Поездка в Санкт-Петербург, Генрих Э.А.

С 16 по 23 февраля 2020 года Ректор НББС Генрих Эдуард Адольфович  посетил Санкт-Петербург с целью обучения студентов вечерней формы обучения на выездной сессии по предмету «Служение пастора-2», а также для участия в служениях некоторых церквей Северной Столицы. Кроме того, 17 февраля утром он принял участие в беседе на радио «Теос» на тему: «Флирт и кокетство в церкви»,  а вечером встретился с братским Советом одной из церквей С-Петербурга, где поделился опытом служения пресвитера и ответил на вопросы братьев служителей.

Занятия со студентами проходили  с 18 по 22 февраля с 19-00 до 22-00  часов, а в субботу с 9-00 до 15-00 часов. Утром 20 февраля Эдуард Адольфович принял участие в богослужении церкви в СПХУ с проповедью на тему: «Всё великое начинается с малого», а после обеда встретился с руководством и сотрудниками СПХУ, координатором нашей семинарии и руководством С-Петербургской церкви ЕХБ на Поклонной горе по вопросу написания студентами квалификационных работ и предстоящей защиты дипломов в 2021 году. Разговор получился продуктивным и конструктивным и завершился принятием совместного протокола по дальнейшему сотрудничеству двух школ в совместном проекте. 

Генрих Э.А. со студентами в Санкт-Петербурге

Основной целью курса  «Служение пастора -2» является помощь студентам  в лучшем понимании учения  Писания о церкви и её служении, а также о роли пастора в служении церкви РС ЕХБ.  Одним из семи принципов ЕХБ является принцип «Равноправия всех членов поместной церкви».  Согласно этого принципа, в Божьих глазах все христиане – члены поместной церкви,  – равны между собой, и каждый член церкви является священником и имеет прямой доступ ко Христу через молитву и Слово Божие.

Высшим органом каждой поместной церкви является членское собрание, что и позволяет реализовывать принцип равноправия на практике. Равноправие не означает, что служители церкви, пресвитеры и дьяконы не обладают особыми правами и обязанностями. Служителей необходимо уважать. Своё уважение к ним члены церкви проявляют в послушании. Служители, в свою очередь, подотчётны членскому собранию общины.

Призвание к спасению предполагает также призвание к жизни в служении. (Еф. 2:10).  Служение — право и обязанность каждого христианина. Это призвание к служению означает, что христиане представляют собой «царственное священство» (1 Пет. 2:9). Право и обязанность христиан — «возвещать совершенства Призвавшего нас из тьмы в чудный Свой свет» (1 Пет. 2:9). Иначе говоря, все верующие должны принимать участие в служении, как Божьи священники. Для этого Бог посылает нам Святого Духа, через Которого наделяет духовными дарами (1 Кор. 12:11). Эти духовные дары используются в служении на общее благо церкви (1 Кор.12:7). Апостол Павел писал: «Каждому же из нас дана благодать по мере дара Христова» (Еф. 4:7). Дары перечисляются в 1 Кор. 12:8-10, 28-30 и Рим. 12:6-8. Все христиане должны хранить эти дары, служить ими и в вечности дать за них ответ (1 Пет. 4:10). Однако, помимо призвания к использованию духовными дарами, Бог призвал некоторых христиан к руководству церковью в качестве пресвитеров или диаконов. Призвание же это даётся   Господом особо одарённым членам церкви (Еф. 4:12). Достоинство пресвитерского служения определяется ценностью церкви, как Божьего института, в которой призваны служить пресвитеры. Стоит выделить следующие ценности:

1. Церковь — единственная организация, которую наш Господь Сам обещал создать и благословить (Мф. 16:18).

2. Церковь — место, где собираются подлинные верующие (Флп. 3:3).

3. Церковь — это самое ценное земное собрание, так как Христос искупил ее Своей собственной кровью (Деян. 20:28; 1Кор. 6:19; Еф. 5:25; Кол. 1:20; 1 Пет. 1:18; Отк. 1:5).

4. Церковь — это земное отражение небесной реальности (Мф. 6:10; 18:18).

5. Церковь, в конце концов, будет процветать повсеместно (Мф. 16:18; Флп. 1:6).

6. Церковь — это царство духовного общения (Евр. 10:22-25; 1 Ин. 1:3,6-7).

7. Церковь провозглашает и защищает Божественную истину (1 Тим. 3:15; Тит. 2:1,15).

8. Церковь — основное место духовного просвещения и роста (Деян. 20:32; Еф. 4:11-16; 2 Тим. 3:16-17; 1 Пет. 2:1-2; 2 Пет. 3:18).

9. Церковь — стартовая площадка мирового благовестия (Мк. 16:15; Тит. 2:11).

10. Церковь — та среда, в которой развиваются и созревают сильные духовные руководители (2 Тим. 2:2).

                Понимание этих истин — основа для результативного служения пастора в ней.  В церквах РС ЕХБ для обозначения руководителя общины рекомендуется использовать понятие «пресвитер» или «пастор». Для обозначения руководителя областного Объединения РС ЕХБ, рекомендуется использовать понятие, традиционное в Братстве, – «старший пресвитер». В юридических документах, учитывая сложившееся в современном контексте общества тенденции,   допустимо понятие – «епископ». Как следует из Писания и опыта церквей РС ЕХБ, в общине может быть больше, чем один пресвитер, особенно,  если церковь многочисленная. Для обозначения главного из пресвитеров мы, как правило, используем термин «первый пресвитер» или «ответственный пресвитер».

Не менее важной является задача помощи студентам научиться анализировать  формы и методы практического служения пастора в поместной церкви в вопросах,  связанных с ответственностью и ролью пастора в организации богослужебной практики в церквах РС ЕХБ и духовных обрядов и церемоний,  а также служения, которые содействуют духовному воспитанию верующих в церквах РС ЕХБ, и  вопросы церковного устройства и руководства в церквах РС ЕХБ.

Курс “Служение пастора”

В процессе обучения выяснилось, какие вопросы особенно волнуют студентов Семинарии. Это были следующие вопросы:

  • Как осуществлять служения в церкви, если нет прямого указания в Писании,  и как реагировать на современные вызовы?

  В современных условиях, рождаются служения, как реакция на вызовы общества, в котором церковь осуществляет своё служение. К таковым относятся вопросы служения среди химически зависимых людей, создание христианских браков после реабилитации, планирования семьи и рождения детей в христианских семьях. Особенно становится сложно определиться с нравственной оценкой тех или иных принимаемых решений в семьях, так как медицинские и иные технологии значительно усложнились, и это становится вызовом для пасторов в их наставлении и душепопечении молодых семей. Но, тем не менее, Священное Писание даёт верующим ответы на все вопросы, если они руководствуются библейскими принципами и страхом Божиим в практической жизни. А с этим, к сожалению,  не у всех всё хорошо. И об этом со студентами состоялся откровенный разговор.

  • Как вести душепопечение новообращённых?

Это тоже очень важный вопрос в современной церкви ЕХБ. Много сил тратится на достижение Евангелием неверующих людей и доведение их до крещения. А затем они предоставляются самим себе в дальнейшем духовном возрастании. Как говорит статистика, Россия покаялась уже несколько раз. Где же сейчас те люди, которые не только поднимали свои руки в знак покаяния, но и выходили вперёд для покаяния и молитвы перед Богом? В церквах остались прекрасные красочные фотографии, на которых изображён полный стадион, где проповедует Билли Грем. Где эти тысячи помолившихся людей через пару лет? Если новообращенным не оказать соответствующую душепопечительскую помощь и заботу, они превратятся в лжехристиан, потерявших радость спасения, пропитанных недоверием к Божьим истинам, озабоченных клубком разных проблем.

Факты, к примеру, показывают, насколько важно и актуально душепопечительство новообращенных. Исследователи затронутой проблемы душепопечения новообращённых сравнили две одинаковых по своему устройству церквей, в одной из которых было налажено душепопечительство новообращенных, а в другой оно отсутствовало. За последние пять лет из всего количества покаявшихся в этих церквах:

1) УШЛИ В МИР:

  • а) в церкви с душепопечительской практикой – каждый 10-й;
  • б) в церкви без душепопечительской практики – каждый 4-й;

2) СТАЛИ ПАССИВНЫМИ ЧЛЕНАМИ ЦЕРКВИ:

  • а) в церкви с душепопечительской практикой – таковых нет;
  • б) в церкви без душепопечительской практики – каждый 2-й человек.

  Такая ситуация ставит вопрос о серьёзном отношении к душепопечению и особенно о пресвитере-душепопечителе. Можно ли совмещать эти два призвания в одном служения? Ведь есть два фундаментальных факта в том и другом служении: пресвитер служит человеку и сам является человеком; служит спасению души и сам нуждается в спасительной силе Христа; служит строительству благочестивой личности и сам строит свою;  учительствует и сам является учеником. Личность не может раздвоиться, личность всегда есть тождество с самой собой.    Я, как пресвитер, и я, как  душепопечитель, – не два разных человека. Это трагическое разделение существует только в сфере интеллекта. Сама личность воссоединяет отдельные служения. Очень важно сохранить целостность своей личностной позиции: как  пресвитер, я остаюсь в границах   служения церкви, а будучи душепопечителем, я – прежде всего христианин.

Поэтому главным пастырским средством должна быть Благая весть о спасении, сохранение   веры в это спасение, а не запугивание адскими муками. Пастырскому деланию должно быть более свойственно преодоление зла в мире и человеке добром и любовью, нежели обличением и осуждением. Ему должно быть  свойственно попечение о спасении. Он должен помнить на основании всей истории христианства, что законченного типа праведника и грешника вообще не существует: падения возможны и с вершин святости; покаяние и возрождение всегда возможны и в тех глубинах падения, которые нам кажутся безысходными. Пастырь особенно должен помнить, что над нравственной судьбой человека царит, прежде всего, свобода. В свободе всегда есть опасность зла и греха, но в свободе же заложено и добро, которое победит. Христианство есть благовестие  свободы, которое надо существенно отличать от проповеди свободы революционной, политической и бунтарской. Это свобода духа. Поэтому пастырь поменьше должен беспокоиться о непогрешимости своего авторитета, а больше об убедительности его истины. Критерий истины в самой истине. Принудительные авторитеты не свойственны баптизму. Пастырь должен звать к свободному принятию Истины, к покорению себя бремени и игу христианской свободы.  В церквях РС ЕХБ пастырское душепопечительство – это  пастырский труд попечительства над  людьми, выражающийся как  целенаправленная, постоянная, заботливая работа с душами на общем и индивидуальном уровне (Деян.2:42, 20:31, Еф.4:11-12).  В центре пасторского труда стоят интересы бессмертной человеческой души.  Если в церкви ограничиваются только одними официальными  служениями, тогда  многие люди в ней  остаются предоставленными своим собственным проблемам. Поэтому так важен труд  душепопечения.

      Пресвитер (пастор) призван оказывать помощь людям от того, что  их  порабощает и угнетает (Ин.8:32, Пр.13:17), и его задача – помочь преодолеть проблемы духовного  роста (Гал.4:19) и направить верующего на  формирование в нём гармонии физического, душевного и духовного.

      Пресвитер должен  работать с верующими особенно  ответственно на индивидуальном уровне, давая практические уроки и формируя в них духовную  самостоятельность (Деян.1:4,14), по примеру Христа (Мф.14:22-34).

     Пресвитер, в душепасторстве  заботясь  о душе, должен  воспитать в человеке подобное  отношение его к  другим (Мф.7:12, Ин.13:14).

      Программой  пастыря должно стать  созидание в членах церкви подобие Христу (Рим.8:29, Еф.4:11-13,1Кор.2:16) и консолидация верующих и всех  видов служения.

      Душепопечение часто связано с исповедью, которая есть действие перед Богом, где служитель лишь доверенный  молитвенный свидетель кающегося (Мф.9:6,10:28, Ин.5:22,27). Пастырь вправе, в случае  серьёзного падения, удерживать покаявшегося  от дальнейших  ответственных служений, а при не подтверждении покаяния достойными  плодами, открыть грех  церкви,  чтобы  не  стать соучастником греха.

  Одним из  самых  важных служений  при душепопечении пресвитера является  посещение на дому или в больнице, и особенно умирающих. Отказ  пастыря от душепопечения свидетельствует о сползании его  служения к “наемничеству” (Ин.10:12).

3)            Как достигать мужчин и как помогать молодёжи решать семейные вопросы?

4)            Почему в настоящее время сложно организовать жизнь церкви, как общины?

5)            Как осуществлять эффективное руководство в церкви?

6)            Как выстраивать церковно-государственные отношения?

Эти и многие другие вопросы обсуждались со студентами на лекциях во время выездной сессии в С-Петербурге. Конечно, недельной сессии недостаточно, чтобы более глубоко и основательно обсудить поставленные вопросы, поэтому студентам предложено самостоятельно прочесть рекомендованную литературу, написать реферат на заданную тему и представить преподавателю для оценки.

Похожие статьи

Comments are closed.