Преемство утешения. П.Б. Швецов

Есть такое достаточно спорное понятие в христианстве, как апостольское преемство. По учению Православной церкви, апостольское преемство предполагает непрерывную цепочку рукоположений, восходящую к апостолам, через которую происходит передача благодатного дара священства

И хотя мы, как протестанты, не придерживаемся этого учения, но в Священном писании есть преемство иного рода, преемство к которому могут приобщиться все верующие, не только священники, – это преемство утешения.

Читая отрывок 2 Кор.1:3-7, очень легко заметить, что слово «утешение» упоминается в нем десять раз. И это не случайно, Павел хочет научить нас, как правильно утешаться Богом в страданиях и передавать («преемство») это утешение другим.

Первое, о чем пишет Павел, он благословляет, то есть прославляет, Бога всякого утешения. Он указывает на Того, от Которого начинается эта цепочка утешения, это преемство. Он – единственный «Отец милосердия и Бог всякого утешения».

То есть какое бы сильное страдание вы не испытывали, у Бога утешения всегда больше, чем ваша скорбь! Он «утешающий нас во всякой скорби», т.е. не один и не два раза, а постоянно посылающий утешения. Бог – постоянный источник утешения, находящийся всегда рядом.

Важно отметить, что Павел не дает обещаний мгновенного выздоровления, успеха, он не проповедует Бога, убирающего всякую скорбь, а Бога, «утешающего во всякой скорби». Он помогает нам, но не тем, что удаляет проблемы, а тем, что дает нам силы перенести их.

Второе, Павел указывает на цель утешения от Бога: чтобы передавать утешение другим скорбящим. И здесь главную роль играет понимание цели страданий, их пользы. Верное понимание заключается в том, что скорбь дана мне не ради меня, а чтобы я утешился в ней Господом и передал утешение другим.

Чаще всего, когда приходят страдания, мы задаем вопросы: «за что, Господи?», «почему мне?». Эти вопросы ставят в центр мое «я», меня как страдальца, по сути в таких вопросах проявляется наш эгоизм. И даже, когда мы достойно проходим испытания, утешившись Господом, мы зачастую забываем поделиться этим утешением с другими христианами, подобно нам испытывающим скорбь.

Но Бог утешает нас, чтобы мы передавали утешение другим. Бог утешает нас для того, чтобы мы стали не просто утешенными, а утешителями. Божье утешение нельзя присвоить только себе, стать монополистом, единственным владельцем. Нужно быть щедрым на утешение других, потому что утешение, которое мы получили это не наше, а Божье.

Поэтому, пройдя скорби и получив утешение от Бога, христианин может помочь другому верующему, находящемуся в подобных скорбях, поделившись с ним Божьим утешением. В этом и есть суть преемства утешения.

И Бог допускает нам именно таких людей, переживающих подобные невзгоды, чтобы мы поделились с ними утешением, полученным от Бога. Мать, потерявшая ребенка и утешившаяся в своем горе Господом, лучше поймет и утешит другую мать, пережившую подобную трагедию.

И, в третьих, Павел указывает на парадоксальность христианского общения, говоря, что даже страдания и утешения у нас общие. Мы соучастники, т.е. у нас совместное обладание, как страданий, так и Божьего утешения. Все верующие, как члены единого тела Христова, связаны друг с другом, так что они вместе разделяют все содержание жизни во Христе.

Итак, как вынести пользу из скорбей, как правильно утешаться?

Во-первых, помните, Бог – источник всякого утешения, во всякой скорби. Нет такого страдания, на которое бы не хватило Божьего утешения.

Во-вторых, передавайте утешение, полученное от Бога, другим верующим. Божье утешение не должно иссякнуть на вас – делитесь им. Помните о преемстве утешения.

И, в-третьих, никогда не забывайте, что мы единая церковь Христова, и мы соучастники, как страданий, так и утешений, потому что у нас один Господь – Иисус Христос!

П.Б. Швецов

Похожие статьи

Comments are closed.