Оправдание или врачевание? Расселл Филлипс

Говоря о Боге, о вечном, о спасении, мы ссылаемся на те сферы жизни, которые нам близки. На западе и повсеместно принято говорить об «отношениях с Богом», тем самым сравнивая вечное с самым дорогим в земной жизни. А на православном востоке преобладают образы спасения из других сфер жизни: врачевание и победа.

За этими разными образами (способами донести истину) таится и разность в понимании. Обобщая, можно отметить, что запад понимает спасение в плоскости положения человека перед Богом (восстановление отношений), а восток – в плоскости состояния человека (восстановления бытия).

Каждая сторона в этой полемике дорожит собственным пониманием и пренебрегает пониманием собеседника. Касательно западной церкви, то парадигма о вине и прощении часто истолковывается как некое искажение или неполноценное представление, обусловленное западными шаблонами, римским правом (Lex), общественным строем средневековья (сеньоры и вассалы) и так далее. Вчера увидел ссылку в соцсети на проповедь Кураева на эту тему.

Восточно-православная сторона также уязвима для критики. Национальная озабоченность о физическом здоровье и исторически обусловленная озабоченность о военной безопасности отражаются на понимании христианских истин. В этом тоже есть некая субъективность, особенно в сочетании с отвержением других важных граней истины.

И все-таки нет повода застревать в тупике. Божье Слово не ограничено нашим осмыслением его, и мы не настолько во власти своих предвзятых представлений, чтобы, только сменяя конфессию и культуру, быть в состоянии принять Слово. Почему бы не изучать и принимать все богатство различных образов, присутствующих в Писании?

Для западного христианина не помешало бы уделять внимание тому, что Христос не только умер вместо нас и воскрес, но и мы умерли вместе со Христом-Начальником и совокресли. Спасительное действие Христа также спасает нас от подвластности Сатане и смерти, Спаситель же Победитель (Christus Victor).

А восточно-православному христианину не надо отвергать богатые библейские и святоотеческие истины о том, что Бог во Христе «праведный и оправдывающий», что «Бог во Христе примирил мир с Собою». К примеру, православный богослов Бредли Нассиф полноценно вмещает учение об оправдании. Афанасий Великий: «Всесвятой Сын Отца, являющийся образом Отца, пришел к нам, чтобы восстановить человека, сотворенного по Его подобию, и так как он потерян – найти его через прощение грехов».

Похожие статьи

Comments are closed.