ОБ АВТОРИТЕТЕ СЛУЖИТЕЛЕЙ, Швецов П.Б.


В наш век индивидуализма, независимости и свободы, человеку не очень нравится подчиняться. Тем более, когда заходит разговор о подчинении авторитету служителей в церкви, в то время, когда низвергаются все авторитеты. А что такое авторитет служителей? На чем он основан?


Авторитет – это власть (от лат. auctoritas — «власть, влияние»), способность оказывать влияние на других людей, основанная на уважении, доверии.


Само понятие власти, иерархии и подчинения присутствует в Библии изначально.


Неслучайно Бог при сотворении вводит порядок, иерархию во вселенную, ставя человека над природой, чтобы тот владычествовал над ней и отражал Божий образ. (Быт.1:28)


Власть — это Божье установление, важный принцип миропорядка. Без его присутствия наступит анархия, ведущая к беззаконию и хаосу. Поэтому порядок, подчинение одних другим, задуман Богом во всех сферах общества, будь то государство, церковь или семья. Например, в семье жена повинуется мужу, ребенок находится под авторитетом своих родителей, подчинен  их власти. Если ребенок не признает авторитет отца, обычно это выражается в непослушании, бунте. Конечно, не стоит путать авторитет с тиранией, базирующейся на страхе. Можно добиться «авторитета», если запугать семью.


Но подчинение авторитету поместной церкви и ее служителям должно быть основано не на страхе, а добровольным. Никто из членов церкви, скорее всего, не подвергался пыткам, чтобы принять крещение. В церковь приходят добровольно и добровольно признают авторитет церкви и служителей.


Но на чем основан этот авторитет? И кто обладает авторитетом?


Эти вопросы касаются как источника, так и получателя. Есть неверное основание авторитета. Его источник – это лишь звание, чин, погоны.«Подчиняйтесь мне, уважайте меня, потому что я пресвитер, я начальник…». Сам по себе церковный чин, звание, не являются источником авторитета. Звание должно подтверждать тот авторитет, который человек уже имеет. То есть церковь не назначает пресвитером кого-либо, но пресвитера церковь распознает.


Человек может быть авторитетен в вопросах бизнеса, математики или рыбалки. Но кто должен быть авторитетом в церкви, кто наделен этим авторитетом?


Служителя наделяет авторитетом Тот, Кто является Абсолютным Авторитетом, Всевластным и Всемогущим. Это Бог! Именно Бог сотворил человека и дал ему власть над творением. Именно Бог избрал Авраама, Моисея, Давида, пророков и Апостолов. Именно Бог установил порядок и власть в государстве, семье, церкви. И кого же Бог наделил авторитетом в церкви? И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова (Еф.4:11,12,  буквально: «Он дал»). Все эти категории служителей церкви объединены одним – служением Слова. Они провозглашают, проповедуют, учат, наставляют.


В истории церкви мы видим, что наибольшей властью изначально пользовались апостолы и пророки. Когда еще Божье Слово не было оформлено в письменном виде, именно через апостолов и пророков Бог возвещал Свое Слово, подтверждая их власть и посланничество через знамения и чудеса, совершаемые ими. Апостолы и пророки легли в основание церкви: «Быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным [камнем]» (Еф.2:20).


Это та причина, по которой Бог дает разные дары, служения. Бог дал церкви пресвитеров: епископов, пасторов. Эти термины описывают одно звание, указывая лишь разные аспекты и особенности одного служения.


Но как эти служители выбираются, или распознаются в церкви? Благодаря качествам служителей, описанных в 1 Тим 3:1-7. Важное отличие пресвитеров от дьяконов в том, что пресвитеры должны быть «учительны», а дьяконы – нет. Это значит, что пресвитеры имеют способность, дар, передать Божью истину народу понятным языком. Они могут учить, преподавать, проповедовать, наставлять. Но и это еще не всё. Тот, кто призван возглавлять церковь, должен быть не просто профессиональным служителем, учителем, а достойным её представителем: непорочным, богобоязненным, благочестивым.


Итак, Бог наделяет авторитетом служителей Слова (пресвитеров, пасторов), обладающих благочестивым характером, непорочных, способных наставлять церковь. Служители Слова управляют церковью, руководствуясь библейскими принципами, стараясь возрастать в понимании и хождении по Слову и в преподавании библейского учения для церкви. «Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя». (1Тим.4:16)


Пресвитеры также должны всегда помнить о том, что духовное руководство заключается не в господстве над стадом, а чтобы пасти, заботиться о нем, служить примером и вести паству(1 Пет. 5:1-4).


Управление в церкви лучше всего функционирует, когда оно имеет поддержку со стороны общины, то есть тех, кто подчинен этому управлению. Добровольное послушание, уважение, любовь и сотрудничество способствует созиданию церкви.


Бог наделяет авторитетом (властью) служителей слова (пресвитеров, пасторов), обладающих благочестивым характером, непорочных, способных верно учить и наставлять общину по Слову Божьему.


Итак, признание авторитета служителей Церкви основано на их избранности Богом, что подтверждается их благочестивым характером и верности Слову Божьему.


18.02.2021

Похожие статьи

Comments are closed.