Почему свиньи? Виноградов Д.В.

При чтении Священного Писания, у нас часто возникает вопрос: «Почему Бог совершает те или иные действия?» Мы пытаемся понять Его намерения и критерии, по которым Он принимает Свои решения. Это имеет непосредственное значение и для нашей жизни. Каждый христианин стремится совершать те поступки, в ответ на которые он получит благословение и одобрение от Бога. Но некоторые тексты из Библии вызывают недоумение. Для нас не всегда очевидны те или иные действия Господь. А иногда возникает сомнение в том, можно ли считать Его решения разумными. И это не только смущает, но и вызывает сомнение, стоит ли доверять такому Богу, чьи действия нам сложно объяснить.

Один из таких текстов мы находим в 5-ой главе Евангелия от Марка. Это история о том, как Господь, переправившись в «страну Гадаринскую», встретил человека, «вышедшего из гробов». Этот одержимый представлял ужасное зрелище. Он был наг, его тело было истерзано. Возможно, на руках свисали обрывки цепей или были следы от оков, которыми его пытались усмирить. Он наводил ужас на всю округу. Мы читаем, что его пытались «многократно» сковать оковами и цепями, но это не помогало. Источником его силы был «легион», множество бесов, подчинивших его своей власти. Затем мы видим торжество милости Божией и Его власти, когда Он освобождает этого несчастного от сатанинского бремени. Господь произносит: «Выйди, дух нечистый из сего человека»!  Но дальше происходит событие, которое вызывает недоумение. Мы узнаём, что Иисус «позволил» бесам войти в свиней. Бедные животные бросились с крутизны в море и погибли. При чтении этого повествования возникает множество вопросов: «В чем виноваты эти животные и почему Господь допустил их гибель? Разве не было бы более разумным отправить бесов в бездну, чтобы они не причиняли ущерба, и лишить их возможности совершать зло в дальнейшем?»

Что мы можем узнать об этих животных? Сказано, что их было «около двух тысяч», и их стерегли пастухи. Таким образом, это было чье-то стадо, это была чья-то собственность. Некоторые исследователи предполагают, что раз это были свиньи, то таким образом Господь наказал их хозяев. Согласно Закону эти животные считались нечистыми и тот, кто ими владел, нарушал Божьи заповеди. Но страна Гадаринская была областью, где жили язычники, и Закон не имел над ними власти, потому что его требования были обращены только к иудеям. Раз это было организованное стадо, то кто-то от этого получал пользу. Для пастухов, например, это была их работа, благодаря которой они могли восполнить свои нужды и нужды своих семей. Зачем было лишать их стабильного заработка?

Далее, мы понимаем, что свиньи были творением Божиим. Зачем Он позволил лишить их жизни? Разве Он не должен был заботиться о Своем творении?

У читателя может возникнуть множество других сложных вопросов. Как же найти ответ, да и стоит ли его искать? С одной стороны, такие вопросы имеют место быть. Мы не должны делать вид или обманывать себя, что нас это не беспокоит. Чем ясней для нас становится смысл Писания, тем легче нам доверять ему и жить в соответствии с ним. С другой стороны, важно помнить, что наша логика не всегда объективна. К сожалению, для поиска ответа на такие вопросы мы можем использовать те аргументы, которые в наших глазах кажутся вескими, но с точки зрения Библии в них есть огромный недостаток.

Итак, что должно лежать в основании нашей аргументации? Во-первых, мы должны вспомнить то, каким Бог открывает Себя. Мы узнаём, что Он — Творец всего. Когда Он созидал мир, то делал это не хаотично или бездумно. Его действия были осознанными и обдуманными. Далее, Он открывает Себя как Святого, Праведного и Всемогущего Бога. В Его поступках нет и тени греха, которым искажен этот мир. В его решениях нет той испорченности, которая так присуща человеку.

Что нам дает понимание и принятие этих фактов при изучении истории с одержимым? Мы должны помнить, что не только жизнь свиней, но и жизнь каждого человека в Его руке. Он дал им жизнь, и Он вправе решать, когда и как её забрать. Эти животные не принадлежали ни одному человеку, они лишь были даны им во временное пользование. Когда же пришел  настоящий Хозяин, то Он и решил, что с ними делать. Мы узнаём, что даже бесы пришли и поклонились Иисусу, потому что знали, Кто Он такой. Когда же пришли жители, а среди них, очевидно, были и владельцы этого стада, то они не выказали Господу почтения. Они упросили Его покинуть их пределы. Наверное, не стоит их упрекать в том, что они так поступили. Они не поняли, что случилось. Они могли видеть в Этом Человеке еще бо́льшую угрозу, чем в одержимом, и поэтому хотели обезопасить себя. Но мы должны понимать, что Он действительно обладает властью распоряжаться всем, что Он сотворил. И это для нас имеет огромное значение. Мы должны всегда помнить о том, что всё, чем мы обладаем, всё, что окружает нас, принадлежит Ему. Мы пользуемся благами от Него, но настанет время, когда мы дадим отчет за то, что Он дал нам во временное пользование. Кроме того, Он может в любой момент лишить нас «нашего» имущества. Такая перспектива нас не радует и даже пугает. Как теперь дальше жить с осознанием того, что мы можем потерять всё то, что нажито непосильным трудом?

Но что еще нам говорит этот текст? Мы видим проявление власти, которой обладает Господь. Он легко управляется с «легионом» бесов, которые, в свою очередь, с легкостью подчинили себе двухтысячное стадо свиней. Нам становится более понятным, какие мучения приносило присутствие бесов одержимому. Они постоянно приносили ему боль и страдания. Они разлучили его с родными, лишили возможности нормального общения с другими людьми. Животные не могли снести присутствия демонов, которые вошли в них, и бросились в море. Мы можем только предполагать, какие желания раздирали человека, когда бесы были в нем. Но Господь пришел к нему, Он дал ему свободу. Он явил Свою власть, чтобы помиловать его. И кроме того, мы понимаем, что Он не только пришел, чтобы показать Свою силу, но чтобы отдать Свою жизнь ради спасения грешников. Он использует Свою власть не для произвола, но чтобы дать благо тем, кто в Нем нуждается. Он решает те проблемы, которые неподвластны человеку. Когда мы боимся потерять то, чем обладаем, то должны вспомнить о том благе, которое Бог предлагает нам.

Какого результата достиг Господь Своими действиями? Когда мы читаем Евангелие, то видим, что основным содержанием проповеди Господа был призыв к покаянию. Он говорил народу: «Исполнилось время, и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие» (Мр.1:15). Сын явил Отца, открыл народу Его волю и передал Его слова. Но для того, чтобы народ прислушался к Его вести, Господь приложил немало усилий. Исцеления, изгнание бесов, чудесное насыщение толпы, проповедь — всем этим Иисус стремился побудить в слушателях правильный отклик. Он хотел, чтобы они задали себе вопрос о том, в каком духовном состоянии они находятся. Он побуждал их увидеть свою нужду в спасении, в освобождении от греха, за который гнев Божий вскоре разгорится на непокорных. Своим действием на берегу страны Гадаринской Он привлек к Себе внимание жителей. В конечном итоге, они пришли и увидели, что произошло. Когда пастухи увидели, что стада не стало, они были вынуждены сообщить об этом другим. Как они могли оправдаться в том, что свиней не стало? Эти события побудили жителей той страны выйти и посмотреть, что произошло. Возможно, и был другой способ, чтобы привлечь их внимание, но Господь выбрал именно этот. Когда они узнали, что произошло, когда увидели человека, который причинял им столько беспокойства и Того, Кто явил Свою власть над бесами, они должны были задать себе вопрос: « А Кто же это такой? Зачем Он пришел и чего Он ожидает от меня?»

В конце этой истории мы узнаём, что они «просили Его, чтобы Он отошел от их пределов». Он не осудил их, не стал угрожать им карой небесной. Но Он оставил им свидетеля — того, кто стал теперь свободным и способным исполнить волю Божию. Мы не знаем, кто их этих жителей покорился Богу. Несмотря на это, можно быть уверенным, что для многих произошедшие события и свидетельство бывшего бесноватого стало поводом для размышлений и переоценки своего положения пред Богом.

Таким образом, мы видим, что свиньи стали знамением для многих и поводом, чтобы встретиться со Спасителем. И хотя был нанесен материальный ущерб, эта жертва была не напрасна. Бог использует разные способы, чтобы обратить к Себе сердце человека. От нас Он ожидает правильного отклика. Когда мы признаем свою нужду в Спасителе, тогда мы позволяем Ему нас спасти. Когда мы воздаем Ему должное внимание, тогда Он вмешивается в нашу жизнь и наводит порядок. Его власть, сила Его слов неизменны, и Он желает дать нам благо, чтобы мы увидели Его действия и воздали Ему славу.

 

Похожие статьи

Comments are closed.