Основание для христианского общения, Жук Марк

Практически каждый воцерковлённый верующий в Иисуса Христа знает время начала и окончания воскресного собрания. Например, в церкви, в которой я являюсь пастором, воскресное богослужение начинается в 11:00 и заканчивается примерно в 13:00. Но будет неверно думать, что общение верующих продолжается всего два часа, с одиннадцати до часу.

Инструмент, данный Богом

Читая книгу Деяния Святых Апостолов, мы видим, что первая церковь постоянно пребывала в общении (Деян. 2:42). Это значит, что мы должны относиться к общению верующих как к очень важной составляющей христианской жизни каждого человека и поместной церкви в целом. Церковь, собираясь вместе, не только молится, поёт, изучает (или проповедует) Писание, причащается и т. п., но ещё и общается. Общение — это важная часть церковного собрания, на которую пасторам необходимо обратить внимание.

Общение — это инструмент, данный Богом церкви, который помогает нам духовно возрастать в уподоблении Христу. Если общение действительно является таким инструментом, то нам, пасторам, необходимо обратить внимание на то, каким является общение в наших церквях, помогает ли это общение достигать цели, поставленной Богом для церкви – полного возраста Христова (Еф. 4:11-16).

В этой статье, опираясь на текст Священного Писания Еф. 4:25-32, мы посмотрим, что является основанием для христианского общения, из чего оно состоит и как необходимо достигать такого общения в церкви.

Общение – следствие познания Христа

25-й стих 4-й главы послания к Ефесянам начинается с союза «посему», тем самым показывая нам, что христианское общение — это следствие чего-то важного, описанного выше. В 20-м же стихе апостол говорит: «Вы не так познали Христа», то есть основанием для христианского общения является познание Иисуса Христа.

Через познание Иисуса Христа мы получили усыновление и стали частью Божьей семьи (Еф. 1:5).
Через познание Иисуса Христа мы сделались наследниками (Еф. 1:11).
Через познание Иисуса Христа мы запечатлены Святым Духом (Еф. 1:13).
Через познание Иисуса Христа мы, некогда чужие друг для друга, стали близки (Еф. 2:13).
Через познание Иисуса Христа мы стали согражданами святым и своими Богу (Еф. 2:19).

«Обречённые» на общение

Познав Иисуса Христа, мы стали частью одной церкви, которая является Божьей семьёй. Если же мы — члены одной семьи, то мы «обречены» общаться друг с другом, причём общаться не только здесь, на земле, но и в вечности со Христом.

С одной стороны, эта «обречённость» может нас пугать. С другой стороны, апостол показывает, что познания Иисуса Христа и присоединения к Божьей семье уже достаточно для того, чтобы иметь здоровое христианское общение.

Печальный опыт

К сожалению, многие верующие не понимают этой истины, потому избегают христианского общения. Прежний опыт общения с людьми, который они имели до познания Христа, говорит им, что построить хорошие отношения с людьми невозможно. В своей жизни мы испытали множество предательств, обид, конфликтов и недоверия.

С таким багажом сложно поверить, что возможны отношения, построенные на любви, доверии и радости. Но такое общение возможно, потому что центром христианского общения является Сам Христос, и если мы познали Его, то этого уже достаточно, чтобы начать общаться.

 Общение — это не просто восполнение нашей потребности поговорить, но ещё и площадка для духовного роста, ведь так мы становимся ближе ко Христу. Задача каждого пастора и каждого члена церкви — развивать общение со своими братьями и сёстрами, возрастая во Христе.

Слагаемые христианского общения

Как писал поэт Вадим Шефнер, «словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести». Но общение — это, конечно, не только слова. Обратимся к тексту Священного Писания Еф. 4:25-32. Из него видно, что христианское общение состоит из слов, эмоций и дел. Давайте посмотрим на каждую составляющую отдельно.

 «…отвергнув ложь, говорите истину…»

 Бог даровал человеку уникальную способность, которой лишён весь остальной животный мир — мыслить и разговаривать друг с другом. Когда при строительстве Вавилонской башни Бог смешал людям язык (Быт. 11:7), люди перестали понимать друг друга и потому не смогли общаться друг с другом. Этот пример показывает, что без понятных и наполненных смыслом слов людям невозможно не только общаться, но и достигать чего-либо, ведь наше общение должно приводить к определённому результату.

 Апостол Павел говорит: «Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу «(Еф. 4:25), а также: «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим» (Еф. 4:29).

 Находясь в общении друг с другом, нам необходимо обращать внимание на то, что мы говорим и как говорим.

1. Говорите друг другу правду и только правду

Говорить друг другу правду — это значит не говорить лжи. Банальное утверждение, о котором нам нужно напоминать себе постоянно. Мы живём в обществе, наполненном ложью. Нас обманывают в магазинах и на рынках. Люди обманывают государство, не платя налоги. В бизнесе присутствует «двойная» бухгалтерия. Школьники и студенты списывают на экзаменах. Люди обманывают, когда им выгодно и когда им невыгодно. Весь мир переполнен обманом, но именно здесь христиане должны жить по правде. Мы познали Христа, поэтому не должны говорить лжи друг другу.

К сожалению, иногда христиане забывают об этом и уподобляются миру, вместе с которым не платят налоги, дают взятки и подделывают документы, например, покупая справку в бассейн или справку о вакцинации от COVID-19. Логика их проста: все так живут, по-другому жить невозможно. Но Павел говорит: «Вы не так познали Христа! А потому отвергните ложь!».

Говорить друг другу правду — это значит не избегать правды. Кто-то сказал: «отношения требуют времени и правды». В церкви не будет хороших отношений, если верующие боятся говорить о своём личном грехе и обличать в грехе другого.

Мы хорошо знаем тексты, которые призывают нас быть открытыми, и при виде греха — идти и обличать брата или сестру (см. Мф. 18:15; Гал. 6:1-2). Но мы не хотим применять эти тексты. Мы думаем: «если я промолчу и ничего не скажу брату/сестре о его/её грехе, то так будет лучше». Но Иисус считает, что для согрешившего человека будет лучше, если вы подойдёте к нему и скажете правду о его грехе. И это тоже часть христианского общения!

Апостол Павел называет причину, по которой мы должны говорить друг другу правду – потому что мы члены друг другу. По сути, Павел возвращает нас к мысли о том, что мы — одна семья, а если так, то должны говорить друг другу правду и только правду!

2. Говорите друг другу только добрые слова

Рассказывают, что во время пробуждения в Уэльсе уверовал один шахтёр. На следующий день, когда он пришёл на работу, лошадь отказалась его везти, потому что обычно шахтёр обрушивался на неё матом и только после этого лошадь понимала, что пора тронуться с места.

Гнилые слова переполняют речь неверующего человека: ругательства, мат, пошлый юмор и т.п. Все эти слова производят разрушительное действие как на самого человека, так и на общество в целом. Призыв апостола Павла прост — пусть ни одно гнилое слово не срывается с ваших уст, но только доброе, для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим.

Слово «назидание» буквально переводится как «строительство». Гнилые слова не строят, а разрушают. Добрые же слова говорятся всегда к месту и становятся благословением для слушающих. Более того, эти слова приносят благодать слушающим. Ту же самую мысль апостол Павел выражает в послании Колоссянам следующим образом: «Слово ваше да будет всегда с благодатью, приправлено солью, дабы вы знали, как отвечать каждому» (Кол. 4:6). Слово с благодатью — это слово, приносящее радость и благословение.

Итак, христианское общение состоит из слов, но в этих словах должна быть правда и только правда, они должны быть добрыми, передающими назидание и благодать.

«…солнце да не зайдёт во гневе вашем»

Наше общение не ограничено только лишь словами. Мы говорим друг другу слова, «заворачивая» их в эмоции. Более того, мы не только эмоционально говорим, но также и эмоционально слушаем. Например, когда мы читаем чьё-то сообщение в мессенджере, мы можем допустить ошибку, вкладывая свои эмоции в написанные слова. Результатом такого чтения становится неверное восприятие информации.

Бог создал человека эмоциональным: Адам эмоционально воскликнул, увидев Еву (Быт. 2:23), Иисус Христос выражал Свои эмоции, сталкиваясь с трудностями на земле (Ин. 11:33-35). Однако, грехопадение отрицательно сказалось на наших эмоциях; уже в четвёртой главе Бытия мы видим эмоции Каина, вызванные грехом, находящимся в его сердце (Быт. 4:3-7).

Эмоции в нашей жизни есть и будут, и относительно них Павел даёт несколько советов:

  1. Контролируйте свои эмоции. «Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдёт во гневе вашем» (Еф. 4:26). В этом стихе Павел говорит о двух ограничениях: ограничение, связанное с грехом, и ограничение, связанное со временем. Будьте внимательны и не допускайте греха, когда вы эмоциональны, но если же вы всё-таки допустили грех, то сделайте всё возможное, чтобы как можно скорее остановить свой гнев и покаяться.
  2. Не давайте места дьяволу. Здесь Павел показывает, почему важно контролировать эмоции: дьявол может воспользоваться этой ситуацией в своих целях. Именно поэтому Павел также напоминает о Духе Святом, Который живёт в нас: «не оскорбляйте Святого Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления» (Еф. 4:30). Когда мы не контролируем свои эмоции, грешим и даём место дьяволу, тогда Дух Святой печалится и огорчается, что мы не повинуемся Ему.
  3. Удалите все неправильные эмоции. «Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас» (Еф. 4:31). 

Некоторые эмоции нужно контролировать, а от некоторых эмоций необходимо избавиться навсегда. В этом списке — раздражение, которое живёт внутри нас, ярость, которая является следствием раздражения, гнев, который имеет корни глубоко в сердце, и крик, который происходит при ссорах.

Как от этого избавиться? Павел говорит об этом, давая следующий совет: «…но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас» (Еф. 4:32). Смысл этих слов заключается в том, что мы не сможем стать добрыми, сострадательными и прощающими друг друга до тех пор, пока мы не осознаем, насколько добрым, сострадательным и прощающим является Бог во Христе по отношению к нам самим. Павел возвращает нас к Евангелию, чтобы мы напомнили себе о Божьей доброте, сострадании и прощении. Мы этого не заслужили, но получили по благодати Божьей, поэтому и изменения в нашей жизни, в наших словах и эмоциях мы можем получить точно так же, уповая на Божью благодать, которая была явлена в Иисусе Христе.

Мы не способны стать другими, но Бог, простивший нас благодаря Иисусу Христу и давший нам Духа Святого, способен изменить каждого из нас.

«…будем делать добро всем»

Христианское общение состоит из дел. Мы не будем сейчас много говорить об этом, так как служение друг другу — это отдельная тема. Однако давайте посмотрим на Еф. 4:28 и отметим важный факт о христианском общении: правильные слова и эмоции завершаются правильными делами.

«Кто крал, вперёд не кради, а лучше трудись, делая своими руками полезное, чтобы было из чего уделять нуждающемуся». Апостол снова противопоставляет прошлый образ жизни и нынешний, показывая, что мы должны быть честными не только в словах, но и в делах.

Когда мы находимся в общении друг с другом, мы узнаём нужды друг друга. Это значит, что нам необходимо их восполнять. Если наше общение не завершается тем, что мы восполняем нужды друг друга, то мы, скорее всего, ещё не достигли настоящего христианского общения. Посмотрите, как это было в первой церкви:

«И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого» (Деян. 2:45).

«Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере» (Гал. 6:10).

Итак, христианское общение не останавливается на словах и эмоциях, оно выражается в делах и служении друг другу.

Заключение

Общение – это элемент, присущий не только христианскому сообществу, но и всему человечеству в целом. В Ин. 13:35 мы видим слова Иисуса: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою.» Христианское общение – это общение с любовью, которая проявляется в том, что мы говорим друг другу правду и не избегаем её, даже если она кажется нам неудобной. Мы отличаемся от мира тем, что стремимся говорить добрые слова, не идём на поводу собственных неправедных эмоций и служим друг другу не только словом, но и делом. Подробнее о том, как формировать практику христианского общения, я расскажу в следующей статье.

Comments are closed.