Переноси скорби с радостью, Федоткин М.Г.

Что нас может радовать? В детстве мы с радостью ожидали праздников, потому что нам дарили подарки. Став взрослыми, мы радуемся, когда нам удаётся достичь желаемого результата, например, купить что-нибудь, что мы давно планировали. Нас радуют приятные известия, благоприятные прогнозы и хорошие новости. К тому же, вряд ли найдётся человек, которые скажет, что его радуют неприятности на работе, нехватка денег, болезнь, или что-то подобное этому. Тем более странно выглядит для неверующего человека призыв Библии радоваться в скорбях. Ведь когда тебе больно, неприятно, страшит неизвестность, какая может быть радость?! Однако Библия настойчиво призывает нас радоваться даже тогда, когда у нас всё плохо. Почему же нужно радоваться? В чём смысл этой радости в скорбях? Об этих и других вопросах я предлагаю сегодня поразмышлять. Давайте прочитаем 1 Петр. 1:6-9:

О сем радуйтесь, поскорбев теперь немного, если нужно, от различных искушений, дабы испытанная вера ваша оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемого золота, к похвале и чести и славе в явление Иисуса Христа, Которого, не видев, любите, и Которого доселе не видя, но веруя в Него, радуетесь радостью неизреченною и преславною,  достигая наконец верою вашею спасения душ.

Петр призывает к радости, несмотря на скорби и испытания. Для многих из нас грусть или радость связана с внешними обстоятельствами. Если всё хорошо, то мы радуемся, если плохо – грустим. Переменчивый мир не даёт нам ощутить стабильность в жизни. То, что было хорошо сегодня, может стать плохим завтра, и наша радость улетучивается, мы теряем «вкус» к жизни. А если вдруг все обстоятельства оборачиваются против нас, или в жизни всё ломается, мы легко можем впасть в депрессию, нас больше ничего не радует. Однако если наша радость связана не с внешними обстоятельствами, то всё меняется. Внутренний источник радости позволяет нам радоваться даже тогда, когда внешние обстоятельства толкают нас к печали. Такое умение радоваться, несмотря на обстоятельства, являются залогом нашего выживания в трудностях. Именно вера становится внутренним источником, позволяющим нам иметь способность радоваться в трудностях.

Радость имеет свои мотивы. Петр определяет причину для радости всего несколькими словами: «о сём» (ст. 6). Данная фраза отсылает нас ко всему записанному апостолу ранее. Поэтому фразу «о сём радуйтесь» можно перефразировать иначе: «по этой причине радуйтесь». Выше Петр писал о живой надежде, о наследстве нетленном, чистом, неувядаемом, и о спасении. Всё это становиться для нас поводом для радости, даже несмотря на то, что мы не можем всё это потрогать, но можем лишь верить. Иными словами наша радость основана не на каких-либо видимых благах или материальных ценностях. Всё это мы имеем только через веру. Именно она даёт нам возможность всегда радоваться.

Интересно, что Петр практически сразу говорит о радости именно в скорбях. И это вполне логично, потому что радоваться в благоприятных обстоятельствах умеют все. А вот радоваться в скорбях способны лишь те, кто имеет другие мотивы для радости, не зависящие от внешних обстоятельств. Саму возможность скорбей Петр связывает с искушениями. Искушения могут прийти к нам из двух источников: внутреннего и внешнего. Внутренний источник искушений связан с нашей внутренней порочностью, нашими похотями. Как пишет Иаков, мы «искушаемся и обольщаемся собственной похотью» (Иак. 1:14). Внешними источниками искушений могут стать другие люди или определённые обстоятельства. Однако не зависимо от источника любое искушение толкает нас на грех. И порою нам нужно приложить немало усилий, чтобы побороть искушение. И вот здесь есть определённый нюанс. Когда мы духовно сильны, когда у нас всё в жизни хорошо, победить искушение проще, чем, когда мы страдаем, болеем, или у нас всё в жизни плохо. Когда у нас неприятности, или мы просто устали, наше терпение убывает, нам труднее противостоять соблазну и искушению. В такие моменты нам кажется, что Бог оставил нас, что мы одни. Но это не так! Бог всегда с нами, особенно если учесть, что всё в нашей жизни происходит с Его ведома и находится под Его контролем. Петр так выразил эту мысль: «поскорбев теперь немного, если нужно». Слово «теперь» намекает на то, что состояние скорби относится только к настоящей жизни, оно не затрагивает будущей жизни с Богом на небесах. Ощущение временности страданий усиливает и следующее слово «немного». Благодаря этим словам мы можем быть уверены, что страдания не будут длиться вечно. Однако этими словами Петр не обещает, что страдания будут кратковременны. Они могут длиться всю жизнь, но, в конце концов, всё равно прекратятся с переходом в вечность. Иными словами, скорби непродолжительны по сравнению с будущей славой, но они могут длиться всю жизнь.

Фраза «если нужно» побуждает нас задаться вопросом: «Кому нужно?». Нужно ли это нам? Вряд ли. У нас и так достаточно проблем, чтобы искать ещё дополнительные трудности. Правда, бывают такие люди, кто утверждает, что ты не можешь быть истинным христианином, если не страдаешь. И если вдруг всё в жизни хорошо, то нужно срочно найти или создать повод для страдания. В истории христианской церкви есть множество примеров, как люди в попытках заслужить Божье благоволение, подвергали себя многим лишениям, обрекая себя на страдания. Например, были так называемые столпники – люди, жившие на «столбах». Всё пространство для их жизни ограничивалось небольшой площадкой, размещенной наверху этого столба. Они не работали, и, как следствие, не имели никакого дохода. Всё, чем они питались, было пожертвованием людей. Они не мылись, и уже совсем не трудно догадаться, как они справляли свои физиологические потребности. Зачастую на их теле возникали гноящиеся раны, где заводились черви. И вот, испытывая такие страдания, они служили Богу. Существует история о том, как один их таких столпников поднял червя, упавшего из его раны, и положил его назад на рану со словами: «Питайся тем, что тебе дал Господь». Подобных историй много, но всё равно возникает вопрос: «А действительно ли Бог хотел, чтобы страдания были именно такими?» Не получалось ли так, что сам человек определил себе страдания, какие он должен был перенести, чтобы стать угодным Богу! И это важный вопрос. Мы склонны считать, что своими делами сможем завоевать Божье расположение, Божье благоволение. К сожалению, для подобных людей, это неверный взгляд. Бог благоволит к нам не из-за наших дел, которые мы совершаем или не совершаем. Бог благоволит к нам из-за Иисуса Христа, умершего за нас! И никакие наши дела не способны что-либо прибавить к совершенному ради нас Христом. Поэтому фразу «если нужно» следует понимать как: «если нужно Богу». В противном случае мы превращаем Бога в идола, считая, что совершением добрых дел, перенесением скорбей, или неделанием злых дел мы добьёмся Божьих благословений.

Если нужно Богу, то в нашей жизни обязательно появятся скорби. Просто в какой-то момент Бог уберёт Свою защиту от нас и допустит, чтобы зло коснулось нас, как Он это сделал однажды с Иовом. Важно понимать, что скорби и страдания не приходят к нам просто так. Они не являются результатом судьбы или безличных сил природы. Напротив, они всегда запланированы Богом. Даже последствия наших грехов мы пожинаем не всегда, а только тогда, когда это решено Богом. Почему? Потому что каждая скорбь и каждое страдание имеет определённую цель, которой Бог желает достичь в нас. Нам важно понять и запомнить это! Не стоит, видя страдающего христианина, тут же обвинять его в грехах, за которые, возможно, Бог его покарал. Так мы лишь уподобляемся друзьям Иова, ничего незнавших о причинах его страданий. Стоит лучше помолиться за брата или сестру, чтобы Бог достиг нужного Ему результата в их жизни этими страданиями.

Каких же целей Бог желает достичь в нас через страдания? Петр даёт ответ в 7-м стихе. Прежде всего, он сравнивает веру с золотом. Подобно тому, как золото подвергают переплавке для его очистки от примесей, Бог через испытания и скорби очищает нашу веру, делая ее более совершенной и безусловной. Нам легко доверять Богу и следовать за Ним, когда у нас в жизни всё хорошо. Но может случиться так, что с наступлением трудностей, мы перестаём ощущать близость Бога к нам. В такие моменты нам нужно учиться полагаться на Бога без каких-либо условий, не требуя от Него никаких знаков и знамений (как иногда мы поступаем) для подтверждения Его благоволения к нам. Помните, что наша христианская жизнь основана не на видимом, а на вере. Вера как раз имеет дело с тем, что не видимо, или ещё не стало видимым, т.е. не осуществилось. Проходя через испытания и трудности, мы учимся доверять Богу в самых различных обстоятельствах, так мы приобретаем опыт жизни с Ним. Именно этого желает от нас Господь. Он желает менять нас, делает нас способными быть верными Ему независимо от обстоятельств, чтобы ничто в нашей жизни, ни хорошее, ни плохое, не отвратило нас от Него. Вспомните притчу о сеятеле. Многие слышат Слово Божье, но многие ли в итоге приносят достойный плод? У кого-то нет корня, чтобы их вера могла нормально расти. Это выявляется через страдания и испытания. Кто-то следует за Богом лишь временно, пока ему это выгодно. И такие людей тоже выявляются через испытания и трудности. Бог желает нас научить, что в этом мире нет ничего, что могло бы сравниться по ценности с Его дарами и обетованиями. Именно их мы должны по-настоящему ценить и к ним стремиться.

А теперь давайте каждый взглянем на свою жизнь. Действительно ли мы ценим то, что даёт нам Бог. Согласитесь, что большинство наших ценностей по-прежнему связано с этим миром. Мы ценим деньги, машины, власть. Мы стремимся к свободе, считая, что свобода это возможность делать, что хочешь и без каких бы то ни было последствий. Интересно, что общество, рьяно отстаивающее своё право выражать личное мнение по любому вопросу, так преследует и не приемлет христианское мировоззрение, нарушая тем самым свои собственные законы и, по сути, обесценивая свои взгляды. К сожалению, многие христиане по-прежнему живут мирскими идеалами и строят свою жизнь по мирским принципам. Вот от таких «примесей» Бог и желает избавить нас и нашу веру. Поэтому Он проводит нас через испытания, скорби и трудности, чтобы мы могли понять ничтожность мирских идеалов и ценностей и, отказавшись от них, начать жить по Божьим постановлениям, ценить то, что ценит Он. И Бог не отступится. Он доведёт своё дело до конца. В этом мы с вами можем быть уверены. Однако у этих испытаний есть цели, устремлённые в будущее, их Петр обозначил тремя словами: «похвала, честь и слава» (ст. 7).

Бог ожидает от нас победы в испытаниях, потому что, побеждая, мы даём Богу повод для похвалы. Мы радуемся, когда наши дети оправдывают наши ожидания. Подобно этому и Бог радуется, когда мы успешно проходим через трудности. Он хвалится нами подобно тому, как Он хвалился Иовом в первых главах книги Иова. И мы будем иметь похвалу от Него, когда предстанем перед Ним. Как об этом пишет Петр: «в явление Иисуса Христа», – т.е. когда Он будет явлен нам. И хотя в глубине своей души мы понимаем, что хвалить нас не за что, всё же похвала Бога будет  истинной и подлинной, хотя и не заслуженной.

Слово «честь» мне напоминает времена, когда люди ценили собственное достоинство, старались оградить себя от порочащих их слухов. Как сильно то время отличается от нашего времени, когда бесстыдство и распущенность возводится в ранг нормы! Честь – это определенное внутреннее качество, внутреннее состояние, достойное уважения, то, чего так не хватает современной элите и гламурной тусовке. По отношению к христианам Бог желает, чтобы они не только совершали поступки, достойные похвалы, но и делали  их с правильными мотивами, также достойными похвалы. Люди в мире делают много добрых дел, или точнее они думают, что делают много добрых дел. Но если наши дела не вдохновлены Евангелием и любовью ко Христу, то они изначально не могут быть названы добрыми с точки зрения Бога. Такие дела сделаны с неверными мотивами. В них нет чести. Если кто думает, что добрые дела нужно делать, чтобы загладить свои грехи, или заслужить Божье благоволение, или доказать свою веру, то он ошибается. Всё это – неправильные мотивы. Исполнение добрых дел должно стать естественным проявлением нашей веры. Добрые дела в этом мире не являются способом достижения Божьего благоволения. Они являются способом проявления Божьего благоволения. В этом огромная разница. Именно она отличает добрые дела с точки зрения Бога от добрых дел с точки зрения человека. Проверяйте свои мотивы, руководствуйтесь верными, чтобы ваши добрые дела действительно были достойны похвалы.

Третья цель испытания – слава. Слава – это неотъемлемая часть Бога. Всё, что происходит в этом мире, делается для славы Божьей. Слава всегда присутствует там, где есть Бог. Таким образом, слава – это личное присутствие Бога. И здесь апостол Петр говорит о славе по отношению к нам. Бог желает, чтобы мы были очень близки к Нему. Эта близость приобретается через искушения и испытания. Иначе нам не избавиться от наших неправильных представлений. Иначе мы не научимся ценить то, что ценит Бог по-настоящему. Бог предлагает нам вечную жизнь – жизнь рядом с Ним. Для этого Он и трудится над нами, меняет нас до такой степени, чтобы мы действительно были способны находиться в Его присутствии. Страдания, искушения, скорби, трудности, болезни – вот тот неполный перечень инструментов, с помощью которых Бог очищает нас от всего для Него неугодного и превращает нас в Своих детей, подобных Иисусу Христу. Этот процесс длится всю нашу жизнь. Жизнь христианина – это не жизнь без трудностей и проблем. Библия учит, что верующий обязательно будет проходить через скорби, но этим всё не ограничивается. Наша жизнь наполнена не только скорбями. Как мы уже поняли, скорби, искушения преследуют великую и благую цель. Именно это даёт нам возможность радоваться в скорбях. Не сами трудности и болезни приносят нам радость (мы не мазохисты), но вера, позволяющая нам проходить через всё это с упованием на Бога. И мы не одиноки на этом пути. Христос находится рядом с нами, хотя Он и невидим для нас сейчас. Именно любовь к Иисусу даёт нам силы преодолевать все трудности и искушения. Мы любим Его, как пишет Петр, хотя и не видим, и не видели Его. Христос назвал блаженными тех, кто, не видев Его, уверует в Него. Он говорил о нас с вами. Мы поверили в Него, мы любим Его, и это даёт нам возможность радоваться другой радостью, отличной от радости этого мира. И если к нашему не видению добавится какая-либо скорбь или искушение, то ничего не изменится. Наш источник радости не зависит от внешних обстоятельств. Он – внутри нас. Это наша вера, укрепляемая Самим Богом, чтобы мы достигли цели этой веры – спасения. Современные люди могут неправильно понять фразу «спасения душ», как если бы Петр говорил только о спасении нашей нематериальной субстанции. Слово «душа» здесь относится ко всему человеку и является ссылкой на всю жизнь человека. Мы знаем, что, несмотря на нынешние страдания, мы увидим Иисуса Христа, когда Он явится, и будем наслаждаться Им вечно. Именно в этом заключается суть нашего спасения. Это – жизнь с Богом, Которого мы не видим, но любим, Который дорог нам, и Которому дороги мы. Христос не просто показал нам пример того, как нужно жить. Но Он также дал нам способность жить такой жизнью, даровав нам Духа Святого, Который укрепляет нашу веру, научает и обличает нас. Поэтому переносите скорби с радостью, взирая на то великое и славное будущее, приготовленное  для нас Богом.

Похожие статьи

Comments are closed.