Период Реформации, Хохлов И.С.

Хохлов Игорь Сергеевич преподает в семинарии курс по истории Церкви. На осенней сессии студенты изучали период Реформации. Подробно говорили о зарождении протестантизма и о его дальнейшем развитии

–              В чем особенность периода, который вы рассматриваете на этот раз?

Особенность, прежде всего, в том, что в этот период мы видим наиболее близких нам предшественников, и не только по времени, но и по учению, устройству церкви и мировоззрению. Мы можем лучше понять, почему даже после преобразований отцов Реформации и появления первых протестантских церквей в Германии и Швейцарии всё-таки возникло такое движение, как баптизм. Ключевые отличия от первых протестантов – это отказ от крещения детей, от слияния с государством, от принуждения принадлежать к какой-либо церкви.

–              Что стало причиной Реформации?

Конечно, причина Реформации – это не какой-то там протест, не «95 тезисов» Лютера и даже не сам Лютер, хотя его значение, несомненно, велико. Причин гораздо больше, и они шире – это множество изменений в обществе, связанных с новым интересом к античности (это время называют эпохой Ренессанса), с научным прогрессом, с появлением книгопечатания и со стремлением к переменам. Были причины и в самой церкви. Церковь Средневековья со многими ее проблемами и злоупотреблениями уже не могла отвечать запросам общества. Всё менялось, и церковь тоже должна была меняться, но в католической церкви не происходило должных перемен, а поэтому возникали новые церкви. Можно вспомнить один примечательный факт: папа Лев X находился на охоте, когда подписывал буллу об отлучении Лютера,  и поэтому не удивительно, что во вступлении к ней он назвал немецкого реформатора диким кабаном. Попросту говоря, ему в тот момент было не до серьезных дел, у него  имелись свои интересы.

 –             В чем положительные и отрицательные стороны Реформации?

Начну с отрицательных, а они, конечно, были. Прежде всего – неумение договариваться, принимать другую позицию, отсутствие веротерпимости. Отсюда и многие религиозные войны, жестокость. Конечно, сегодня мы оцениваем прошлое, взирая из века толерантности и свободы совести. Но 16-й век был суров и жесток, и не только в религиозном плане, достаточно вспомнить Россию эпохи Ивана Грозного и его опричнину. В Англии Генрих VIII казнил двух своих жён, а его дочь Мария вошла в историю как Кровавая Мэри. Во Франции – Варфоломеевская ночь, в Германии – Крестьянская война. Испанские завоеватели в Новом Свете нещадно эксплуатировали и истребляли индейцев. Это всё 16-й век. Поэтому и первые протестанты – дети своей эпохи. Они, к сожалению, также иногда прибегали или призывали к насилию. Примечательны слова Меланхтона, соратника Лютера, сказанные им на похоронах реформатора: «Тяжки и безмерны болезни века сего, и Бог им послал сурового врача… но суровость его была не из злобы, не из любви к ссорам, а из ревности к истине».

Но положительного было гораздо больше. Реформация повлияла на весь христианский мир и не только появлением протестантских церквей, но и преобразованиями в католической церкви, а даже, отчасти, и в православной. Кто-то сказал, что в этот период, быть может впервые, Европа была подлинно «охристианизирована», что оказало огромное влияние на общество.

Похожие статьи

Comments are closed.