Правильное богословие, Федоткин Максим, интервью

–           К богословию в церквях относятся по-разному. С одной стороны, служителям приходится изучать этот предмет, чтобы разбираться в доктринах Библии. С другой стороны, рядовые члены церкви иногда пренебрежительно отзываются о богословии, говоря, что в нем нет необходимости. Но в любой проповеди, на любой встрече по изучению Библии, так или иначе, звучат богословские рассуждения. Как же нужно относиться к христианскому богословию?

Действительно, можно услышать мнение, что есть практики, а есть теоретики. Пасторов, дьяконов, совершающих практическое служение, обычно относят к практикам. Тех, кто занимается изучением богословия, строят какие-то концепции, относят к теоретикам, и результат их усилий порою  кажется неприменимым в жизни. Но это неправда. Любое рассуждение о Писании, выражает определенную богословскую позицию, которая, в свою очередь, ведет к определенной практике, к определенному образу жизни. Таким образом, без богословия в церкви ничего не происходит. То, насколько правильно ты веришь, будет отражаться в твоей собственной жизни. Если твоя вера ошибочна, но при этом ты думаешь, что живёшь правильно, то это заблуждение. В Писании можно найти тому множество примеров. Например, мы слышим предостережение Господа, что многих, кто к Нему обращается, Он не знает. Он их не знает, даже не смотря на то, что они когда-то изгоняли бесов Его Именем, творили чудеса, исцеляли и проповедовали. Их практика выглядела правильной. Но многим из них Он ответит, что не знает их. И причина в том, что у них было другое богословие. Их представление о Боге было неверным. Они думали о себе, что служат Христу, но на самом деле кому-то другому. Вот такой парадокс, с которым можно часто встретиться при общении с верующими. По этой причине изучение богословия должно быть одним из ключевых элементов любой христианской жизни.

Когда мы читаем 1-е послание апостола Иоанна, то в нем находим наставление о различении духов, что в контексте всего послания говорит об отношении к лжеучениям. Эти слова обращены ко всей церкви, а значит, по мнению автора, каждый верующий должен уметь различать ересь. Это, в свою очередь, говорит о том, что в церкви должно быть сформировано правильное богословие, верное представление о Боге и об остальных основных доктринах.

Наши убеждения должны быть основаны на Писании, но, к сожалению, не всегда так бывает. Богословие бывает разное. Есть христианское богословие православной церкви, есть богословии католической церкви, есть и протестантское богословие. Каждое из них строится на разных принципах, на разном фундаменте. В основании протестантского богословия лежит Священное Писание. Библия определяет всё в жизни христианина, она расположена во главе всякой доктрины. Но основная проблема, с которой мы сталкиваемся, это вопрос о том, какими методами мы можем правильно истолковать Писание. А это уже вопрос герменевтики. В зависимости от герменевтики, какую мы избираем, мы можем прийти к совершенно разным толкованиям и, как следствие, к самому разнообразному богословию. Это и стало причиной возникновения большого количество деноминации в протестантизме. Герменевтика, которую мы избираем, формирует не только наши представления об этом мире, но и о том, Кто такой Бог.

Если мы посмотрим на католиков или православных, то у них богословие больше церковное, чем библейское. В основе всего у них стоит учение церкви. У православных – предание. У католиков большую роль играет Римский папа. Именно он определяет, что можно отнести к правильному  богословию. В этом случае Библия всего лишь один из камешков в фундаменте их богословия, и не всегда он равноценен другим таким камням. Хотя Библия считается записанным Словом Бога, но порою сказанное Римским папой становится более значимым, чем Писание.

У православных большое значение имеют история церкви и предания. В ходе церковной истории некоторые догматы закрепились, а остальные были отфильтрованы. То, что осталось, считается самым значимым, важнее даже, чем записанное в Писании. Для них Библия это то, что было написано давно, но Бог продолжает действовать в церкви и дальше, поэтому и появляются новые откровения.

Все эти различия приводят к разногласиям. Сложно договориться, прийти к общим точкам соприкосновения. Протестанты будут приводить аргументы, основанные на Библии. Но православные ответят им, что нельзя использовать их православную Библию для обоснования своих протестантских позиций.

Таким образом,  мы видим, что богословие формируется теми источниками авторитета, которые положены в его основании. Если мы убираем Библию как основной источник авторитета, то возникает широкое поле для спекуляций и фантазий в области богословия. Поэтому протестантское богословие, которое основывается на Писании, это самый лучший вариант богословия. Вот этому мы и учим студентов. Библия – это основа всего. Далее мы определяем правильные методы герменевтики, правильные методы толкования. Это дает нам уверенность, что мы можем прийти к верным выводам, к библейскому богословию.

С другой стороны, это не значит, что мы знаем ответы на все вопросы. Нельзя сказать, что богословие это законченная дисциплина, где уже нет места для развития и исследований. По многим вопросам до сих пор ведутся жаркие споры. Учитывая, что богословие занимается изучением Бога, по своей природе безграничную личность, то, исходя из этого, никакими конечными человеческими концепциями невозможно описать бесконечного Бога. Подобно тому, как наука постоянно стремится к познанию истины, но не способна окончательно ее достичь, так происходит и с богословием.

–           Мы, протестанты, относимся к Библии как к авторитетному источнику познания истин о Боге. Но возникает следующий вопрос. Если Писание дано Богом, то насколько мы, люди, конечные в своем существовании и ограниченные в своем понимании, способны правильно понять Слово бесконечного и вывести из него правильное богословие?

Дело в том, что Бог написал Библию понятным и доступным для человека языком. Идеи и мысли, находящиеся в Писании, это не закодированные послания, требующие наличие правильного ключа для расшифровки. Библия называется откровением – это то, что Бог открыл человеку так, чтобы он мог понять. Поэтому здесь нет тайны. Не надо кидать кости, заниматься нумерологией, пытаться вычислить тайный смысл текстов, который будет являться самым правильным его значением. Библия написана Богом через людей на человеческом языке и понятным для других людей. Для ее толкования нужно использовать методы и принципы, используемые для понимания обычной человеческой речи. Также, как и текст любой книги мы можем разделить на абзацы, предложения, найти подлежащее и сказуемое, и таким образом  понять смысл каждой фразы, так мы должны поступать с и с Писанием. Конечно, есть спорные отрывки, но причина разногласий в отношении их значения заключается в недостатке информации относительно вопросов, обсуждаемых в них. Например, Библия ничего не говорит, откуда возникло зло. Естественно, богословы всегда пытались ответить на этот вопрос, делали какие-то предположения, но это были всего лишь догадки. Поэтому, когда мы строим какие-то концепции на основании предположений, нужно помнить, что всё может оказаться совершенно иным. Здесь от богослова требуется определённая степень смирения и осознание того, что наши выводы могут оказаться ошибочными. Именно поэтому мы изучаем не только правильное понимание, но весь спектр взглядов на тот или иной вопрос. Для этого мы рассматриваем различные ереси, возникавшие в течение истории существования христианской церкви. Так мы обретаем способность не только дать правильный ответ, но и научиться противостоять неверным взглядам на Бога. Мы изучаем причины, почему возникла та или иная ересь, почему и как она была отвергнута. Это аргументы и логические, и богословские, и библейские. Это становится хорошим фундаментом уверенности в том, что мы верно понимаем Писание и правильно верим в Бога.

Похожие статьи

Comments are closed.