ОБ АВТОРИТЕТЕ СЛУЖИТЕЛЕЙ, Швецов П.Б.

В наш век индивидуализма, независимости и
свободы, человеку не очень нравится подчиняться. Тем более, когда заходит
разговор о подчинении авторитету служителей в церкви, в то время, когда
низвергаются все авторитеты. А что такое авторитет служителей? На чем он
основан?
Авторитет – это власть (от лат. auctoritas
— «власть, влияние»), способность оказывать влияние на других людей, основанная
на уважении, доверии.
Само понятие власти, иерархии и подчинения
присутствует в Библии изначально.
Неслучайно Бог при сотворении вводит
порядок, иерархию во вселенную, ставя человека над природой, чтобы тот
владычествовал над ней и отражал Божий образ. (Быт.1:28)
Власть — это Божье установление, важный
принцип миропорядка. Без его присутствия наступит анархия, ведущая к беззаконию
и хаосу. Поэтому порядок, подчинение одних другим, задуман Богом во всех сферах
общества, будь то государство, церковь или семья. Например, в семье жена
повинуется мужу, ребенок находится под авторитетом своих родителей, подчинен их власти. Если ребенок не признает авторитет
отца, обычно это выражается в непослушании, бунте. Конечно, не стоит путать
авторитет с тиранией, базирующейся на страхе. Можно добиться «авторитета», если
запугать семью.
Но подчинение авторитету поместной церкви
и ее служителям должно быть основано не на страхе, а добровольным. Никто из членов
церкви, скорее всего, не подвергался пыткам, чтобы принять крещение. В церковь
приходят добровольно и добровольно признают авторитет церкви и служителей.
Но на чем основан этот авторитет? И кто обладает
авторитетом?
Эти вопросы касаются как источника, так и
получателя. Есть неверное
основание авторитета. Его источник – это лишь звание, чин, погоны.«Подчиняйтесь
мне, уважайте меня, потому что я пресвитер, я начальник…». Сам по себе
церковный чин, звание, не являются источником авторитета. Звание должно подтверждать
тот авторитет, который человек уже имеет. То есть церковь не назначает пресвитером
кого-либо, но пресвитера церковь распознает.
Человек может быть авторитетен в вопросах
бизнеса, математики или рыбалки. Но кто должен быть авторитетом в церкви, кто
наделен этим авторитетом?
Служителя наделяет авторитетом Тот, Кто является
Абсолютным Авторитетом, Всевластным и Всемогущим. Это Бог! Именно Бог сотворил
человека и дал ему власть над творением. Именно Бог избрал Авраама, Моисея,
Давида, пророков и Апостолов. Именно Бог установил порядок и власть в
государстве, семье, церкви. И кого же Бог наделил авторитетом в церкви? И Он
поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных
пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания
Тела Христова (Еф.4:11,12, буквально:
«Он дал»). Все эти категории служителей церкви объединены одним – служением
Слова. Они провозглашают, проповедуют, учат, наставляют.
В истории церкви мы видим, что наибольшей
властью изначально пользовались апостолы и пророки. Когда еще Божье Слово не
было оформлено в письменном виде, именно через апостолов и пророков Бог
возвещал Свое Слово, подтверждая их власть и посланничество через знамения и
чудеса, совершаемые ими. Апостолы и пророки легли в основание церкви: «Быв утверждены
на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным
[камнем]» (Еф.2:20).
Это та причина, по которой Бог дает разные
дары, служения. Бог дал церкви пресвитеров: епископов, пасторов. Эти термины
описывают одно звание, указывая лишь разные аспекты и особенности одного
служения.
Но как эти служители выбираются, или
распознаются в церкви? Благодаря качествам служителей, описанных в 1 Тим 3:1-7.
Важное отличие пресвитеров от дьяконов в том, что пресвитеры должны быть «учительны»,
а дьяконы – нет. Это значит, что пресвитеры имеют способность, дар, передать
Божью истину народу понятным языком. Они могут учить, преподавать,
проповедовать, наставлять. Но и это еще не всё. Тот, кто призван возглавлять
церковь, должен быть не просто профессиональным служителем, учителем, а
достойным её представителем: непорочным, богобоязненным, благочестивым.
Итак, Бог наделяет авторитетом служителей Слова
(пресвитеров, пасторов), обладающих благочестивым характером, непорочных,
способных наставлять церковь. Служители Слова управляют церковью,
руководствуясь библейскими принципами, стараясь возрастать в понимании и хождении
по Слову и в преподавании библейского учения для церкви. «Вникай в себя и в
учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих
тебя». (1Тим.4:16)
Пресвитеры также должны всегда помнить о
том, что духовное руководство заключается не в господстве над стадом, а чтобы пасти,
заботиться о нем, служить примером и вести паству(1 Пет. 5:1-4).
Управление в церкви лучше всего
функционирует, когда оно имеет поддержку со стороны общины, то есть тех, кто
подчинен этому управлению. Добровольное послушание, уважение, любовь и
сотрудничество способствует созиданию церкви.
Бог наделяет авторитетом (властью)
служителей слова (пресвитеров, пасторов), обладающих благочестивым характером,
непорочных, способных верно учить и наставлять общину по Слову Божьему.
Итак, признание авторитета служителей Церкви основано на их избранности Богом, что подтверждается их благочестивым характером и верности Слову Божьему.
18.02.2021