы слышим о святилище, мы не должны думать о нем лишь как о здании, о месте, куда нужно прийти и что-то сделать. Святилище Его – это место встречи с Ним, место, куда человек может прийти и узнать о Нем, иметь с Ним общение и обрести мир. И для народа Божьего, Израиля, возможность поклониться Богу была особенной привилегией. Они знали, кто такой Бог и как нужно жить, чтобы угодить Ему и обрести Его благоволение. Все остальные народы, смотря на природу, признавали, что есть высшая сила. Но перед ними стоял неразрешимый вопрос, как примириться с источником этой силы, кто он такой. И когда они старались угодить Богу, то всё их служение оказывалось идолопоклонством. Человек не мог и не может сам достичь мира с Богом, если отвергает Его откровение. В конечном счете, все эти усилия становятся напрасными, так как, не зная Бога, невозможно познать Его и воздать достойную Ему славу и честь.


     И когда мы читаем о поклонении Богу в Его святилище, то должны понимать, что всё величие природы – всего лишь дополнение к этому поклонению. Этот мир исчезнет, появится новый, но только те, кто поклонились Богу, воздали Ему славу и честь в Его святилище, будут вечно пребывать перед Богом.


     Последняя часть псалма описывает величие Господа на Его престоле. Он «восседал над потопом и будет восседать царем вовек». Положение Господа над потопом не только показывает Его силу над бурными водами, но и власть решать судьбу человечества. Он по справедливому Своему решению определил миру до потопа Свой суд, наказание потопом. Он показывает этим Свое отношение ко греху человека, к нечестию людей. Но Он определил и путь спасения всего человечества через праведного Ноя. Бог избрал его, чтобы спасти род людской. И это говорит нам, что Бог не только управляет природой, но и решает судьбу всего человечества. Он определяет времена и сроки существования этого мира, определяет границу или меру беззакония рода людского, за которым следует Его справедливый суд. Он же определяет путь спасения и способ избавления от греха. Он всегда обладал этой властью и никто не отнимет её у Него; никто не сможет ей противостать. И здесь мы снова видим образ святилища Божьего. С одной стороны, Он восседает на престоле как царь. С другой же стороны, в месте, где Он восседает, всякий преклонится перед Ним, потому что Он Бог. И мы видим в книге Откровение это описание. Там говорится, что перед престолом Божиим преклонится и преклоняется всякое колено. Там воздается Ему слава и поклонение. Это истинное святилище, в котором Бог пребывает вечно. Это тот «оригинал», по образу которого было устроено всякое земное святилище Божие.


     Но как Господь действует со Своего престола? Мы видим, что Он проявляет особое благоволение к Своему народу. Он, как благочестивый Царь, проявляет заботу о Своих подданных. Он дает им силу, Он благословит их миром. Когда говорится о силе, то нужно понимать, что это за сила. Это не способность покорять другие народы ради своей выгоды. Этой силой должны осуществляться замыслы Божии. И если Бог дает силу Своему народу, то её использование должно быть направлено на исполнение Его воли. Он делегирует Свою власть Своему народу. И чтобы понять, как народу нужно использовать или как применять эту силу, нужно понять, как Сам Бог использует Свою силу. Он свят, праведен и справедлив по отношению ко греху. Он милостив и долготерпелив к грешнику. Он предупреждает о приготовленном воздаянии за всякий грех. Он предлагает путь спасения и изменения, чтобы обрести с Ним мир. И это тот мир, которым Он благословит Свой народ.


     Возвращаясь к началу Псалма 28, мы должны напоминать себе, что это и наше призвание «воздавать Господу славу и поклоняться Ему в Его святилище». Бог велик! Его величие мы можем увидеть в окружающем нас мире, в Его мироздании. Но еще более великолепно то, что Он открылся нам, снизошел к нам из Своего святилища, чтобы мы имели с Ним общение. И Он не только являет Свою славу, но и дает силу исполнить Его благую волю, быть частью Его народа. Он дает вечные обетования, Он дает нам Свой мир.

Похожие статьи

Comments are closed.