Обращение от лицеприятия, Иак. 2:1-13, Синяков О.

Здесь мы имеем дело с непростым на то время вопросом. Богатые были в почете, а бедные презираемы. Это была культурная норма. Иаков же усматривает в этом грех лицеприятия, и не просто грех, а прецедент искажения Божьего суда между богатыми и бедными. С одной стороны, в ст.1 он говорит: «имейте веру в Иисуса Христа,… не взирая на лица», т.е. без лицеприятия, не относиться к человеку в соответствии с его социальным статусом. А с другой стороны, в опорной истине в ст.6а, являющейся центром хиазма, он показывает, что верующие «презрели бедного», т.е. они лишили его чести и достоинства, опозорили его. Весь контекст отрывка говорит о суде. Поэтому в ст.1 к имени Иисуса Христа Иаков добавляет эпитет «нашего Господа славы», показывая тем самым присутствие Божьей славы в церкви в лице Иисуса Христа, чем намекает на примеры беспристрастного и справедливого суда Яхве над Своим народом. Почему лицеприятие связано с судом? Когда мы говорим о суде, мы говорим о вынесении некоего решения. Когда человек относится к кому-то с лицеприятием, он принимает решение отдать этому человеку большую честь, нежели другому. Так вот, если это решение не совпадает с Божьим, что часто и происходит, то это искажение Божьего суда, это грех лицеприятия. Поэтому, когда мы поступаем лицеприятно, мы искажаем Божий суд. Иаков хочет направить своих слушателей на путь истины в этом вопросе, для этого он выстраивает лесенку из трех рассуждений:

  1. Неверный суд между богатыми и бедными        – лицеприятие, ст.2-4;
  2. Божий суд между богатыми и бедными   – истина, ст.5-7;
  3. Верный суд между богатыми и бедными            – по Слову, ст.8-13.

Приглядимся к этим рассуждениям более пристально.

Неверный суд между богатыми и бедными – лицеприятие, ст.2-4.

Сначала Иаков рисует красочную картинку происходящего в собрании (дословно в синагоге), которую мы непосредственно не раз могли наблюдать и даже участвовать в ней в обеих ролях. Здесь Иаков прямо раскрывает лицеприятие:

  • Описание богатого очень красочно:  «человек с золотым перстнем, в богатой одежде», а описание бедного очень кратко: «в скудной одежде»;
  • На богатого смотрят («смотря на богатого»), а на бедного даже не смотрят («а бедному»);
  • Про одежду богатого упоминается дважды, а про бедного нет;
  • Когда богатому говорят, добавляют слово «хорошо», а бедному просто указывают;
  • Богатого садят на сидение: «тебе хорошо сесть здесь», а бедного или заставляют стоять: «ты стань там», – или садят на пол: «садись здесь у ног моих».


Наверняка первые слушатели ерзали, когда сидели и слушали это письмо! Вроде бы описывается просто приход участников церкви на собрание, однако Иакову удается мастерски обличить грех лицеприятия. Его вывод не заставляет себя долго ждать. Он задает им риторические вопросы в ст.4, призванные показать, что они, проявив такое лицеприятие, исказили дело суда, исказили Божий суд. Ответ на эти вопросы напрашивается: да, пересуживаем, да, становимся судьями с худыми, дословно, злыми мыслями. Именно этого ответа в сердце слушателей и ожидает Иаков – признание своего греха. Лицеприятие по экономическому признаку было явно тогда, оно имеет место и сегодня. Однако мы можем перенести этот принцип и на другие виды лицеприятия: родословие (в каком поколении верующий и кто твои родители), занимаемая должность в церкви, занимаемая светская должность, отличие успехами служения и духовной жизни (гонимый за веру, успешно совершил проект и т.д.) и др.

Божий суд между богатыми и бедными – истина, ст.5-7.

Здесь Иаков дает отличительные черты бедных и богатых, которые являются основанием для Божьего суда между ними, а именно этот суд является истинным, т.е. на основании истины. Между этими характеристиками помещена опорная истина о грехе слушателей, которую мы уже упомянули выше. Итак, как же Бог смотрит на бедных и богатых? Бог избирает бедных быть богатыми в духовном отношении. Во-первых, «богатыми верой». Речь о том, что верующие, бедные материально, вместе с тем богаты духовно. Их вера даровала им обильные духовные благословения, позволяющие им в противовес злому образу жизни богатых иметь праведный образ жизни. Об этом говорит Иаков в гл.1, что они рождены от Слова. Во-вторых, бедные являются наследниками Царства. Из других текстов Писания мы знаем, что верующие имеют наследство в будущем Царстве Иисуса Христа и, более того, они и сами будут с Ним царствовать. Поэтому сегодня материально бедный верующий, это принц, ожидающий реального царского достоинства. Если с такой перспективы посмотреть на бедных людей, то они перестают выглядеть презренно, обретают честь и достоинство в наших глазах. Это и есть истина.

На богатых Бог также смотрит по Своей истине. Когда Он их видит, то открывается много проблем: они притесняют бедных (дословно угнетают, эксплуатируют), они влекут бедных в суды (дословно насильно приводят в суд), бесславят (дословно злословят) имя Христа. Последнее требует пояснения. Как было уже сказано выше, церковь еще связана с синагогой. Иаков обращается не только к христианской аудитории, его слушателями могли быть еще те, кто еще не стал христианином. Скорее всего, под богатыми здесь подразумеваются именно такие люди. Они не приняли Христа и поэтому в своих противоправных действиях по отношению к бедным для усиления давления злословили имя Господа, унижая людей за принятие Иисуса Христа. Если теперь посмотреть на богатых, то достойны ли они той чести, которую так склонны оказывать им люди? Конечно, нет. Это и есть истина. Означает ли это, что все бедные хорошие, а все богатые плохие? Нет. Иаков дает характеристики и тем и другим по истине: бедные христиане достойны чести, а злые богатые ее не достойны.

Верный суд между богатыми и бедными – по Слову, ст.8-13.

Здесь Иаков приводит два момента того, как Слово направляет нас к обращению от лицеприятия. Первый момент касается полноты исполнения закона. Его рассуждения просты. Уделять людям внимание это исполнение заповеди о любви к ближнему, однако, проявление лицеприятия это нарушение другой заповеди. Поэтому, если ты исполняешь часть заповедей, но хотя бы одну нарушил, ты преступник, ты нарушил закон в целом. Следовательно, нужно не просто уделять внимание другим, но уделять его, не разделяя людей на сословия. «Закон царский» это закон, исшедший от Царя – от Иисуса Христа. Мы обнаруживаем это в Матф. 22:36-40. Вместе с тем этот закон имеет связь с законом Моисеевым через общий источник. Христиане должны руководствоваться Словом, и в данном случае проявлять любовь к ближним без лицеприятия. Второй момент, приводимый Иаковом, касается взаимосвязи суда и милости. Иаков, пишет «как имеющие быть судимы по закону свободы», другими словами: «как возрожденные от Бога люди, имеющие закон в своем сердце, и таким образом исполняющие его по внутреннему свободному желанию». Иаков обращается к тому, о чем он говорил в 1:18. Он мотивирует их новой присущей теперь им природой. Однако при этом дополняет: «Ибо суд без милости не оказавшему милости». Суда без милости удостоятся не возрожденные люди, Матф. 7:21-23. Поэтому-то отсутствие милости к другим выступает в данном случае свидетельством того, что человек не возрожден. «Милость превозносится над судом»,- Иаков проводит четкий водораздел между истинными верующими и просто религиозными – милость выше суда. Милость выше суда и поэтому они теперь возрождены. Милость выше суда и поэтому Бог возносит бедных над богатыми. Каким же путем идет слушатель, путем милости, будучи возрожденным, или путем человеческого суда, будучи не возрожденным?

Похожие статьи

Comments are closed.