Один взгляд назад. И.В. Шайфулин

Есть такое понятие как анахронизм. Оно характерно для литературы, кино и других видов искусства, а также для исторической науки. Это когда происходит нарушение хронологической точности и что-то, относящееся к одной исторической эпохе, относят к другой, то есть что-то переносят из будущего в прошлое или наоборот. Выглядят такие ошибки иногда довольно глупо. Например, когда Айзек Азимов пишет в «Конце Вечности» о далеком будущем, где его герои используют перфокарты для программирования компьютера и вывода данных.

Хотя иногда анахронизм используется намеренно для создания комического эффекта. Так, скажем, в диснеевском «Геракле» герои мультфильма практически помещаются в современную нам культуру, хотя по сюжету живут в Древней Греции. Очень смешно получается. Тем же самым приемом пользуется Теренс Х. Уайт в своем знаменитом романе «Меч в камне».

Но иногда перенесенные в другое время события или явления вовсе не выглядят неуместно или смешно в этой другой исторической действительности. Наоборот, очень хорошо вписываются в новую для себя реальность. Причем настолько хорошо, что порой очень трудно понять, что мы вообще имеем дело не с современным нам явлением, а с тем, что имело место много лет назад. Такое происходит в том случае, когда не только некие идеи, стоящие за перенесенным явлением, сохраняют свою злободневность (это то как раз неудивительно, ведь на самом деле и, правда, ничего нового под солнцем не происходит), но остаются актуальными и живыми даже обстоятельства и мельчайшие подробности события. И вот этот факт, что мы имеем дело с явлением прошлого, сохранившим свою жизненность, заставляет нас как-то по-новому взглянуть на нашу нынешнюю действительность, сделать ее переоценку.

Это вступление было необходимо, чтобы подготовить нас к еще одной экскурсии в прошлое нашего братства. Давайте снова обратимся к тому, что писали в журнале «Баптист» более ста лет назад. В №36 в 1911 году была опубликована статья Михаила Тимошенко «Кафедра». Михаил Данилович был известным служителем братства, трудился в Союзе баптистов, был христианским писателем и журналистом, редактором журнала «Слово Истины». К его публикациям (которых в целом было немало) стоит отнестись с серьезным вниманием, поскольку он был человеком образованным и имевшим большой опыт служения, в том числе в непростых обстоятельствах.

1

Статья «Кафедра» будет здесь перепечатана практически полностью. Это имеет смысл, потому что она представляет собой действительно назидательное чтение, несмотря на годы и даже эпохи (учитывая историю XX века), прошедшие с того времени, когда она впервые увидела свет. И может, именно благодаря своей давности она поможет нам сегодня еще раз оценить современную нам церковную жизнь.

Нет необходимости дополнительно комментировать статью. Все, что в ней содержится, полноценно говорит само за себя. Единственное, о чем хотелось бы попросить: после внимательного прочтения напомните себе, что эта статья написана в далеком (и все же таком близком) 1911 году.

Выводы – за вами, дорогие читатели.

/В статье сохранены орфография и стилистика автора. Статья публикуется с небольшим сокращением./

«Великое назначение имеет кафедра в собрании. На ней читается слово Божье. Уже одно ясное, понятное чтение Евангелия доставляет громадное утешение слушателям. Вечные истины его и чудно рассказанные притчи никогда не теряют своей чарующей прелести и самого глубокого значения. Если же к этому чтению добавить умелое, ясное и простое изъяснение, тогда кафедра приобретает еще большее значение. С кафедры дарятся цветы утешения; с кафедры преподается необходимое в жизни наставление; с кафедры летят стрелы обличения; с кафедры звучит призыв к новой жизни, а главное на кафедре исповедуется имя Иисуса. Говорится:

— Приди к Иисусу и живи для Иисуса!

И чем лучшего, полного силы св. Духа проповедника будет иметь собрание на кафедре, тем благословеннее будет оно. Могучее слово достигает глубин души и производит переворот. Поэтому во многих общинах кафедра доверяется достойным лицам, которые не отталкивают слушателей, а привлекают их. На кафедре должен стоять посланник Царя царей, облеченный во все доспехи величия Его.

С особым уважением и серьезностью к делу проповеди относятся баптисты за границей. Все проповедники тщательно и всесторонне изучают слово Божье и подготавливаются для этой деятельности.

У нас, в России пока нет этого и во многих местах у нас кафедра свободна для всех желающих. Нет недостатка и в желающих говорить. И в собраниях иногда говорят по три и четыре человека подряд. Иногда все обходится благополучно, а иногда и нет. В общем хроника кафедры богата всевозможными приключениями.

В более благоустроенных общинах члены стараются избегать неприятностей и дело проповеди поручают более способным и опытным лицам. Обойденные же, но желающие ораторствовать, говоруны остаются этим недовольны и в результате — происходят недоразумения.

Один брат пишет мне: «Отец молодого П. выражает громко свое недовольство на то, что я не приглашаю его сына проповедовать. А как я буду приглашать его, если он еще ничего не знает. Видно, отцу хочется полюбоваться своим сынком на кафедре, да и сын не прочь хоть несколько минут постоять перед слушателями».

Многих юношей привлекает кафедра. И хорошо, если они имеют способность говорить с благословением, таковым путь открыт, но если нет дара, а есть желание — тогда беда. Тогда, если таковой и говорит, то слушателя зевают и «клюют носами», более же нетерпеливые и совсем уходят, а говорящий тоже мучается и потеет. Если же им не приходится говорить, или же очень редко приходится, то в сердце их накипает горечь и недовольство.

Сперджен говорит так: «Люди же неспособные, робкие, не утвердившиеся, преданные своей плотской жизни, — такие люди не годятся для высокого звания пастыря церкви. Ведь есть же такие предприятия, которые мы ни за что не поручим людям слабым или убогим. Если какой-нибудь человек не может работать на крыше, если у него слаба голова и подобная работа для него опасна, — пусть такой человек изберет для себя работу внизу на земле, где ему не угрожает головокружение. Точно так же есть люди с духовными недостатками, которые не могут и не должны принимать на себя высоких духовных обязанностей. Если выпадет на долю такого человека хотя малейший успех, он сейчас же возгордится им, — порок, столь часто встречающийся у наших проповедников, вовсе неслужащий к украшению их, а прямо ведущий к погибели. Если бы мы захотели защищать свой дом от врагов, то мы вооружили бы саблями и орудием не наших мальчиков и девочек. Так и здесь. Нельзя возводить на кафедру для защиты истины всякого новичка, бойкого на язык, но не опытного в духовной жизни. Страх Божий должен руководить мудростью молодого человека, иначе нельзя допустить его к проповеданию Слова» …

Многим старикам также люба кафедра.

Лет 30—40 тому назад, когда дело Божье только начинало развиваться, все было, конечно, в малых размерах. Слово Божье редко кто знал. Поэтому кто бы ни читал тогда Евангелие, — все было ново, невиданно, а поэтому и интересно.

Теперь настало другое время — настали другие люди, появились и другие требования. Те из старых братьев, кого Господь избрал и поставил работниками на Его ниве, известны нам, уважаемы и любимы нами. Но есть и таковые, которые несут на своих плечах только количество лет, да мешок старческой воркотни.

— О, теперь не то, — говорят они. — Когда-то не было этих кафедр, а стояли простые столы и мы в тесноте, да в страхе, чтобы не арестовали нас, проповедовали слово. А теперь нас не уважают, не хотят слушать, обходят. Мы начинали дело, мы страдали и т.д. — и не могут они примириться с новыми требованиями и условиями жизни, смотрят на все подозрительно.

Не смотря на все свое высокое назначение, кафедра иногда служит предметом интриг, исканий себялюбцев, неустройств и страданий в общине. Уязвленная бездарность начинает употреблять клевету, грубую силу, для того только, чтобы не остаться в стороне, незамеченной…

Видимо, ап. Павел хотел успокоить волнующиеся умы, когда писал: «… насаждающий н поливающий есть ничто, а все Бог возращающий».

Поэтому пусть кафедра не будет предметом тщеславных мечтаний юноши и надменных укоров и исканий старика, но пусть кафедра будет местом общения с Богом, дабы собравшиеся верующие могли назидаться и утешаться в Господе, и грешники могли обращаться и верить в искупительную жертву Агнца, ибо — вера от слышания, а слышание от слова Божьего!»

Иногда даже мельком брошенный взгляд назад, в наше прошлое, удивительным образом открывает нам наше настоящее.

Похожие статьи

Comments are closed.