ОПРОВЕРЖЕНИЕ УЧЕНИЯ «БЛАГОДАТЬ БЕЗ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ», Кузнецов С.Г.

1. Сущность учения благодати без обязательств


    Учение о Божьей благодати искажалось не только во времена ранней церкви, это происходит и в наше время. В США в среде церквей с реформаторским богословием появилось одно из таких учений, называющееся free grace. Это можно перевести как «свободная благодать» или «благодать без обязательств». Это учение было сформулировано богословами доктором Чарльзом Райри и Зейном Ходжесом в 1980-х годах, главным образом как ответ на учение Lordship Salvation (спасение с признанием Господства Христа), которое берет свое начало в реформатской теологии. Сегодня учение «благодати без обязательств» по-прежнему набирает силу благодаря Тони Эвансу, Эрвину Латцеру, Брюсу Уилкинсону, Далласской богословской семинарии и Евангелическому обществу Благодати[1].


    Спасение простой верой.

    Основная суть учения «благодати без обязательств» заключается в том, что для получения вечной жизни достаточно простой веры в Иисуса Христа как Спасителя. Вера во Христа – это простое интеллектуальное согласие. Нет необходимости в преданности, волевом решении, обращении от грехов и нет дел, которые являются частью веры во Христа. Если вы убеждены, что то, что Он обещал, истинно, тогда вы верите в Него. Вера пассивна. Это просто принятие Иисуса на слово[2]. Этой простой веры вполне достаточно для уверенности в избавлении от Божьего наказания и вхождения в Царство Божие. Некоторые сторонники «благодати без обязательств» считают, что покаяние является условием вечной жизни, но они определяют покаяние как изменение мнения о Христе, а не обращение от грехов[3]. Оправдание грешника перед Богом является чисто юридическим актом. Бог считает верующих людей праведными благодаря вменению им праведности Христа (1 Кор. 1:30; Флп. 3:9). Оправдание не делает человека фактически праведным.[4]


    Содержание веры.

    Конкретным объектом спасительной веры является обетование Иисуса о вечной жизни (Ин. 3:16; 6:47; 11:26). Вера в это является верой в Иисуса. Чтобы обрести спасительную веру, человек должен верить, что вечная жизнь (или эквивалентные идеи, такие как оправдание, вечные отношения с Богом, гарантированная вечность с Иисусом в Его Царстве или однажды спасенный, навсегда спасен) обретается только верой в одного Христа, без дел. Недостаточно верить, что вера в Иисуса является одним из условий среди многих. Нужно верить, что вера в Иисуса является единственным условием вечной жизни[5]. Для спасения достаточно признать Иисуса своим Спасителем, а своим Господом Его признавать не обязательно. Господство Христа признается лишь в том смысле, что Он способен даровать спасение.


    Свобода выбора.

    Человек сохраняет свободную волю, способную на веру или неверие, когда Бог с любовью призывает к спасению. Люди также выбирают, подчиняться им господству Иисуса Христа или нет, и вытекающие из этого последствия (освящение и вознаграждение, осквернение и наказание) обусловлены их выбором. Т.е. человек может свободно принять благодатный дар спасения и усыновления Богом, но отказаться от благодати в освящении и служении.


    Освящение.

    Освящение всех христиан не гарантируется. Гарантировано только окончательное прославление всех христиан в безгрешное состояние при встрече со Христом (Рим. 8:30)[6]. Позиция «благодати без обязательств» очень ясна: обращение от грехов – это не синоним веры и не условие вечной жизни[7]. Уверенность в спасении является мотивом для любви, благодарности Богу и служению Ему. Ещё одним мотивом для освящения является желание обладать полнотой жизни. Если спасенный по вере человек далее желает следовать за Иисусом, он становится учеником и совершает освящение. Но человек может продолжать жить в грехе и не меняться, и это никак не повлияет на его спасение. Последователь Христа имеет возможность стать наследником Царства Божьего, что включает в себя получение определенных наград на основании дел, выполненных для Бога на земле[8]. Однако, никакие дела не требуются для обретения или подтверждения спасения. Послушание является не средством обретения или подтверждения спасения, а лишь благодарностью за спасение. Верующий любит Бога, желает Ему угождать и получить за послушание Божье благословение[9].


    Уверенность в спасении.

    Сторонники данного учения утверждают, что в Писании нет контрольного списка, который бы указывал, сколько дел необходимо, чтобы показать, что кто-то родился свыше. Никто не может быть уверен, что его дела были достаточно хороши, чтобы доказать, что он родился свыше. Если бы кто-то был очень уверен в своих делах (что само по себе плохо с точки зрения уверенности, Мф. 7:21-23), он никогда не мог бы иметь уверенность, что продолжит их совершать (1 Кор. 9:27)[10].Как только человек поверил в Иисуса Христа как Бога и Спасителя, он проводит вечность с Богом независимо от его последующего поведения. Божье вечное принятие дается человеку безусловно. Принадлежность к Божьей семье является постоянным и бесповоротным даром (Рим. 11:29). Как дитя Божье (Ин. 1:12), член Божьей семьи и царственный священник (1 Пет. 2:5, 9), каждый верующий находится в вечной безопасности во Христе. Верующий ни при каких условиях не может потерять или лишиться своего положения во Христе вследствие необратимости духовных изменений, произошедших с ним (Еф. 2:6; Кол. 1:13), а также верности Бога Его обещаниям (Ин. 10:28; Рим. 8:33-39; 2 Тим. 2:11-13; Евр. 10:14; 13:5). По этой причине они считают, что и Симон Волхв спасен, поскольку однажды уверовал во Христа и был крещен[11]. Вечное спасение человека полностью покоится на завершенном деле Христа (Ин. 19:30), а не на способности человека сохранить или совершить свое спасение[12]. Если человек никогда не был уверен, что он имеет вечную жизнь просто благодаря вере в Иисуса, он еще не был рожден свыше[13]. Если же человек однажды был спасен, то это необратимо. Даже в случае обольщения лжеучителями, о чём пишет апостол Пётр во 2 Петра 2:20-22, верующие не теряют спасение, а лишь несут ущерб и наказание в этой земной жизни[14].


    Итак, всю суть учения «благодати без обязательств» можно представить в виде одного предложения: 

Богословие свободной благодати – это точка зрения, согласно которой:

1) вечная жизнь – это свободный дар (за который Господь Иисус полностью заплатил Своей смертью на кресте за наши грехи), который принимается только верой в одного только Христа, независимо от дел любого рода;

2) что уверенность в своей вечной судьбе основана исключительно на вере в обещание Иисуса верующему, а вовсе не на наших делах или наших чувствах; и

3) что все люди, верующие и неверующие, несут ответственность за свои дела, получают вознаграждение за то, что они делают в этой жизни, и будут судимы в конце века (на двух отдельных судах) для определения степени вознаграждения (верующие) или степени мучений (неверующих) в будущей жизни, но не для определения их вечных судеб[15].


    Отношение к другим учениям.

    Сторонники этого учения отвергают обвинения в антиномизме и легкомысленной уверенности в спасении. Римский католицизм, по их мнению, ошибочен, утверждая, что оправдание – это первоначальное вливание Божьей праведности при крещении, которая растет в человеке, чтобы сделать его праведным. Человек не может знать в этой жизни, полностью ли он оправдан, потому что это не юридическое заявление, а награда, заслуженная добрыми делами[16]. Они отвергают арминианство, поскольку оно предполагает возможность потерять спасение, и не обеспечивает твердой уверенности в спасении. Также они отвергают и реформаторский кальвинизм, поскольку кальвинисты верят в неизбежность освящения в жизни каждого верующего. Они твердо убеждены, что только учение «благодати без обязательств» объясняет Евангелие верно. Все остальные учения преуменьшают ценность совершенного Христом на кресте и являются небиблейскими. Если окончательное оправдание каким-либо образом связано с делами, то Христос не сделал достаточно, чтобы заплатить за грехи людей[17].


    2. Опровержение учения «благодать без обязательств

2.1. Вера без дел мертва


    Сторонники учения «благодать без обязательств», толкуя слова Иакова о бесполезности веры без дел (Иак. 2:14-26), утверждают, что верующие, не совершающие добрых дел не лишаются спасения[18]. Они заявляют, что под спасением Иаков имеет ввиду лишь благословения в этой жизни и награду верующего, даруемую перед судилищем Христовым. В пользу такого толкования делается упор на слово «польза», которое обозначает какую-либо выгоду для обладателя веры. Оправдание делами Авраама и Раав они тоже рассматривают как оправдание перед людьми, а не перед Богом. Авраам был оправдан с юридической точки зрения в Бытие 15:6 (Иак. 2:23), прежде чем он предложил Исаака в Бытие 22 (Иак. 2:21)[19]. Бесы же и вовсе не могут никак оправдаться перед Богом. Также они утверждают, что если бы речь шла об оправдании делами перед Богом, то это противоречило бы другим текстам Нового Завета (Рим. 4:4-6; Тит. 3:5; Еф. 2:8-9).


    Однако, с этими утверждениями нельзя согласиться по ряду причин. Во-первых, апостол Павел пишет о попытке оправдаться перед Богом исполнением закона Божьего без веры во всех этих текстах, а Иаков пишет о вере, не проявляющейся никак в практической жизни. Павел и Иаков пишут о разных категориях людей и о разных подходах к спасению. Иаков, как и Павел, пишет о спасении верой (Иак. 2:14). А Павел совсем не возражает против добрых дел, совершаемых верующими (Еф. 2:10; 4:1-3). Поэтому противопоставлять их слова совершенно неразумно. Данный отрывок начинается с вопроса: «Что пользы…если кто говорит, что имеет веру, а дел не имеет? Может ли эта вера спасти его?» Весь дальнейший отрывок как раз и отвечает на поставленный вопрос. Из этого видно, что автор выступает против людей, которые имели только абстрактную интеллектуальную веру, никак не выражающуюся в их поведении. Эти люди только имели только вид благочестивых верующих.


    Во-вторых, перед кем из людей нужно было оправдываться Аврааму? Не происходило ли принесение в жертву Исаака в глубокой тайне от всех? Не Сам ли Бог дал оценку вере Авраама, сказав: «Мною клянусь, говорит Господь, что, так как ты сделал сие дело, и не пожалел сына твоего, единственного твоего, то Я благословляя благословлю тебя и умножая умножу семя твое, как звезды небесные и как песок на берегу моря; и овладеет семя твое городами врагов своих; и благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего» (Быт. 22:16-18)? Никто из людей, оправдывающих Авраама тут не упоминается. Да, послушание Авраама принесло ему Божье благословение, но Бог повторяет на горе Мориа то же самое обетование, которое провозгласил прежде рождения Исаака (Быт. 15:5-31), вменив веру Авраама ему в праведность. Из этого видно, что Авраам сохранял оправдывающую его веру, и эта вера выражалась в послушании самым трудным Божьим повелениям. Таким образом, вера Авраама привела не только к юридическому оправданию, но и к практической праведности.


    В-третьих, сторонники «благодати без обязательств» утверждают, что Иаков обсуждает качество и полезность веры, а не её реальность[20]. Крейг Кинер, комментируя этот текст Послания Иакова, разумно замечает: «Моралисты древности часто намеренно пользовались такими безликими выражениями («если кто говорит»), приводя свои доводы; читатель должен был оценить логику абсурда в системе доказательств и согласиться с аргументами автора»[21]. Иаков использует именно этот прием и предлагает оценить милосердие, которое выражается не в делах, а только лишь в добром пожелании. Он приводит иллюстрацию милосердия на словах, без реальной материальной помощи нуждающемуся (Иак. 2:15-16). Можно ли такое милосердие назвать просто некачественным? Нет! Это вообще нельзя назвать милосердием! Нужда никак не была восполнена. Нуждающемуся брату или сестре не хватало еды и теплой одежды, а не доброго пожелания. Так и веру без дел нельзя назвать просто не приносящей благословений и награды, её вообще нельзя назвать настоящей верой. Если веры недостаточно даже для совершения малых дел на земле, то как её может быть достаточно для вечного спасения? Пример с бесами, знающими истину о Боге и трепещущими перед Его гневом, тоже показывает несостоятельность интеллектуального осознания истины без послушания этой истине. Бесы знали истину о Боге, но восстали против Него. Не так же ли поступает и «верующий», не желающий покоряться господству Христа в своей жизни?


    Ещё одной манипуляцией является утверждение, будто в 2:26 Иаков не говорит, что вера оживляет дела, но дела укрепляют веру. Это дела, которые делают веру полезной, так же как дух делает тело полезным. Вопрос не в том, существует ли в человеке вера, а в том, как вера становится выгодной или полезной для христианина[22]. Польза от веры выражается в наградах и благословениях от Бога. Но почему из пользы веры исключается самое главное, оправдание? Приносил ли Авраам сына в жертву ради благословений или награды на небесах? Не был ли сам Исаак выражением всех Божьих благословений для Авраама? Заклание Исаака как раз вступало в прямой конфликт с Божьими обещаниями Аврааму о потомстве, которое будет владеть землей и принесет благословение всем народам земли. Но вера Авраама была настолько велика, что он поверил, будто Бог из пепла воскресит Исаака и всё равно исполнит Свои обетования (Евр. 11:17-19). Стал бы Авраам приносить любимого наследника в жертву, если бы не доверял Богу? Сделал бы он это только из страха перед Божьим наказанием? Могло ли быть для него какое-либо большее наказание, чем лишиться единственного долгожданного сына обетования? Авраам не понимал, почему Бог требует от него такого жертвоприношения, но его вера Богу, обещавшему произвести от Исаака многочисленное потомство, не рухнула. Авраам готов был поверить в воскрешение сына из пепла, хотя никогда ничего подобного в истории не бывало. Итак, вера Авраама как раз и порождала его послушание Божьим требованиям. Иаков провозглашает принцип: «вера содействовала делам его, и делами вера достигла совершенства». Вера содействует делам. Вера выражается в делах. Совершенные дела делают веру сильнее и совершеннее. Иаков спрашивает неразумного оппонента: «видишь ли?» (Иак. 2:22). Сама формулировка этого вопроса ставит противника в очень неловкое положение духовного слепца.


    Вера Раав тоже выражалась в практическом поступке. Она приняла вражеских разведчиков и отпустила их другим путем, хотя это могло стоить ей жизни в случае разоблачения. Умозрительная же вера бесов никакого стремления к послушанию Богу не имеет. А именно такой веры сторонники «благодати без обязательств» считают вполне достаточной для вечного спасения.


    Итак, можно увидеть, что мнение сторонников «благодати без обязательств» по поводу связи между спасительной верой и делами ошибочно.

2.2. Нет дел – нет веры


    Ещё одна речь Иисуса Христа о суде прекрасно иллюстрирует Божий взгляд на связь между верой и делами. Это речь о суде над народами, разделенными на «овец» и «козлов» в Мф. 25:31-46. Суд производит Иисус Христос после пришествия на землю по окончанию великой скорби. Он в качестве Царя судит всех живущих на земле людей на тот момент. Одни приглашаются наследовать Царство Божье, а другие отправляются Богом в вечную погибель вместе с дьяволом и бесами. Судит Христос тех и других по наличию дел милосердия в отношении Его меньших братьев. Одни спасаются, а другие гибнут навеки. Но Писание говорит, что спасаются только верующие во Христа люди. Никаких дел не может быть достаточно для спасения, поскольку никакие добрые дела не могут загладить вину даже одного совершенного греха. Адам и Ева согрешили однажды и были навсегда изгнаны из Эдемского сада, стали смертными и проклятыми. Более того, грех Адама определил участь всего человечества умирать и оставаться рабами греха, нуждающимися в Божьем прощении и избавлении. Господь через апостола Павла ясно нам это провозглашает: «Нет праведного ни одного; нет разумевающего; никто не ищет Бога; все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного» (Рим. 3:10-12). Могли ли дела милосердия сами по себе обеспечить «овцам» на суде Христовом наследование Царства и благословение Отца Небесного? Конечно, нет! Христос здесь не предлагает доктрину спасения по делам. Дела стали лишь выражением их измененного Богом сердца во время великой скорби на земле. Одни имели веру и помогали братьям, другие веры не имели и не совершали никаких дел милосердия. Причем, «овцы» делали добрые дела не сознавая, что Христос воспринимает это на Свой счет. Они не пытались таким образом доказывать что-либо кому-нибудь. Они поступали так просто из любви к ближнему. Это показывает, что они не из желания получить что-либо для себя совершали добрые дела. Для них эти дела милосердия были естественным поведением. Спасенные «овцы» имели благословение Отца Небесного, и им Царство было предназначено ещё от создания мира (ст. 34). Иисус называет их братьями (ст. 40, 45). Из этого ясно, что под «овцами» понимаются верующие люди. Без веры угодить Богу невозможно и обрести Его благословение тоже. Меньшими братьями Христа она стали через веру. Выражение «малые сии» Матфей использует в своем Евангелии всегда для обозначения учеников Иисуса Христа (Мф. 10:42; 18:6, 10, 14)[23]. Эти люди спасены не потому что они служили Христу, а потому что Отец благословил их на основании веры в Сына Божьего[24]. Однако, их служение братьям является внешним выражением внутреннего уподобления Иисусу Христу. Отсутствие такого служения Сам Христос воспринимает однозначно, как отсутствие веры в Него. Значит, Иисус уверен, что вера непременно меняет поведение человека. Как резонно замечает Мак-Артур: «Царь обращается к ним как к праведникам не только потому, что они были объявлены праведными во Христе, но и потому, что они стали праведными во Христе. Их служение собратьям-верующим свидетельствует о том, что они  – божественное «творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять» (Еф. 2:10)»[25]. Служение является внешним признаком веры и плодом рождения свыше! Спасенные «овцы» не описаны как идеальные люди без недостатков. О них сказано лишь, что они действовали, а не просто молча соглашались с евангелием. Тем более это важно осознавать, понимая насколько трудным было время их служения братьям. Это время правления на земле антихриста. Это время гонений на верующих и попытка их поголовного физического уничтожения. Верующие из-за преследований и угрозы смерти оказались в крайней нищете. Проявляющие заботу о братьях сами находятся в большой нужде. Однако, братья во Христе продолжают заботиться о нуждах друг друга, поскольку это есть выражение их веры, единства и любви друг ко другу, поскольку к этому их побуждает Дух Святой.


    Если поместить в это событие суда над народами сторонников «благодати без обязательств», которые не подчинились господству Христа, не участвовали в служении церкви, чья жизнь никак не изменилась после уверования, то разве оказались бы они среди «овец» Христовых? Сам Господь ясно дает понять, что таких людей Он Своими бы не назвал. Итак, из этого пророчества Христа видно, что Он оценивает наличие веры, в том числе по делам, если у человека была возможность их совершить. Причем, Царь осуждает «козлов» не за какие-то ужасные грехи, а за отсутствие добрых дел по отношению к нуждающимся верующим. Это ещё раз показывает заблуждение сторонников «благодати без обязательств» в убеждении, что человек спасается простой верой без необходимости подтверждения этой веры в обращении от греха и совершении каких-либо добрых дел. Дела веры не спасают человека, но демонстрируют, что он этой верой обладает, а, значит, спасен по вере во Христа. Вера во Христа, которая спасает человека, непременно выражается в освящении этого человека, а освящение проявляется в повседневном праведном поведении.


    Но в отношении учения «благодать без обязательств справедливо горькое недоумение, высказанное Джоном Мак-Артуром в одной из его книг:


    Доминирующее представление о спасающей вере становится всё шире и всё мельче, тогда как образ Христа в проповедях и свидетельствах становится всё более расплывчатым. Любого называющего себя христианином принимают в евангельских кругах за верующего лишь на основании исповедания, не учитывая, есть ли в его поведении какие-нибудь подтверждения преданности Христу. Таким образом, вера превратилась просто в упражнение ума. Вместо того чтобы призывать людей покориться Христу, современное благовестие лишь просит их признать некоторые основные факты о Нём[26].


    Именно так происходит в среде последователей этого учения.

2.3. Признаки усыновления


    Учение «благодати без обязательств» признает, что всякий верующий во Христа становится Божьим дитем. И тут же утверждает, что это дитя Божье может продолжать спокойно грешить и не сожалеть о грехе. Это учение отделяет благодать в усыновлении от благодати в освящении. Выходит, что дети дьявола, став детьми Божьими, продолжают жить как дети дьявола. Но это прямо противоречит тому, что Господь говорит через апостола Иоанна:


    Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть. И всякий, имеющий сию надежду на Него, очищает себя так, как Он чист. Всякий, делающий грех, делает и беззаконие; и грех есть беззаконие. И вы знаете, что Он явился для того, чтобы взять грехи наши, и что в Нем нет греха. Всякий, пребывающий в Нем, не согрешает; всякий согрешающий не видел Его и не познал Его. Дети! да не обольщает вас никто. Кто делает правду, тот праведен, подобно как Он праведен. Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил. Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола. Всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога. Дети Божии и дети диавола узнаются так: всякий, не делающий правды, не есть от Бога, равно и не любящий брата своего. (1 Ин. 3:2-10)


    Апостол Иоанн прямо провозглашает, что дети Божьи очищают себя от греха и не могут жить во грехе. Дети Божьи не просто ждут, когда Господь явится и преобразит их в Свой образ, но уже сейчас стремятся стать похожими на своего Господа. Дети Божьи живут праведно и любят братьев. Если такого преображения не происходит в жизни человека, если он не совершает праведных поступков, то он всё ещё остается дитём дьявола. Почему так написано? Потому что рождение свыше – это не просто юридический акт формального усыновления. Рожденный от Бога похож на своего Небесного Отца. Небесному Отцу свойственно совершать праведные дела и не совершать греховных, Его детям свойственно то же самое. Как неверующий сын дьявола не способен любить ближних и жить праведно, так и верующий сын Божий не способен больше спокойно жить во грехе и продолжать ненавидеть братьев. Кинер верно пишет в своём комментарии на этот текст: «Считалось, что ребенок наследует природу отца через его семя, а потому Иоанн может здесь использовать этот образ для разъяснения своей мысли: рожденные от Бога через обращение в веру теперь отражают в себе Его характер, а те, кто не отражает его, имеют другую природу»[27].


    В Евангелии Иоанн передает беседу Христа с неверующими иудеями. Вот фрагмент этой беседы, где Иисус обсуждает отличие детей дьявола от Сына Божьего:


    Я говорю то, что видел у Отца Моего; а вы делаете то, что видели у отца вашего. Сказали Ему в ответ: отец наш есть Авраам. Иисус сказал им: если бы вы были дети Авраама, то дела Авраамовы делали бы. А теперь ищете убить Меня, Человека, сказавшего вам истину, которую слышал от Бога: Авраам этого не делал. Вы делаете дела отца вашего. На это сказали Ему: мы не от любодеяния рождены; одного Отца имеем, Бога. Иисус сказал им: если бы Бог был Отец ваш, то вы любили бы Меня, потому что Я от Бога исшел и пришел; ибо Я не Сам от Себя пришел, но Он послал Меня. Почему вы не понимаете речи Моей? Потому что не можете слышать слова Моего. Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи. А как Я истину говорю, то не верите Мне. (Ин.8:38-45)


    Здесь Иисус ясно указывает на эту схожесть в поведении отца и его детей. Дети Божьи принимают истину и любят друг друга. Дети дьявола напротив не хотят слушать истину, отвергают её и ненавидят тех, кто эту истину возвещает. Иисус Христос снова указывает на поведение как свидетельство внутреннего состояния человека и его положения перед Богом. Эти иудеи верили в Единого Бога, изучали Писание, приносили жертвы в храме, молились… Но они не выносили обличения и призыва верить в Иисуса Христа. Почему? Они любили грех. Им нравилось потворствовать своим похотям. Они шли по стопам своего отца – лживого дьявола. Любовь ко греху не может быть качеством дитя Божьего.


    Сегодня родители отыскивают внешнее сходство в своих чертах лица с лицами своих детей. Это нормально, когда дети внешне похожи на своих родителей. Но в Древнем Израиле главное сходство искали не во внешности, а в поведении детей и родителей. Даже от усыновленного ребенка ожидалось, что его поведение будет таким же, как у принявшего его в свою семью отца. Более того, как пишет Крейг Кинер о традиции тех времен: «Иносказательно «отцом» называли того, кому надлежало подражать, – часто учителя или духовного предшественника».[28]


    В Евангелиях неоднократно неверующие люди называются порождениями ехидны, т.е. сатаны (Мф. 3:7: 12:24; 23:33; Лк. 3:7). Во всех этих случаях причиной такого наименования была любовь ко греху, нежелание раскаяться и ненависть к провозглашающим Божью весть. Во всех этих случаях детям ехидны обещана вечная погибель. Избежать гнева Божьего эти люди могли, лишь уверовав во Христа Иисуса и раскаявшись в своих грехах. Так поступали даже такие отъявленные нечестивцы, как мытари и блудницы (Мф. 21:31-32). Остались ли они мытарями и блудницами, уверовав во Христа? Конечно, нет! На страницах четырех Евангелий ни одного подобного случая не описано. Женщине, обвиненной перед Иисусом в прелюбодеянии, Он говорит: «Иди и впредь не греши» (Ин. 8:11). Исцеленному в купальне Вифезда Иисус тоже сказал: «Вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже» (Ин. 5:14). Начальнику мытарей Закхею Иисус объявляет о спасении после его покаяния, выразившегося в изменении отношения к деньгам и желании исправить последствия своего нечестивого поведения (Лк. 19:8-9).


    Во всех этих случаях Иисус проводит прямую связь между спасением и оставлением греха. По этой причине невозможно согласиться с учением «благодати без обязательств», когда оно отделяет благодать усыновления и спасения от благодати освящения. Не может по вере спасенный и усыновленный Богом человек продолжать жить как раб греха и дитя дьявола, и при этом оставаться уверенным в собственном спасении перед Богом.

2.4. Покаяние без сожаления


    Поистине поразительным является заявление учения «благодать без обязательств», которое звучит так: «Никакой акт послушания, предшествующий или следующий за верой в Господа Иисуса Христа, такой как обязательство повиноваться, скорбеть о грехе, отворачиваться от своего греха, крещение или подчинение господству Христову, не может быть добавлен или рассмотрен как часть веры, как условие для получения вечной жизни».[29] И ещё подобное первому: «Позиция благодати без обязательств очень ясна: обращение от грехов – это не синоним веры и не условие вечной жизни… Некоторые в лагере благодати без обязательств считают, что покаяние является условием вечной жизни, но они определяют покаяние как изменение мнения о Христе, а не обращение от грехов… Можно верить во Христа и все же грешить».[30] Таким образом, покаяние они понимают только как перемену мнения об Иисусе Христе и не связывают покаяние с сожалением о грехе.


    Но Писание учит, что покаяться – значит отвернуться от греха (Деян. 3:19; Лк. 24:47). Павел передает слова Христа при встрече с ним: «Я для того и явился тебе, чтобы поставить тебя служителем и свидетелем того, что ты видел и что Я открою тебе…Я теперь посылаю тебя открыть глаза им, чтобы они обратились от тьмы к свету и от власти сатаны к Богу, и верою в Меня получили прощение грехов и жребий с освященными» (Деян. 26:16-18). В чём же заключается тьма и власть сатаны над неверующими? В любви ко греху! К чему приводит вера в Иисуса Христа? К прощению грехов и освящению. Является ли это освящение просто юридическим признанием человека праведным перед Богом без практической праведности? Нет! Сам же Павел пишет об этом освящении язычников следующее: «Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют. И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего» (1 Кор. 6:9-11). Откуда Павел знает, что коринфские верующие освятились? Они перестали совершать те грехи, в которых жили до уверования! То, что освящение не формальный юридический акт, видно и из необходимости действия Святого Духа в жизни верующего, как это видно в стихе 11. Да, коринфские верующие были ещё далеко не идеальны и в некоторых вопросах поступали неправильно, но их жизнь всё равно очень переменилась. Реформаторы дали определение понятиям «оправдание» и «освящение», чтобы ясно показать их отличия. Лейн пишет:


    Оправдание связано с нашим статусом перед Богом; освящение – с состоянием нас самих. Оправдание связано с изменением отношения Бога к нам; освящение связано с изменениями, которые Бог производит в нас. Оправдание связано с тем, как Бог на нас смотрит;  освящение – с тем, что Бог в нас делает. Оправдание совершается Христом, Который висит вместо нас на кресте; освящение – Христом, который действует в нас Духом.[31]


    Главным же следствием веры является перемена отношения ко греху. То же произошло и с верующими в Риме: «Благодарение Богу, что вы, быв прежде рабами греха, от сердца стали послушны тому образу учения, которому предали себя. Освободившись же от греха, вы стали рабами праведности (Рим. 6:17-18).


    Иоанн Креститель говорит иудеям то же самое: «Иоанн приходившему креститься от него народу говорил: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? Сотворите же достойные плоды покаяния и не думайте говорить в себе: отец у нас Авраам, ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму. Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь. (Лк. 3:7-9). Иоанн прямо связывает избавление от будущего гнева с покаянием, выраженном в добрых делах. Нет покаяния – нет спасения от гнева Божьего. И это не просто перемена мышления о ком-то, но реальное изменение жизни. Иудеи полагали свою уверенность в спасении на том, что они потомки Авраама и участники Божьих заветов. Они верили в Единого Бога. Они верили, что Бог пошлет Мессию для спасения. Но эта их вера не приводила к подражанию вере Авраама и практической праведности в отношениях друг с другом. Имеющие пищу и одежду должны были поделиться с неимущими, мытари должны были перестать несправедливо обирать народ, воины должны были перестать притеснять и грабить слабых и научиться довольствоваться своим жалованием. Это абсолютно не формальные действия. Это реальная праведность, основанная на реальной вере Богу.


    Мак-Артур верно описывает неизбежные следствия веры во Христа Иисуса: «Обладающие подлинной верой следуют за Христом (Ин. 10:27), любят своих братьев (1 Ин. 3:14), повинуются Божьим заповедям (1 Ин. 2:3; Ин. 15:14), исполняют Божью волю (Мф. 12:50), пребывают в Божьем Слове (Ин. 8:31), хранят Божье Слово (Ин. 17:6), совершают добрые дела (Еф. 2:10) и остаются в вере (Кол. 1:21-23; Евр. 3:14). В отличие от этого, легковерие учит, что хотя какой-то духовный плод и неизбежен, но он может быть невидим для других, и христиане могут даже впасть в состояние полной духовной бесплодности».[32]


    Однако, может возникнуть вопрос о том, как же быть с тезисом реформации sola fide (только верой)? Не добавляем ли мы необходимость покаяния к вере в вопросе спасения? Нет! Сами реформаторы, Лютер например, учили так: «Иисус повелел, чтобы покаяние и прощение грехов было проповедано во всех народах, начиная с Иерусалима. Без покаяния нет прощения грехов. Проповедовать прощение без покаяния – значит вводить людей в заблуждение. Они подумают, что уже прощены, и испытают безосновательное чувство безопасности, забыв страх перед Богом»[33]. А это как раз то заблуждение, что предлагает учение «благодати без обязательств» своим последователям. В другом месте Лютер и Меланхтон предостерегают легкомысленных проповедников, считающих, что достаточно веры, а покаяние и страх перед Богом не нужны: «Такая надменность и плотское самодовольство хуже, чем все заблуждения, которые были раньше при папизме».[34] Странно, что люди, полагающиеся на тезисы Лютера о спасении по вере, так откровенно ему противоречат в своих заявлениях.


    Итак, порожденное верой покаяние – это искреннее сожаление о грехе и неверии, приводящее к практической праведности. Вера, к такому покаянию не ведущая, не приведет ни к спасению,  ни к усыновлению Богом.

2.5. Спасение и награды


    В учении «благодать без обязательств» есть строгое разделение между спасением, которое обретается одной простой верой, и вечными наградами, которые заслуживаются через освящение. При этом награды понимаются как определенное качество жизни в Царстве Божьем. Учение «благодати без обязательств» ни в коем случае не учит, что христиане могут грешить без последствий. Но последствиями греха являются наказания в этой жизни и лишение награды на небесах.[35] Какую оценку можно дать такой позиции?


    Во-первых, нужно разобраться с тем, что именно верующим обещано в качестве награды от Бога. В Новом Завете некоторые награды описаны как венцы. Три из них это венец жизни (Иак. 1:12 и Отк. 2:10), венец правды (2 Тим. 4:7,8) и венец славы (1 Пет. 5:1-4). Что такое венец жизни в Иак. 1:12? Практически все комментаторы данного текста поддерживают понимание этой фразы как венец, являющийся жизнью[36]. Венец является метафорическим обозначением вечной награды. В пользу того, что слово «венец» является образным обозначением награды, говорит и подобное употребление этой фразы в еврейской религиозной литературе еще до времени написания Нового Завета[37]. Что речь идет именно о вечной жизни, а не о нынешней, понятно из слов Иакова: «Который обещал Господь любящим Его». Если эта жизнь обещана только части живущих людей, то это не может быть нынешней жизнью. Есть и еще один серьезный аргумент в пользу того, что речь идет о будущей жизни. Иаков использует фразу «обещал Господь любящим Его» еще раз, во второй главе того же послания: «не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми верою и наследниками Царствия, которое Он обещал любящим Его?» Иак. 2:5. В этом тексте обещание ясно относится к будущему, т.е. ко времени установления Царства. Логично предположить, что и в первом случае обещание относится к будущему. То же самое справедливо и в отношении других венцов.


    Итак, венцы жизни, правды и славы являются метафорическим обозначением вечной жизни, праведности и славы в Царстве Божьем. Тут возникает ещё один непростой вопрос. Венец – это награда победителя, которая выдается человеку за его заслуги. Но разве вечная жизнь не является даром Божьим? Разве мы спасены не благодатью, независимо от дел закона? Все это верно! Более того, не только вечная жизнь, но и слава, и наследие, и праведность Божья не могут быть нами заслужены. Почему же Писание говорит об этих привилегиях, как о наградах? Для ответа на этот вопрос нам необходимо прежде рассмотреть другой вопрос, а именно, насколько награды соответствуют нашим заслугам?


    Обратимся к притче о минах. Хозяин дал каждому рабу одну мину серебра. Пустив эти мины в дело, двое первых приобрели еще десять и пять мин соответственно. Какова же была их награда? Господин оставил им все имевшиеся у них на тот момент мины, и еще дал города в управление. Это было наградой не по заслугам, сверх всякой меры. Хозяин дал им часть того царства, которое сам получил. Не рабы приобрели для господина эти города, но господин получил их и дал своим рабам.


    Из этой притчи видно, что награда является скорее даром Божьим, чем заслугой христианина. Здесь идет речь о власти, но то же самое справедливо и для других видов награды. Именно такая позиция позволяет нам воспринимать как награду и вечную жизнь, и славу, и власть, и наследство. Награда, которую Бог обещал верующим – дар благодати. «Каждому же из нас дана благодать по мере дара Христова. Посему и сказано: восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам» (Еф.4:7,8). Эти дары стоит понимать не только как дары для нынешнего служения (мины), но и как будущие награды (города). Награды являются выражением Божьей доброты и щедрости в отношении верующих. «Нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, – благодатью вы спасены, – и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе, дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе» (Еф.2:5-7).


    Рассматривая награды, мы также увидели, что некоторые из них явно тесно связаны с идеей спасения. Так вечная жизнь и воскресение из мертвых является для нас спасением. Поэтому награды следует рассматривать как один из элементов заключительного этапа спасения. Об этом этапе спасения писал Павел: «имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего» (Рим.8:23). Спасение здесь нужно понимать не в узком смысле, только как прощение грехов или возрождение, поскольку в этом нет вообще никакой заслуги человека. Спасение здесь предстает скорее как конечная цель, совершенство человеческой сущности, окончательное уподобление Христу.


    Из этого можно сделать вывод, что сторонники учения «благодать без обязательств» ошибаются сразу в нескольких вопросах. Во-первых, они ошибочно отделяют награду от спасения, не понимая, что награды являются завершающим этапом спасения, а не просто определением качества жизни в Царстве Божьем. Во-вторых, спасение и стойкость в праведной жизни тесно переплетены в Новом Завете. Когда Иаков пишет о венце жизни, он говорит о нём как о следствии испытания веры в трудных обстоятельствах жизни. Само слово «искушение» (πειρασμόν) в данном случае означает проверку качества. В трудностях жизни вера проверяется на качество. Если вера подлинная, то она проверку пройдет и на ней можно поставить знак качества. Конечно, не само перенесение испытаний приводит к обретению вечной жизни, но оно выявляет наличие подлинной веры, в ответ на которую Бог обещает нам жизнь вечную. Если же человек будет грешить и роптать в этих обстоятельствах, то где его вера? А если нет веры, то нет и спасения. Такой же призыв к верности даже перед лицом смерти за веру мы видим со стороны Христа, когда Он обещает жизнь вечную в Отк. 2:10. Апостол Пётр тоже связывает вхождение в славу Христову с благочестивым и богоугодным служением (1 Пет. 5:1-4, 8-10). Он показывает, что ожидание славы неизменно должно порождать благочестивую жизнь и усердное богоугодное служение. Верующие прославляют Христа на земле своей жизнью и служение, а Христос введет в Свою славу верующих при Своём пришествии. Наши заслуги перед Богом будут лишь критерием для распределения награды, обретенной по благодати. Т.е. не наши заслуги являются основанием для получения награды, а заслуги Христа. Наши заслуги послужат лишь некоторой мерой распределения Божьих даров. Возможно, степень нашего освящения в земном служении Христу, т.е. наша похожесть на Самого Христа, станет мерой нашей способности к получению Божьего наследия в вечности. А если нет освящения, то за что и награды? Если нет освящения, то где спасительная вера? Если вера никак не проявилась в земной жизни, то на каком основании ожидать, что она вдруг проявится при встрече со Христом?

2.6. Союз со Христом


    Энтони Лейн  в своей книге «Потерянный лозунг реформации» очень точно отмечает: «Союз со Христом (лат. unio cum Christo) – это ключ к пониманию спасения»[38]. Фраза «во Христе» встречается 216 раз в посланиях Павла и 26 раз у Иоанна. Эта фраза является важной для понимания спасения и освящения по благодати. И спасение и освящение происходят через веру, поскольку Бог через веру соединяет нас со Христом. Пока мы во Христе, мы обладаем и спасением, и усыновлением, и освящением, и служением, и ожидаем прославления. Всё это не является набором подарков, которые Бог разложил по коробочкам и предлагает нам. Всё это обретается посредством соединения со Христом. Нельзя быть соединенным со Христом и получить спасение по благодати и не обрести освящения по благодати. Это одна и та же благодать, а не отдельные подарки. Благодать нельзя разделить на кусочки, как кусок пирога. Это можно сравнить с пассажирами Ноева ковчега. Те, кто был вне ковчега, утонул в водах потопа. А те, кто находился в ковчеге, избежали гибели в воде, имели пищу и твёрдую поверхность под ногами, имели будущее в мире после окончания потопа. Они не просто избежали гибели, но со спасением имели и всё остальное.


    «Гейдельбергский катехизис и Вестминстерское исповедание согласны между собой в том, что вера затрагивает не только голову, но и сердце, что она заключается не только в согласии с доктринами, но и в возложении надежды на Христа и Евангелие»[39]. Гейдельбергский катехизис был составлен в 1563 году в Германии и является одним из наиболее авторитетных документов реформаторской церкви.[40] Вестминстерское исповедание было утверждено в 1649 году английским парламентом и является официальным доктринальным документом пресвитерианских церквей[41]. Мак-Артур тоже пишет: «По существу, ни одно крупное ортодоксальное направление в истории христианства никогда не учило, что грешники могут отвергать господство Христа и при этом считать Его Спасителем».[42] Это опровергает такие утверждения учения «благодати без обязательств» как: «Хотя богословие благодати без обязательств восходит к Господу Иисусу и Его Апостолам – и это, безусловно, было очевидно и в семнадцатом-девятнадцатом веках…», – и ещё: «Вера во Христа – это интеллектуальное согласие».[43] Там же в правиле 16.2 говорится о добрых делах: «Добрые дела, совершаемые в повиновении заповедям Божьим, суть плоды и доказательство истинной живой веры».[44] Впрочем, не на этих делах строится спасение, а на вере, которую эти дела подтверждают, как сказано в правиле 16.5.


    Вероучения нашего братства также противоречат такому поверхностному взгляду на спасение лишь через умозрительное согласие с Евангелием. В «Исповедания веры христиан баптистов» под редакцией Н.В. Одинцова, составленного в 1928 г., в разделе «Об освящении» говорится: «Мы веруем, что без святости никто не увидит Господа (1). Она есть следствие оправдания грешника чрез веру в Иисуса Христа и состоит с оправданием в неразрывной связи (2). Святость состоит в том, что по устранению господства греха в сердце возрожденного (3), он, при постоянном влиянии Святого Духа (4), прилагает теперь все старания умереть для греха (5), который все еще действует на него, и исполнять закон Бога своего (6), принося свою душу и свое тело в живую и благоугодную Богу жертву (7), чрез которую прославляется Бог (8). Но при этом стремлении он может еще впадать в различные немощи и грехи (9), которые он никогда не извиняет (10), но глубоко раскаивается в них (11), потому что он этим оскорбляет своего милостивого Бога (12) и нарушает свой мир с Ним (13). В таком случае он не находит себе покоя до тех пор, пока не получит снова прощение (14) и не станет впредь ходить более осторожно (15)»[45]. В том же вероучении в разделе «Об обращении грешника посредством слова Божия» провозглашается: «Путь спасения состоит в том, что человек Словом Божьим, которое живо и действенно (1), пробуждается от своего глубокого греховного сна (2), сознает свои грехи и свою виновность и сердечно раскаивается в них (3)»[46].


    В ныне действующем Вероучении евангельских христиан-баптистов тоже ясно говорится о взаимосвязи веры, спасения и освящения: «Мы веруем, что для обращения грешника к Богу необходима вера, которая дается человеку через действие Духа Святого и слышание Слова Божия. Ин. 16:8-9; Рим. 10:17; Евр. 11:6; Деян. 4:4. Вера ведет человека к покаянию, обращению от мертвых дел и спасению во Христе Иисусе. Деян. 26:18; Деян. 11:21; Еф. 2:8. Вера побуждает человека доверять Господу и быть послушным Ему. 2 Тим. 1:12; Рим. 4:18-21; Евр. 11:8. Исповедание Иисуса Христа Господом и Спасителем является подтверждением истинной веры. 2 Кор. 4:13; Ин. 20:28; Рим. 10:9-10; Мф. 10:32-33; Лк. 12:8-9; Деян. 8:37. Иак. 2:17; Гал. 5:6»[47]. Но и этим не ограничивается пояснение возрождения, как условия спасения: «Истинными признаками возрождения является полная перемена жизни, ненависть ко греху, любовь к Господу и к Церкви, и жажда общения с Ним, стремление к уподоблению Христу и исполнению воли Божией. Еф. 2:5; Пс. 96: 10; Гал. 4:19. 2 Кор. 3:18; 1 Ин. 3:14; 1 Ин. 5:1; Гал. 5:13»[48]. Далее Вероучение ЕХБ практически дословно повторяет Исповедание веры христиан баптистов под редакцией Одинцова в отношении освящения.


    Сам Иисус, говоря о спасении через веру в Него и Его учение, заявляет: «Не всякий, говорящий Мне: “Господи! Господи!”, войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Мф. 7:21). Далее Он описывает людей, которые делали разные чудеса, но не жили благочестиво, Таких последователей Господь не признал Своими из-за их греховной жизни (Мф. 7:23). Почему они продолжали грешить? Они никогда не знали Христа. Они знали о Христе, они пользовались Его именем, но никогда не находились в союзе со Христом и не желали слушаться Бога. Значит, у них никогда не было спасительной веры. Разве не такой же окажется участь людей, которые говорят «Спаситель, Спаситель», но не только продолжают грешить без сожаления, но не совершают никаких чудес Его именем, да ещё и не готовы сказать Иисусу «Господи, Господи»?


    С этим согласны и слова апостола Иоанна: «А что мы познали Его, узнаем из того, что соблюдаем Его заповеди. Кто говорит: “я познал Его”, но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины; а кто соблюдает слово Его, в том истинно любовь Божия совершилась: из сего узнаем, что мы в Нем. Кто говорит, что пребывает в Нем, тот должен поступать так, как Он поступал» (1 Ин. 2:3-6). Иоанн не говорит, что верующий не может согрешить. Он только что описал необходимость исповедания греха и ходатайства Христа о кающемся (1 Ин. 2:1-2). Но верующий стремится соблюдать заповеди Христовы, подражая самому Христу. А согрешив, он раскаивается и сожалеет о грехе. Если же человек не соблюдает заповеди, то он не познал Бога и не пребывает во Христе. В незнающем Бога нет истины, а значит, он не принял истину и не спасен ею.


    В своем Наставлении в христианской вере Кальвин пишет: «Оправдывающая сила веры коренится не в достоинстве дел. Наше оправдание целиком заключено в Божьей милости и заслуге Христа. Когда говорится, что вера оправдывает, то имеется в виду только то, что она заключает в себе праведность, переданную ей Христом»[49]. Вера оправдывает не потому, что превосходит по своей сути любовь или другую добродетель, но потому что она соединяет нас со Христом, в Котором Бог нас принимает. Реформаторы подчеркивали важность веры не потому что вера как таковая имеет ценность, а чтобы обратить наше внимание на то, что мы можем быть приняты Богом только во Христе. «Говоря об оправдании, вместо выражения «одной верой» можно использовать выражение «только верой». Так мы, возможно, устраним некоторое непонимание. Тем самым мы покажем, что оправдывает только вера, и при этом не создадим ложного впечатления, что эта вера ничего за собой не влечет».[50]


    Кальвин пишет о позиции, сходной с учением «благодати без обязательств», в главе 16.1 следующее:


    Они твердят, что если проповедуется оправдание верой, то ценность добрых дел уничтожается. Но что если, напротив, она тем самым утверждается и повышается? Ведь мы не фантазируем о такой вере, которая была бы лишена всяких добрых дел, или об оправдании, которое могло бы без них обойтись. Вот ключевой момент проблемы: мы проповедуем веру, необходимо соединенную с добрыми делами, однако праведность полагаем в вере, а не в делах. Причины этого легко объяснить, если мы воззрим на Христа, к которому обращена вера и от которого она черпает все свои силы. Ибо где источник того, что мы оправданы верой? Он в том, что через неё мы принимаем праведность Христа, который один примиряет нас с Богом. Но ведь мы не можем принять эту праведность, если вместе с нею не принимаем освящения. И когда говорится, что Христос дан нам как искупление, премудрость и праведность, то тут же добавляется, что Он дан нам и как освящение (1 Кор. 1:30). Отсюда следует, что Христос не оправдывает ни одного человека, кого Он одновременно не освящает.[51]


    Эти слова справедливо показывают, что не вера или дела спасают нас сами по себе, но соединение со Христом, которое их порождает. Во Христе не существует одного без другого. Если цель Бога восстановить в нас Свой образ, поврежденный грехом, то Он станет нас не только оправдывать, но и преображать. Это преображение в образ Христа завершится при Его пришествии, но началось оно уже в момент рождения свыше.


    Вызывает вопросы и само понимание спасения сторонниками учения «благодать без обязательств». Они явно верят, что спасение – это прощение грехов и право войти в Царство Божье. Но что делать в Божьем Царстве человеку, который не желает признавать господство Христа? В Божьем Царстве Христос будет неизменно править, а всех несогласных с этим Он истребит, даже если они называются Его рабами или Божьим народом (Мф. 25:24-30; Лк. 19:27). Соединенные со Христом, соединены под Его властью!

Заключение


    Все приведенные нами аргументы показывают несоответствие учения о «благодати без обязательств» библейскому учению. И Писание, и вероучения реформаторов, и вероучение РС ЕХБ согласны в том, что спасительная вера всегда будет проявляться в освящении верующего. Освящение не спасает верующего, но свидетельствует о наличии спасительной веры и указывает на реальное соединение со Христом, благодаря которому человек и обретает благодать Божью. Благодать Божья не может быть расчленена на отдельные кусочки и приниматься человеком избирательно. Бог по благодати спасает человека от гнева и наказания, освящает его, делает верующего дитём Божьим, даёт дары и привилегию заниматься служением, обещает будущую славу и награды.


    Утверждая спасение по вере, являющейся лишь интеллектуальным умозаключением и не приводящей к каким-либо изменениям в отношении ко греху, послушанию Богу и служению Ему, сторонники учения «благодать без обязательств» предлагают ложное понимание Евангелия и сотериологии в целом. Они так же ошибаются, называя детьми Божьими людей, которые по-прежнему ведут себя как дети дьявола. Они не видят того, что награды являются не просто вознаграждением за служение верующего, но даром Божьей благодати и заключительным этапом спасения. Сторонники этого учения вместо жажды праведности в союзе со Христом предлагают карикатурное христианство без покаяния. Если веры недостаточно даже для элементарного изменения жизни человека в сторону благочестия, то как её может быть достаточно для грандиозной перемены в его вечной участи? Соглашаться с постулатами этого учения о спасении «простой» верой неразумно и неправильно. Поскольку они называют «простой верой» не настоящую спасительную веру во Христа, а лишь её тень.

список использованной литературы

  1. Новый Завет на греческом и русском языках – М.:РБО, 2002 – 799 с.
  2. Исповедание веры христиан баптистов. Под ред. Одинцова, 1928 г.
  3. Вероучение евангельских христиан-баптистов, РС ЕХБ, 1985 г.
  4. К.Л. Роджерс-младший, К.Л. Роджерс III, Новый лингвистический и экзегетический ключ к греческому тексту Нового Завета, СПб.: Библия для всех, 2008 – 1008 с.
  5. Библейский культурно-исторический комментарий, ч.2, К. Кинер, – СПб.: Мирт, 2005 – 733 с.
  6. Д. Мак-Артур, Толкование книг Нового Завета. Евангелие от Матфея, 24-28 – Минск: СЕО, 2008 – 410 с.
  7. Д. Мак-Артур, Толкование книг Нового Завета. Римлянам – СПб.: Библия для всех, 2004 – 748 с.
  8. Экзегетические заметки. Послание к Римлянам. Под ред. Тогобицкого – Новосибирск: НББС, 2010 – 47 с.
  9.  David Arthur deSilva, Honor, Patronage, Kinship & Purity : Unlocking New Testament Culture (Downers Grove, Ill.: InterVarsity Press, 2000)
  10. Д. Карсон, Новый Библейский Комментарий. Часть 3 (Новый Завет), электронная версия
  11. Энтони Лейн, Потерянный лозунг реформации – Минск: Позитив-центр, 2017 – 74 с.
  12.  Экзегетический дайджест. Послание Иакова. Под ред. Р.Л. Томаса – Новосибирск: НББС, 2006 – 148 с.
  13.  Жан Кальвин, Наставление в христианской вере, т.III – М.: Издательство Российского Государственного Гуманитарного Университета, 1998 – 479 с.

[1] https://www.gotquestions.org/free-grace.html (23.05.2019)

[2] https://faithalone.org/grace-in-focus-articles/what-is-free-grace-theology/ (23.05.2019)

[3] Там же

[4] http://www.gracelife.org/resources/gracenotes/?id=74&lang= (23.05.2019)

[5] https://faithalone.org/grace-in-focus-articles/what-is-free-grace-theology/ (23.05.2019)

[6] https://en.wikipedia.org/wiki/Free_grace_theology (23.05.2019)

[7] https://faithalone.org/grace-in-focus-articles/what-is-free-grace-theology/ (23.05.2019)

[8] https://www.gotquestions.org/free-grace.html (23.05.2019)

[9] https://faithalone.org/grace-in-focus-articles/what-is-free-grace-theology/ (23.05.2019)

[10] Там же

[11]  http://www.gracelife.org/resources/gracenotes/?id=70&lang= (23.09.2019)

[12] https://gracenotes.ru/webelieve (23.05.2019)

[13] https://faithalone.org/grace-in-focus-articles/what-is-free-grace-theology/ (23.05.2019)

[14] http://www.gracelife.org/resources/gracenotes/?id=69&lang= (23.05.2019)

[15] https://faithalone.org/grace-in-focus-articles/what-is-free-grace-theology/ (23.05.2019)

[16] http://www.gracelife.org/resources/gracenotes/?id=74&lang= (23.05.2019)

[17] http://www.gracelife.org/resources/gracenotes/?id=74&lang= (23.05.2019)

[18] http://www.gracelife.org/resources/gracenotes/?id=2&lang= (24.05.2019)

[19] Там же

[20] http://www.gracelife.org/resources/gracenotes/?id=2&lang= (24.05.2019)

[21] Крейг Кинер. Библейский культурно-исторический комментарий, ч.2. Новый Завет, стр. 596

[22] http://www.gracelife.org/resources/gracenotes/?id=2&lang= (24.05.2019)

[23] Д. Карсон, Новый Библейский Комментарий. Часть 3 (Новый Завет), электронная версия

[24] Д. Мак-Артур, Толкование книг Нового Завета. Евангелие от Матфея, 24-28 – с.140

[25] Там же, с.141-142

[26] http://propovedi.ru/resource/lordship-of-christ-in-salvation/ (27.05.2019)

[27] Крейг Кинер. Библейский культурно-исторический комментарий, ч.2. Новый Завет, стр. 634

[28] Крейг Кинер. Библейский культурно-исторический комментарий, ч.2. Новый Завет, стр. 238

[29] https://faithalone.org/beliefs/ (25.05.2019)

[30] https://faithalone.org/grace-in-focus-articles/what-is-free-grace-theology/ (25.06.2019)

[31] Энтони Лейн, Потерянный лозунг реформации – Минск: Позитив-центр, 2017 – с. 45

[32] http://propovedi.ru/resource/lordship-of-christ-in-salvation/ (25.05.2019)

[33] Энтони Лейн, Потерянный лозунг реформации – Минск: Позитив-центр, 2017 – с. 32-33

[34] Там же

[35] http://www.gracelife.org/resources/gracenotes/?id=67&lang=  (24.05.2019)

[36] Экзегетический дайджест. Послание Иакова. Под ред. Р.Л. Томаса – Новосибирск: НББС, 2006 – с. 20

[37] Там же, с. 20

[38] Энтони Лейн, Потерянный лозунг реформации – Минск: Позитив-центр, 2017 – с. 5

[39] Там же, с. 23-24

[40] http://www.pravenc.ru/text/161909.html (27.05.2019)

[41] http://calvinism.ru/west.htm (27.05.2019)

[42] http://propovedi.ru/resource/lordship-of-christ-in-salvation/ (27.05.2019)

[43] https://faithalone.org/grace-in-focus-articles/what-is-free-grace-theology/ (27.05.2019)

[44] https://docplayer.ru/58620266-Vestminsterskoe-ispovedanie-very.html (27.05.2019)

[45] https://slavicbaptists.com/2012/02/10/verouchenie1928/ (02.10.2020)

[46] Там же

[47] https://baptist.org.ru/faith/verouchenie (02.10.2020)

[48] Там же

[49] Жан Кальвин, Наставление в христианской вере, т.III – М.: Издательство Российского Государственного Гуманитарного Университета, 1998 – с. 288

[50] Энтони Лейн, Потерянный лозунг реформации – Минск: Позитив-центр, 2017 – с. 48-49

[51] Жан Кальвин, Наставление в христианской вере, т.III – М.: Издательство Российского Государственного Гуманитарного Университета, 1998 – с. 258

Comments are closed.