Проверьте себя на «духовный инфантилизм»! Швецов П.Б.

«Я посвящу эту книжку тому мальчику, каким был когда-то мой взрослый друг. Ведь все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит».

Это фраза из посвящения к известной повести-сказке Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Действительно, мы все были когда-то детьми, но повзрослели. Мы изменились не только физически —  стали выше и сильнее, но изменилось также наше мышление и отношение к жизни. К сожалению, можно наблюдать такую картину, что некоторые взрослые остаются детьми на протяжении своей жизни по-своему мышлению и поведению.

Такое проявление детскости в поведении взрослого человека — незрелость, оно называется инфантилизм. Сейчас это даже модно, когда взрослый ведет себя в жизни как ребенок: одевается в яркую, детскую по стилю одежду, играет конструктором  Лего, в компьютерные игры, смотрит мультсериалы, читает комиксы.

Конечно, нет ничего страшного в том, чтобы поиграть с детьми, подурачиться, посмотреть мультфильм, пособирать вместе конструктор, поиграть в настольные игры. Но если это становится образом жизни человека, его ценностью —  быть ребенком,- то это уже серьезная проблема. Проблема не просто во внешнем поведении, но и в образе жизни, в отношении к ней. Такой человек уже не может принимать важные решения, как взрослый,  брать на себя ответственность и нести последствия за свои поступки.

Наибольшую опасность в христианской жизни представляет духовный инфантилизм. Это когда христианин духовно не взрослеет, а остается на уровне младенца. В вопросах доверия Богу нормально быть, как дети, об этом говорил Иисус. Но в вопросах духовного роста и понимания Евангелия – не нормально быть младенцем.

Существуют разные тесты, проверяющие уровень нашего знания английского языка, географии и т.п. А как проверить себя на духовный инфантилизм? Что значит быть духовным младенцем?

Ап. Павел предлагает нам такой тест, на примере коринфской церкви, в  которой христиане так и не вышли из своего духовного младенчества. Это глубоко печалило ап. Павла. Итак, какие диагностические вопросы нужно задать?

 

ВОПРОС  ПЕРВЫЙ:   «Как оценивают вас зрелые, живущие по Евангелию  христиане?»

Это очень важный вопрос. Чаще всего, сами себя мы оцениваем  очень высоко. Коринфяне делали также. Они считали себя сильными, мудрыми, значимыми. Относились к себе как к взрослым, духовно зрелым, но это был самообман.

Так поступают дети — неверно дают оценку себе и своим возможностям. Наверняка вы слышали такие фразы от них: «Я — взрослый, я знаю, я могу и т.п.». Они также хвалятся перед другими, теми, кто заведомо младше их : «Смотри,  какой я сильный, я поборол его», — «Так он же младше тебя на 3 года!». Я раньше думал, что отлично играю в баскетбол, пока случайно не попал на площадку, где играла городская юношеская команда по баскетболу. Тогда я понял, что совершенно не умею играть в баскетбол.

Важно понять, что самообман касается нас, когда мы пытаемся оценить себя «со своей колокольни».  Но со стороны, как говорится, виднее.

Поэтому Павел, человек зрелый, говорит: «Я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе». (1 Кор.3:1).

Коринфяне думали, что они духовные, но поступали, как плотские. «Духовные» — это значит принадлежащие Духу Святому, спасенные, имеющие отношения с Богом. Христиане, в смысле своего положения перед Богом, абсолютно духовны, — им дана новая природа от Бога.

Но на практике верующие могут вести себя как бездуховные, как те, кто не имеет Духа Святого, как неверующие, душевные люди. Такое случилось с коринфянами, так, зачастую, случается и с нами.

Заметьте, Павел не говорит о том, что они неверующие. Он называет их «братьями во Христе«. Павел не называет их «зрелыми«, но называет «плотскими, младенцами во Христе«.

Они были младенцами не по причине того, что недавно уверовали. У них не было зрелого взгляда, понимания креста, понимания Евангелия. Именно оно преображает все сферы жизни, изменяет взгляд на мир. Коринфяне «плотские» — то есть принадлежащие плоти, управляемые ею. Они не отказались от греховных мирских ценностей. Им нравился престиж, сила, мудрость, все то, что ценит этот мир. Это показывает, что у них отсутствовало глубокое понимание Благой Вести, распятого Христа. По этой причине, они неправильно относились к служению, к руководству и друг ко другу. Чтобы повлиять на них, в первых двух главах послания  Павел уделяет так много времени вопросам Евангелия. Оно — ключевая весть, фундамент жизни христианина, в нем — сила и мудрость.

Если у нас нет духовного роста, причина этого в том, что мы все еще плотские и не понимаем глубоко ценности и руководящей роли Учения Христова в нашей жизни. Если мы приняли Духа Святого, приняли весть о Кресте, от нас ожидается, что мы будем достигать зрелости. Павел побуждает нас открыть глаза на наше духовное состояние. Можно впасть в самообман, смотря на других свысока, а о себе думая, как о духовных. Так, незаметно, мирские ценности становятся превыше Евангельских.

Но каких христиан можно считать духовными, чтобы они смогли оценить мое состояние? Умные, образованные, авторитетные? Но у коринфян не было проблем с интеллектуальным развитием, они не были глупыми. Не было недостатка в учителях, их было много, и коринфяне восхищались профессиональными ораторами. Они ценили авторитеты, и даже делились на основании приверженности к той или иной партии. Проблема была не умственной, а духовной. Павел позже скажет: «подражайте мне, как я Христу» — 1 Кор.4:16. Зрелые — это те, кто поставил Евангелие в центр жизни, кто постоянно возрастает во Христе и живет, являя характер Христа. И Павел раскрывает коринфянам глаза на самих себя.

Нам тоже нужен человек, который раскроет наши глаза на наше духовное состояние. Возможно, это будет брат рядом с вами, проповедник, пастор, учитель. И важно, чтобы этот человек любил Христа и возрастал в Евангелии.

Итак, первый шаг в тесте на определение нашей духовной детскости, инфантилизма – это взгляд зрелого христианина со стороны. Как оценивают вас зрелые люди, живущие по Евангелию.

 

ВТОРОЙ ВОПРОС:  «Какую духовную пищу я ем, или какую роль играет Евангелие в моей жизни?»

Павел использует хорошо известный в древнем мире, да и сегодня, пример кормления ребенка:  «Я питал вас молоком, а не твердою пищею, ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах» (1 Кор.3:2.)

Коринфяне по-прежнему нуждаются в детском питании, хотя они думают, что они уже взрослые и им подавай мясо.

Важно заметить, что Павел не дает никаких пояснений, что относится к молоку, а что к твердой пищи. Он не говорит: «Вот Евангелие — это молоко. А учение о последнем времени (эсхатология) — это твердая пища». Он скорее указывает на отношение коринфян к Евангелию. Евангелие — это и молоко,  и твердая пища. Эта вся глубина и мудрость Божья, которая проповедуется между совершенными.

Павел не говорит о том, что «я дал вам молоко, а вот хотел бы дать твердую пищу, дать углубленное изучение, а не получается, вы плотские». Он не делит христиан на новичков низкого уровня, которые должны быть на богословской диете и элиту, которая может получить дополнительные, глубокие знания. Так было в языческих религиях, с их мистериями. То есть Павел не имеет  ввиду, что он начнет с вести о Христе распятом, а затем, после того, как они ее поняли, перейдет к более глубоким вещам. Но Павел напоминает им, что они спасены через смерть, погребение и воскресение Христа. Величественнее этой христианской истины нет ничего!

Весть о Христе распятом — это и есть молоко и твердая пища. Важно, не какое-то сверхъестественное откровение или тайное знание, важно, как вы усвоили Евангелие и живете по нему. Евангелие настолько глубокое, что мы и в вечности еще будем познавать и восторгаться  его автором — Богом,  и Его удивительным планом искупления человечества. И вот это-то коринфяне не могли понять.

Можно относиться к Евангелию, как к молоку,  и оставаться младенцем. «Ну да,  Христос умер за меня, ну да,  спасен, оправдан». Но «слово о кресте» содержит нечто большее, чем учение об оправдании. Оно говорит и об освящении тоже. Это коренное преображение христианина в образ Христа. А это значит отказ от мирских ценностей. Евангелие зовет к святости в мыслях и поступках. И вот такое понимание проповеди о «Христе  распятом» являлось твердой пищей, которой коринфяне пренебрегли. Поэтому они и оставались плотскими. Коринфяне не понимали мудрости Евангелия, не потому, что Павел скрыл от них что-то таинственное, но просто потому,  что они не могли переварить то, что он уже возвещал им, из-за их пристрастия к мирским ценностям.

То есть Павлово мясо ничем не отличается от молока. Фундаментальное отличие здесь не в разных диетах (молоко и мясо), но между истинной, полезной пищей (Евангелием), которой Павел их кормил, и синтетической пищей, которую ели Коринфяне. Их прельщали ценности этого мира, умные философы, красноречивые ораторы, а простота и юродство проповеди казались им пресными и безвкусными.

Если есть какие-либо различия между «зрелыми» и «младенцами» — это проявляется в том, как они реагируют на то же самое Евангелие, и как оно на них влияет во всех сферах жизни. И по сути, весь Новый Завет есть пояснение и применение Евангелия. Например, послание Римлянам не просто о том, как надо спасаться, а в чем именно состоит спасение. Т.е. это объяснение «глубин Божьих» и их применения в повседневной жизни.

Итак, второй шаг в тесте на определение нашей духовной детскости, инфантилизма – это то, чем мы питаемся. Какую роль играет Евангелие в нашей жизни? Осознаете ли вы, что это поистине твердая пища, которая укрепляет нас?

 

И, наконец, ТРЕТИЙ ВОПРОС: «Как вы усваиваете пищу? Каков результат питания Евангелием?»

«Потому что вы еще плотские. Ибо, если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы, и не по человеческому ли обычаю поступаете? Ибо, когда один говорит: «я Павлов», а другой: «я Аполлосов», то не плотские ли вы?»  (1 Кор.3:3-4).

Не усваивая Евангелие, как твердую пищу, коринфяне были плотскими. Это было легко определить по их образу жизни. Споры, раздоры, эгоистичные амбиции выдавали их духовный инфантилизм, доказывали их незрелость. Такой образ жизни несовместим с Христом, потому что это подражание мудрости мира.

Они нуждались не в изменении диеты, а в изменении взгляда на Евангелие. «Давай нам другие проповеди, хватит  нас Евангелием кормить»! Но как раз только Евангелие взращивает, делает христиан зрелыми, т.е. смиренными, заботливыми, доверяющими Богу. А вместо этого, коринфяне вели себя, подобно капризным, эгоистичным детям: ссорились между собою, стремились «царствовать», отвергали жизнь смиренную и жертвенную. Потому что они не понимали, что весть о «Христе распятом» предполагает не только оправдание, но и освящение.

Когда мы говорим о грехах,  мы чаще всего ссылаемся на пьянство, блуд, сквернословие, наркотики и т.п. Но плотское — это не только плохие привычки, это нечто гораздо более глубокое. Это — образ мыслей, ценности. Быть плотским — значит следовать мирской философии, человеческой мудрости, ценностям этого мира. Это значит жить с оглядкой на мир: на тех, кто влиятелен или популярен, в поисках опоры, смысла. Быть плотским — это значит принимать определения, которые дает мир, мирские мерки, мирские цели. Павел отмечает, что поступки коринфян характеризуют их, как людей без Духа, и демонстрируют только их греховную, «плотскую» природу.

Они не росли в понимании и применении Евангелия, однако считали себя «духовными».

И Павел переопределяет значение духовности. Это не духовная элита, как думали коринфяне, это люди Духа, приносящие плод Духа. А в коринфской церкви процветала плоть. Любовь практически отсутствовала в их отношениях. А место любви занимает зависть, соперничество и др. «Как хорошо он поет, мне бы так. А вот здесь он ошибся, не будет важничать». «Надо решить один важный вопрос, он меня обидел. Буду сражаться за истину, за правду Божью до смерти». «Вот это я понимаю служитель! А наш? Вот если бы я…»

Что это? «Это ребячество. Повзрослейте же, наконец! Прекратите вести себя, как дети!» Вы похожи на детей, которые капризничают, топают ногами: «Хочу эту игрушку! Я не буду с тобой играть, ты мне не друг».

Эгоизм, ссоры, разделения, зависть — это наиболее очевидные признаки младенчества. Все это следствие неспособности осознать и воплотить весть о Кресте, Евангелие в своей жизни. Ирония в том, что Коринфяне считали себя «зрелыми и духовными», а Павел говорит «вы дети и плотские». Это отрезвляет.

Зрелые христиане прощают, не завидуют, не ссорятся, не делятся. Зрелые христиане являют плод Духа. А, если люди, в которых живёт Дух Святой, поступают по-мирски, значит, духовно они незрелы.

Третий шаг в тесте на определение нашей духовной детскости, инфантилизма – это то, как мы усваиваем пищу, то есть Евангелие. Какой от него плод? Какой результат мы приносим?

Итак, одна из серьезных проблем в христианской жизни — это инфантилизм христиан, спасение без освящения. Евангелие воспринимаемое, как молоко, а не твердая пища.

Это очень опасное состояние, приводящее к упадку церкви. Давайте проверим себя на духовный инфантилизм, задав три вопроса и честно на них ответив?

  1. Как оценивают мое состояние зрелые христиане, живущие по Евангелию?
  2. Какую пищу я ем? Является ли для меня Евангелие твердой пищей?
  3. Какой плод Евангелия я являю?

Если вы дети Божии, но еще живете по мирским ценностям, то пора взрослеть, пора жить по Евангелию!

 

Comments are closed.