Почему во время карантина нам нужны Песни восхождения (Псалтырь 119-133), Ричардсон А.Д.


    В это необычное время коронавирусной пандемии и всеобщего карантина христианам нужно, как никогда, укореняться в Писании.  Многие его части укрепляют нас тем, что постепенно рисуют всю величественную картину Божьего замысла во Христе. И этим нам дается твердая опора Божественной реальности под ногами. Но некоторые отдельные тексты Библии особенно впечатляют своей неожиданной применимостью к ситуации, в которой мы находимся.  В эту вторую категорию, на мой взгляд, сейчас попадает небольшая коллекция из 15-ти псалмов под общим названием: «Песни восхождения» (Пс.119-133).


    Идут споры по поводу точного значения термина «восхождение», но самое устойчивое мнение — что речь идет о восхождении паломников на гору к городу Иерусалиму на праздник.  Об обязанности ходить туда написано во Второзаконии 16:16: «Три раза в году весь мужеский пол должен являться пред лице Господа, Бога твоего, на место, которое изберет Он: в праздник опресноков, в праздник седмиц и в праздник кущей».


    Расположение этих песен внутри Псалтири вместе с их содержанием указывает на период после возвращения народа из вавилонского плена. В это время во многом восстановилась религиозная жизнь Израиля.  Евреи, рассеянные по разным местам Израиля, а также и за его пределы, приходили в Иерусалим ради поклонения Господу и для радостной встречи со своими братьями. 


    Отдельные псалмы касаются различных тем: горя, радости, страха, упования, верности Бога, пути к благословению.  Но в целом, их структура поддерживает общую концепцию путешествия из отдаленных краев в святой город к дому Господнему.  Пример тому: первая и последняя песни.  В первой мы встречаем псалмопевца, живущего в языческих краях: «Горе мне, что я пребываю у Мосоха, живу у шатров Кидарских» (119:5).  Мосох и Кидар находились в противоположных направлениях от Ханаана, на севере и на юге, но главная мысль автора состоит в том, что он живет далеко от общения с Богом и Его народом.  Но к последней песни сцена уже перенеслась в иерусалимский храм: «Благословите ныне Господа, все рабы Господни, стоящие в доме Господнем, во время ночи» (133:1). 


    Кроме этого, в двух псалмах прямым текстом упоминается хождение на праздник.  Псалом 121 начинается с приглашения: «Возрадовался я, когда сказали мне: „пойдем в дом Господень”» (121:1), а дальше читаем об Иерусалиме, «куда восходят колена, колена Господни, по закону Израилеву, славить имя Господне».  В псалме 131 вспоминают о подобном приглашении: «Вот, мы слышали о нем в Ефрафе, нашли его на полях Иарима. Пойдем к жилищу Его, поклонимся подножию ног Его.» (131:6-7).  Кроме этого, воспевание братского единства в Пс.132:1 лучше всего объясняется нахождением вместе на празднике.


    Итак, в целом коллекция рисует картину жизни верных Божьих людей в контексте паломничества.  Живя среди противоречивых реалий географически разбросанных мест, они находятся как будто на пути в храм, в средоточие центр Божьего присутствия в мире.  Там они надеются найти общение как с Богом, так и с Его верным народом.


    В этой концепции легко увидеть отражение христианской жизни. Новый завет говорит, что в этом мире мы не свои люди: «Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир» (Иоанна 15: 19).  К тому же мы не дома. Петр пишет к «пришельцам, рассеянным» (1 Петра 1:1) по миру, называя их жизнь «странствованием» (1:17).  При этом нужно признать, что христиане в храм не идут, уже сами являясь святым храмом, домом для Бога (Ефесянам 2:21; 1 Петра 2:5).  Мы можем дерзновенно входить во святилище посредством крови Иисуса (Евреям 10:19).  Но, тем не менее, в конце пути нас ждет небесный Иерусалим (Откровение 21:10-14).  Там мы ожидаем радостную встречу с Богом и Его вселенской Церковью.  Подобное понимание уже поддержало и вдохновило немало поколений христиан.


    Но маленькое отражение этой схемы мы видим еще и в сегодняшней ситуации в 2020 году.  Несмотря на опасность самого коронавируса, большинство из нас переживает это время как период оторванности от родных, друзей и, конечно же, от церкви.  Являясь членами той или иной поместной общины, мы сидим дома, разбросанные по домам и квартирам.  Общение ограничивается телефонными звонками, интернет-трансляциями и Ζοοm-конференциями.  Мы скучаем по объятиям, рукопожатиям, по возможности разглядеть тонкую мимику лица, услышать тембр голоса без зависания сети.  Одним словом, мечтаем о конце карантина и о радостной встрече с любимым Божьим народом.


    Теперь самое время христианам углубиться в «Песни восхождения», в эти красочные, сжатые псалмы с их видением жизни в ожидании праздника.  Но на что нам особенно нужно обращать внимание?  Перечислим четыре темы, которые структура коллекции особенно выделяет.


    Плач обязательно сменится радостной хвалой


    Коллекцию из пятнадцати псалмов можно разбить на три группы по пять псалмов: 119-123, 124-128, 129-133.  При таком разделении «крайние» группы (первая и третья) имеют параллельную структуру. Один из аспектов такой структуры в том, что каждая группа начинается с плача и заканчивается хвалой.  В 119 и 129 взывают к Господу (евр. кр’): «К Господу воззвал я в скорби моей» (119:1); «из глубин взываю к Тебе, Господи» (129:1).  Но в 123 и 133 Его благословляют (евр. брк): «благословен Господь» (123:5); «благословите ныне Господа … благословите Господа» (133:1-2).  И поскольку 119 и 133 идут первым и последним, эта структура повторяется на уровне всей коллекции.  Таким образом структура Песней восхождения подчеркивает, что плач обязательно сменится хвалой. 


    Но не только структура говорит об этом. Такая же мысль наблюдается в Псалме 125.  Попросив Бога восстановить Израиля, псалмопевец выражает уверенность, что «сеявшие со слезами будут пожинать с радостью. С плачем несущий семена возвратится с радостью, неся снопы свои» (125:5-6).


    Из этого нам следует вспомнить, что нынешние переживания, при любом раскладе, временны.  Есть ожидания, что коронавирус постепенно утихнет, и мы сможем снова встречаться в домах молитвы, общаться очно.  И когда в этом мы увидим исполнение того, что здесь обещает Писание, будем хвалить Господа соответственно.  Но даже если нам не доведется встретиться в этой жизни, сегодняшний плач все равно превратится в славословие при встрече в небесном Иерусалиме.


    Господь избавит Свой народ от греха, как чужого, так и собственного


    Плач, с которого начинаются крайние разделы коллекции, связан конкретно с грехом.  Псалмопевец в 119 жалуется на нечестие соседей-язычников там, где он обитает: «Господи! избавь душу мою от уст лживых, от языка лукавого […] Долго жила душа моя с ненавидящими мир» (119:2, 6).  Но к Псалму 129 появляется понимание, что грех живет не только «у них», но и в нас: «Если Ты, Господи, будешь замечать беззакония,—Господи! кто устоит?  Но у Тебя прощение, да благоговеют пред Тобою».  Беззакония, о которых идет речь, пожалуй, и личные, и национальные: Господь «избавит Израиля от всех беззаконий его» (129:8).  


    В обоих псалмах, вместе с осознанием греха присутствует убеждение, что Бог от него избавит, воздав врагам Израиля и подарив Своему народу прощение.  Как раз эта мечта о спокойной жизни верных Божьих людей без угнетающего влияния нечестивцев обрамляет центральную группу псалмов в коллекции (124-128).  Сохранность уповающих на Господа, воспеваемая в 124:1-2, реализуется в том, что «не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простерли рук своих к беззаконию» (124:3).  А в 128, несмотря на длительное притеснение Израиля ненавистниками, есть уверенность, что «Господь праведен: Он рассек узы нечестивых» (128:4).


    Проблемы периода пандемии связаны не только с риском для здоровья, чувством запертости или финансовыми убытками, но и с проявлением греха, как чужого, так и собственного.  Как и псалмопевца в Псалме 119, нас удручает нехватка истины вокруг нас. Её мы видим в противоречивых заявлениях об опасности вируса, несогласованности карантинных предписаний различных официальных органов, откровенной лжи мошенников, желающих нажиться на общем горе.  Жезл и узы нечестивых ощущаются сейчас не меньше, чем всегда.  Но и мы сами, находясь в тесных условиях с родными и близкими, тяжело перенося общую неопределенность, открываем новые грани своего греха в повышенной раздражительности, нетерпеливости, склонности к унынию и жалости к себе.


    Но Песни восхождения возвращают нас к библейскому учению о Боге, Который во Христе избавляет уповающих на Него от зла вокруг нас и от зла внутри нас.


    О нас заботится Создатель неба и земли


    Менее заметный структурный принцип  коллекции, но, тем не менее, важную тему, мы обнаруживаем в упоминании Господа как Создателя неба и земли.  Это заявление встречается три раза.  Псалмопевец ожидает получить помощь «от Господа, сотворившего небо и землю» (120:2).  Израиль, избавленный от напастей врагов, провозглашает похожую мысль: «помощь наша—в имени Господа, сотворившего небо и землю» (123:7-8).  Еще в последних словах коллекции, произносится благословение: «Благословит тебя Господь с Сиона, сотворивший небо и землю» (133:3).


    Итак, истина о Господе-Творце связана с Его помощью и благословением.  Песни восхождения дают понять, что они основаны не только на Его власти ворваться в жизнь творения и что-то изменить, но и на том, что Он это творение создал и держит постоянно.  Даже коронавирус является всего лишь частью творения, и полностью подвластен Творцу.  Мы не вправе толковать его всемирное распространение и бурный рост заболеваемости, даже среди верующих, как что-то вышедшее из-под Божьего контроля, или говорящее о сбое в Его заботе.  Помогая и благословляя Свой народ на пути к небесной встрече, Он свободно распоряжается всеми ресурсами вселенной. 


    Восторг будущей встречи


    Мы начали с того, что риторическим контекстом Песен восхождения можно считать подход верных израильтян к Иерусалиму для праздника на горе.  Соответственно, коллекция уделяет внимание не только переживаниям и утешениям, относящимся ко времени пути, но и самой цели, встрече в городе на торжестве. 


    В каждом из обрамляющих разделов (119-123; 129-133) центральный псалом из пяти выражает восторг по поводу Иерусалима как места торжества и как места обитания Бога.  В 121 паломник заявляет: «Возрадовался я, когда сказали мне: „пойдем в дом Господень”» (120:1).  Похожее волнение чувствуем в 131: «Пойдем к жилищу Его, поклонимся подножию ног Его. […] Священники Твои облекутся правдою, и святые Твои возрадуются» (131:7, 9). 


    Кроме этого, заключительные псалмы тоже передают общее радостное волнение.  Восклицание в 132:1: «Как хорошо и как приятно жить братьям вместе!» относится к тому видимому народному единству и сплоченности, которые ощущаются на самом празднике.  Образы помазания Аарона священником и благословения юга Израиля («горы Сионские») прибытием представителей севера («роса Ермонская») усиливают ощущение всеобщего блаженства.  А в этом мы должны видеть не что иное как «благословение и жизнь навеки» (132:3).  А в псалме 133, действие которого проходит уже в храме, доминирует мысль о благословении: Господа благословляют поклоняющиеся (133:1-2), и Бог—их (133:3). 


    Таким образом, коллекция мощно прославляет ценность очной встречи Божьего народа.  Многие из нас, тяжело перенося разлуку с поместной церковью, начали по-новому понимать эту ценность за последние недели и месяцы. Соответственно, встреча, когда она наступит, будет истинно радостным событием.  Но возможно, что другие из нас, наоборот, почувствовали определенные плюсы онлайн-формата богослужений и других собраний: экономия сил и времени, потраченных на дорогу туда-сюда, возможность легко устроить встречи географически разбросанных людей, и другое. Несомненно, Бога следует благодарить за технологии и за возможность их лучше освоить. Мы мудро поступим, если будем думать, как их дальше использовать для Божьей славы. Тем не менее, такое отношение к живым собраниям, какое находим в Песнях восхождения, должно нас убедить, что не стоит слишком привыкать к Ζοοm.  Наоборот, мы должны сильно желать того дня, когда вернемся в свои дома молитвы. 


    Но вместе с этим мы должны иметь еще радикальную ориентацию на будущее.  Нужно ждать не только конца карантина, но и вечности, когда встретимся лицом к лицу  со всем Божьим народом перед престолом Христа.  Как раз там радужные, волнительные образы праздника в Песнях восхождения найдут полное исполнение. 

*              *               *

Итак, пока непонятно, как долго продлится период карантина, долго еще ждать или мало осталось – будем искать Господа в Его Слове.  Читайте, конечно, всё Писание – но не обойдите стороной эти маленькие, но прекрасные псалмы для верующих в пути.

21 мая 2020 г.

Похожие статьи

Comments are closed.