Письменность и написанное Слово. Герхард Рехвальд

С самой первой страницы Писания Бог показывает Свое намерение возвещать о Cебе. Наиболее повторяющееся слово первой главы книги Бытия – это слово «сказал». Глагол «говорить» обозначает действие, передачу информации от говорящего к слушающему. Слушающий воспринимает, говорящий раскрывает что-то. Есть еще и третий аспект, который очень явно представлен в первой главе: слово имеет последствия, слово вызывает событие. Говорить – это не одностороннее действие, не пустое произведение звуков. Говорить и отвечать, обмениваться информацией, это создавать активное и живое общение.

Не только Богу присуще желание общаться и сообщать что-то о Себе. Общение и передача информации являются неотъемлемым видом взаимодействия для любой личности. Человек сотворен по образу Бога и в области этих качеств. В плане общения человеку предстоит держать ответ перед своим создателем. Бог желает, чтобы человек знал своего Творца. Человек должен отвечать, потому что Бог первым обратился со Своим словом к человеку.

Общение осуществляется в самых разных формах. Бог «многократно и многообразно» (Евр. 1:1) общался с человеком. Но, несмотря на многогранность общения, одна форма особо выделяется. Библия дает особенное определение написанному откровению. Писание становится мерилом всего. Из всех способов взаимодействия Бог назначил именно записанное слово «каноном» (буквально «мерой») для человека.

Бог мог бы выбрать путь индивидуального, личного откровения для каждого вместо одной Библии для всех. Вездесущность Бога позволяет Ему везде и всюду доносить Свое откровение до каждого. Но проблема не в возможностях Бога, а в ограниченности человека. Человеку свойственно слушать или внимать только тому, что ему нравится. Величие Бога обуславливает огромный объем передаваемой информации. Даже при большом желании человеку будет трудно все запомнить. И еще быстрее человек забывает то, что считает неважным или неприятным. Такой индивидуальный подход к откровению привел бы к тому, что Бог был бы вынужден постоянно повторять старую информацию. Пока подобное повторение служит к обновлению, оно еще приносит плоды. Но в случае теоретический возможности личного откровения этот процесс сталкивается с сознательным сопротивлением человека. Грех склоняет человека к тому, чтобы по-своему толковать или искажать услышанное.

Вообще память человека не очень надежное место, чтобы хранить откровение Бога. Ведь это место находится в полном распоряжении человека. Человек любит смотреть на свое прошлое в розовом свете, поэтому и давнее откровение можно с легкостью перекрасить. На протяжении жизни в своих воспоминаниях человек быстро теряет способность отличать Божье откровение от собственных дел и размышлений.

Индивидуальное откровение несет в себе негативные последствия еще и потому, что направлено не только лишь на одного человека. Искажение и смешивание с собственными мыслями производит несметное количество разных откровений в головах человечества. Под влиянием греха единая воля Бога превратилась бы в противоречивое и взаимоисключающее корыстное мнение индивидуалистов. Люди не только спорили бы о том, кто получил истинное откровение от Бога. Их некому было бы рассудить, ведь у каждого только свое личное откровение.

Индивидуальное личное откровение совершенно не подходит Богу для достижения Его цели: чтобы все люди познали Его величие. Без устойчивого записанного слова личным откровением посредством мысли и речи можно легко манипулировать, таким же образом змей манипулировал Евой.  Бог дал человечеству прекрасный дар языка. Но для функционирования языку недостаточно только мысли и речи. Подобное употребление языка может осуществляться только в узком круге людей в течение короткого времени. А письмо увековечивает откровение Бога.

Те выводы, к которым пришло человеческое сознание, теперь возможно аккуратно зафиксировать в письменной форме уже за пределами разума отдельного человека. Письменное откровение создает объективный и общедоступный документ. Письменность всегда имела выдающееся место в культуре. Изобретение письменности всегда сопровождалось прорывом в культурном развитии. Когда у нас возникает необходимость сохранить важную информацию, мы решаем записать ее. Когда Бог пожелал открыть Свою волю человеку, Он выбрал тот способ передачи и сохранения информации, который совершенно соответствовал поставленной Им цели. Для познания Своей воли Бог не установил никаких сверхчеловеческих барьеров. Воля Божья в том, чтобы общаться с человеком, и письменность — это тот способ, который доступен и знаком человеку. Бог выбрал способ передачи информации, соответствующий уровню человека. Таким образом, такое средство общения как письменность выполняет данную функцию лучше всего. Данное средство также свидетельствует о стремлении Бога к общению с человеком, потому что Бог выбрал то, что близко и доступно человеку.

Откровение Бога в письменном виде не является лишь одним из вариантов. Необходимость и авторитет Писания – это установление Бога. С точки зрения человека можно выделить четыре качества Писания, которые показывают необходимость и преимущество письменного слова.

  1. Непоколебимость;

Сохранение откровения без искажения посредством записывания является постановлением Бога (Исх 17:14).

Устное предание подвергается изменениям и манипуляциям. Искажение исходной устной вести происходит как специально, так и неумышленно. У искажения много причин: плохая память, ослышка, ошибка при передаче. Кто-то неверно толкует весть, кто-то противится услышанному. А источник один – греховная природа человека.
Хотя Писание подвергается такому же влиянию, процесс переписывания позволяет сравнивать все существующие копии. Таким образом, возможно увидеть искажение текста в сравнении с другими текстами. Целостность записанного откровения дает возможность сравнивать и проверять истинность отдельной вести в свете всего Писания. Письмо лучше всего сохраняет откровение от человеческих недостатков и также от злого умысла грешника.

  1. Доступность;

Человек призван познавать Бога. Да это даже жизненно необходимо. Размышления о Слове Божьем – источник этого познания (Пс. 1:2). Письменное откровение дает этот источник в руки каждого желающего познавать Бога. Нечто услышанное быстро ускользает из нашего внимания. Написанное слово позволяет тщательно изучать и исследовать его (Деян. 17:11). Записанное слово не зависит от времени и места. В любое время и на любом месте читатель может снова и снова обращаться к тексту, перепроверять, читать и размышлять о нем.

Это имеет и обратное действие. Доступное слово – также настойчивое слово. Написанный текст не утихает. Он остается и лежит, как тихий свидетель, который ждет дня своего служения. Однажды написанное, благодаря своей доступности и настойчивости, нежно навязывается. Бог вводит свое откровение в память человека (Вторз. 6:9).

Чтение приносит не только личное назидание. Записанное слово так же возможно читать публично, что имеет важную воспитательную и назидательную функцию (Вторз. 31:11). Такой способ гарантирует, что каждый услышит одну и ту же весть. Подобное чтение служит к ознакомлению и напоминанию о Слове Божьем (Вторз. 17:18). Когда священник зачитывает книгу, он не может изменить текст. Чтец признает и подчиняется авторитету Бога, как автора этих слов.

Публичное и личное чтение позволяет вести не зависеть от присутствия автора (Иер. 36:5-7). Хотя верующий знает, что Писание – это Слово Бога. Но сам факт наличия слова именно в таком виде, как текст или книга, дает читателю чувство безопасного расстояния. Редко кто-то имеет смелость, и даже способность, вступать в присутствие живого Бога (Ис. 6:5). А книгу можно взять в руки и читать. На страницах Библии читатель встречает Того же живого Бога, и это как раз преимущество той доступности, которую написанное откровение имеет.

Письменное слово обеспечивает доступом к откровению Бога на любим месте и через любое расстояние. Распространение Библии, т.е. доступа к ней, – важное средство благовестия (см. также Кол. 4:16). Письменный документ может быть переведен на другие языки с сохранением исходного смысла, и это делает его еще более доступным.

Библия не связана ни с какой определенной культурой. Устная весть нуждается в человеке для ее передачи. Видение и особенное откровение несет на себе печать личности человека. Все они имеют отношение к какой-то культуре. Они являются представителями образа жизни и мировоззрения, которые влияют на восприятие или отношение к откровению среди слушателей. А текст записанного откровения, Библия, переводится на язык любого народа. Независимо ни от какого вестника, человек имеет свободный и беспрепятственный доступ к Слову Бога.

  1. Устойчивость;

Благодаря непоколебимости и доступности Писание является постоянным напоминанием и доказательством откровения Божьего (Вторз 31:19). Свидетельство письменного откровения противостоит тем, которые пренебрегают им или отвергают его. Однажды зафиксированное откровение становится твердым фундаментом во всех вопросах христианской веры – единым общим источником для всех.

Устное предание утрачивается в поклонениях после первого откровения. Всегда существует связь между первым носителем и авторитетом предания. Признание и авторитет предания падает вместе с авторитетом носителя. Поколение, которое сохраняет уважение к человеку, получившему личное откровение, и в дальнейшим относится с уважением к этому откровению. А когда о нем забывают, или возникает отрицательное отношение, также обесценивается и предание. Но авторитет Писания основан на самом Боге. Записанное откровение убирает связь между авторитетом слов и автором, потому что теперь Сам Бог выступает в качестве автора. Фиксирование откровения происходит по повелению Бога, и Бог придает написанному авторитет (ср. Иер. 36).

Получатель и носитель устного откровения умирают, даже те, которые сохраняют его наследие, умирают. А о сохранении написанного слова – Библии – заботится Сам Бог.
История христианства, и также история мира в целом, знает множество примеров людей, которые в свое время основывали различные еретические движения, базируясь на личном откровении. Смерть основателя вела к тому, что движение или исчезало, или последователи переписывали исходное личное откровение. А история Библии показывает совсем другую картину. Слово Бога не меняется и не утрачивается, сколько бы раз не пытались уничтожать Библию. Слово Бога устойчиво. Оно распространяется дальше. Бог гарант и осуществитель авторитета Писания.
Некогда записанное слово зафиксировано и неизменно. Конечно, можно это слово очень недолгое время подавлять. Но написанное слово – это не воспоминание о человеке, ничего не пропадет и не забудется. Даже если пройдут поколения, рано или поздно, книга возвратится и обнаружится вновь. Устойчивое Слово Бога говорит снова, как прежде (ср. 4 Царств. 22).

Уничтожить Писание физически не удается, и тогда нападение происходит на другом уровне. Сатана сеет сомнение в то, что написано («подлинно ли сказал Бог» Бытие 3:1). Самая большая угроза Писанию и вере последних веков и до наших дней – это высшая критика. Не зря она называется «высшей критикой Библии», а не «высшей критикой веры». При этом критика не сосредотачивается на том, что написано, а спекулирует и спорит о том, что как раз не написано. Толкователь ищет и обсуждает источники, предыстории и предания, из которых вроде бы образовался написанный библейский текст. Внимание читателя Писания перенаправляется с того, что написано, к тому, что могло бы быть написано.
Несмотря на неисчислимое количество научных трудов, которые составляли об этих мнимых текстах, все-таки записанный текст Библии стоит как свидетель Божьего откровения. Вот устойчивость Писания.

Сомневающийся обращается к нему для прояснения, верующий находит на том же месте укрепление в своей вере. Слова сохраняются для будущих поколений. Автор умирает, написанные им слова остаются. Следующие поколения имеют свидетельство того, что автор говорил (Ис. 30:8).

  1. Ясность;

Когда человек выбирает способ для передачи важной информации – то он пишет. Когда человек объясняет сложную взаимосвязь – он рисует. Откровение безграничного Бога к ограниченному человеку всегда важно и сложно, и не только из-за грехопадения. Еще до греха существовало отличие Бога от человека, отличие создателя от создания, и требовалась ясность в передаче откровения. Даже Адам нуждался в таком откровении, потому что его не способно предоставить ни творение, ни совесть. Адам узнал свое призвание и первую заповедь через ясно выраженную истину от Бога. Бог не дал ему внутреннего ощущения или видения. Бог сформулировал заповедь в ясных предложениях («заповедал…говоря» Быт. 2:16).

Если человек в совершенном, до-греховном, положении нуждался в точной истине, тем более возникает эта нужда после грехопадения. Греховный человек в помрачении своего ума зависит от ясного наставления и учения Бога.

Бог решил возвещать нам свою истину в словах, которые мы понимаем. Естественный способ – выбрать то средство, которым и мы воспользуемся: письменность. Возрождение не отменяет ограничений, являющихся последствием грехопадения: забывчивость, манипуляции, халатность и корысть, – все это продолжается и после покаяния. Сверх того, откровение Божье превосходит понимание человека. Поэтому верующий еще более нуждается в письменном откровении. Чтобы быть непоколебимым в искушениях и отдельный верующий, и церковь нуждаются в фундаменте Слова. Бог дал письменное откровение для этого (Неем. 8:8). Его ничем не заменить. Письменное откровение следует правилам того языка, на которым люди общаются, и это делает его понятным и ясным. Потому что Бог поставил Писание для того, чтобы каждый верующий достиг назначенной Богом цели (2Тим. 3:16-17).

Письменное откровение – естественный способ, который соответствует всем требованиям надежного и доступного общения. Необходимость Писания обусловлена греховностью человека. Только посредством записанного Слова Бог предотвратил злоупотребление откровениями. Бог не смог выбрать другого пути, который позволил бы возвещать откровение всем людям во все времена. Бог поставил на Писание печать Своего авторитета. Мы имеем письменное откровение в своих руках, мы можем читать его публично, мы можем излагать его истину, и это обеспечивает основой для познания и жизни по воли Бога. Без Писания человек остается без того средства, которое Бог выбрал.

Похожие статьи

Comments are closed.